Учимся плавать в детском саду
Орлова М.В.,
инструктор по физкультуре (плавание) МБДОУ ЦРР д/с № 12, г. Ярцево Смоленской обл.
/ Инструктор по физкультуре № 8 2012 г., с. 50
Плавание — один из мощнейших факторов оздоровления. так как помимо закаливания организма способствует формированию костно-мышечной системы ребенка, предупреждает нарушение осанки.
Плавание предъявляет высокие требования к координационным способностям занимающегося, равновесию, ориентированию в пространстве, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, чувству ритма и как средство физического воспитания широко рекомендуется для работы с дошкольниками. Однако от 30 до 70% людей не могут воспользоваться благоприятным оздоровительным влиянием плавания, потому что не умеют плавать.
Программа «Радуга» Т.Н. Дороновой, по которой работает наш детский сад, не предусматривает занятий плаванием, поэтому я разработала учебную программу дополнительного образования по обучению дошкольников плаванию.
За основу я взяла «Программу обучения детей плаванию в детском саду» (Е.К. Вороновой) и «Обучение плаванию в детском саду» (Т.Н. Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Т.Л. Богиной)/2;5/
В нашем ДОУ воспитанники начинают занятия в бассейне с 3-х лет. Проводятся они с ноября по апрель в отопительный сезон.
Во второй младшей группе занятия в бассейне проводятся один раз неделю (16-18 занятий). Начиная со средней группы, обучение проводится два раза в неделю (40 занятий в сезон).
Каждая группа делится на две или более подгрупп по 8-10 человек. Длительность пребывания в бассейне одной подгруппы – 30 мин. Для всех возрастов, сюда включается раздевание детей, мытьё под душем, одевание после плавания, а также, собственно, занятие.
Цели программы:
-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- обучать их плаванию.
Предлагаемая программа призвана решать множество задач в тесной связи с образовательными областями.
«Здоровье»:
—сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
—обучать плаванию;
- закаливать;
-формировать и совершенствовать ОВД по плаванию;
- культурно-гигиенические навыки (опрятность в повседневной жизни; раздевание, одевание, мытье под душем перед занятиями в бассейне, умение пользоваться мылом, насухо вытираться после душа и т.д.);
представления о ЗОЖ; знакомить с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма; создавать положительный эмоциональный настрой от занятий физкультурой в об-щем и плаванием в частности.
«Безопасность»:
—формировать основы безопасного поведения на большой воде и в бассейне;
—знакомить с правилами поведения и безопасного передвижения в бассейне (ходить
спокойно, на бегать, правильно подниматься и спускаться
по лесенке в воду и т.д.).
«Труд»:
—прививать навыки самообслуживания (умение самостоятельно одеваться и раз
деваться в определенной последовательности, аккуратно вешать одежду в шкаф и т.д.);
—хозяйственно-бытового труда;
—приучать убирать игрушки после занятий.
«Познание»:
—развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
-элементарные математические представления;
-умение считать и воспроизводить количество движений по заданному числу(от трех до десяти выдохов в воду);
- знакомить с тонущими и плавающими игрушками, учить отличать одни от других;
-вызывать чувство радости во время выполнения упражнений;
-учить ориентироваться в пространстве (вверх-вниз, впереди-сзади, справа-слева), различать правую и левую руку.
«Коммуникация»:
—развивать умение свободного общения между сверстникамии взрослыми;
—приучать к вежливости: здороваться, входя в помещение
бассейна, и прощаться при выходе, называть взрослых пс имени-отчеству.
«Социализация»:
—развивать навыки игровой деятельности;
—интерес к различным видам игр.
—
Для успешной реализации программы необходимо взаимодействие с различными специалистами ДОУ
Взаимодействие специалистов ДОУ
Зам. заведующего по ВОР
Руководитель по физкультуре
Воспитатель группы
Медсестра детского сада
Педиатр
Психолог
Учебно-тематическое планирование
Количество занятий | Содержание занятий | Метод | Приобретенные детьми знания и умения |
Вторая младшая группа | |||
Ознакомление с помещениями бассейна и правилами поведения в нем | Показ, объяснение | Знание правил поведения в бассейне; умение ориентироваться в помещениях бассейна и правильно себя вести соответственно им | |
На каждом занятии | Обучение самостоятельным раздеванию, складыванию одежды в шкафчик, мытью под душем, вытиранию насухо полотенцем после душа | Объяснение, практическая работа | Умениераздеваться и одеваться, вытираться полотенцем с небольшой помощью взрослых |
На каж- дом за- нятии | Обучение правильному входу в воду и выходу из нее по лесенке, движению по воде | Показ, объяснение, практическая работа | Умение правильно входить в воду и выходить из нее, свободно передвигаться по воде разными способами с различными положениями рук |
Обучение самостоятельной и заданной ходьбе в чаше бассейна («паровозиком», руки за спину, держась за руки, с игрушками, без них, с различным положением рук) | Объяснение, практическая работа | ||
Обучение играм в воде (с игрушками): «Зайки», «Дует ветер» | Знание игр и умение играть в них | ||
Обучение прыжкам в воде (на месте, держась за поручень, с продвижением вперед) | Умение выполнять различные виды прыжков в воде | ||
Обучение погружению лица и головы в воду.(носа, ушей, щек, губ, глаз, лица, головы). Проведение игр «Помешаем носиком воду», «Спрячем носик, губки, глазки» | Показ, объяснение, практическая работа | Умение погружать в воду лицо и голову | |
Обучение выполнению выдоха в воду с помощью упражнения «Пузыри» | Умение пускать пу- зыри в воде ртом, т.е. выполнять выдох в воду | ||
Средняя группа | |||
На каж- дом за- нятии | Совершенствование свободного передвижения в воде и прыжков: — на двух ногах, руки на поясе; — «паровозиком»; — с переменой направления движения по сигналу; — «змейкой». Проведение игр: «Поезд в туннель» (ходьба, скольжение), «Кто быстрее?», «Зайки, птички, рыбки» | объяснение, практическая работа | Умение свободно передвигаться по воде и выполнять различные действия |
Совершенствование погружения в воду с голо- вой. Проведение игр: «Поезд в туннель», «Страшный крокодил», «Достань черепашку», «Нырни, как рыбка» | Умение погружаться в воду с головой безбоязненно | ||
На каж- дом за- нятии | Обучение входу в воду соскоком | Объяснение, помощь, практическая работа | Умение выполнять соскок с лестницы самостоятельно или с небольшой помощью инструктора |
Обучение лежанию и скольжению по воде на груди. Разучивание упражнений «Звездочка», «Стрела» | Объяснение, показ, практическая помощь | Умение лежать на воде на груди и скользить по воде на груди | |
Обучение выполнению выдохов в воду серией. Проведение игры «Пузыри»: выдох в воду: —3 раза, выдохи в воду —3 раза серией; выдох в воду — 5 раз, выдохи в воду — 5 раз серией | Объяснение, практическая работа | Умение выдыхать в воду серией | |
Обучение открыванию глаз в воде. Проведение игр: «Какая рыбка?», «Достань черепашку», «Собери всех» | Умение открывать глаза под водой | ||
Обучение плаванию способом кроль на груди при помощи ног (дистанция 2— З м) | Объяснение, показ, практическая помощь | Умение плавать кролем | |
Обучение самостоятельным подвижным играм на - воде: свободное плавание с игрушками, надувными мячами, плавательными кругами и без предметов | Объяснение, практическая работа | ||
Старшая группа | |||
На каждом занятии | Совершенствование свободного передвижения в воде и выполнения раз личных действий: — ходьба с погружением в воду по сигналу; — с переменой направления по сигналу, прыжками - на двух ногах (руки на поясе); — спиной вперед; — «змейкой» с погружением по сигналу под воду; — чередование ходьбы и прыжков на двух ногах | Объяснение, практическая работа | Умение свободно передвигаться раз- личными способами и погружаться в воду |
На каж- дом за- нятии | Совершенствование соскока в воду: — вперед лицом; — спиной | Умение уверенно выполнять соскок в воду | |
На каж- дом за- нятии | Совершенствование выполнения выдохов в воду серией: — 7 раз через рот; — 7 раз через нос | Умение выдыхать в воду серией через рот и нос | |
Совершенствование плавания на груди кролем на груди при помощи ног: — с задержкой дыхания; — парами с задержкой дыхания; — с выполнением выдоха в воду; — преодоление дистанции 4— 5м. Проведение игр: «Кто дальше?», «Доплыви до мяча» | Умение плавать кролем с разными заданиями | ||
Совершенствование подвижных игр в воде: «Бегом за мячом», «Волейбол на воде», «Глазки-завязки» | Умение свободно двигаться в воде | ||
Совершенствование открывания глаз в воде. Проведение игр: «Какая рыбка?», «Найди игрушки» | Умение открывать глаза в воде | ||
Обучение плаванию кролем на груди в полной координации: — движение руками кролем на груди на суше; — кролем на груди, стоя в воде; — плавание кролем на груди по элементам с задержкой дыхания; — на груди в полной координации с задержкой дыхания; — в полной координации с выполнением выдоха в воду, преодоление дистанции 3—4 м | Объяснение, показ, практическая работа | Умение проплывать дистанцию 3—4 м кролем на груди в полной координации с задержкой дыхания и выдохами в воду | |
Обучение лежанию и скольжению на спине. Разучивание упражнений «Звездочка» (на спине), «Стрела» (на спине без продвижения вперед и на спине со скольжением) | Объяснение, практическая работа | Умение лежать и скользить на спин | |
Обучение плаванию на спине при помощи ног, преодоление дистанции 2—4м | Объяснение, показ, практическая работа | Умение плавать на спине при помощи ног | |
Обучение нырянию за тонущими игрушками (средних размеров) | Объяснение, практическая работа | Умение нырять | |
Обучение различным прыжкам в воду: — боком; — с хлопком руками во время прыжка; — головой вперед, вытянувшись; — спиной вперед | Умение прыгать в воду | ||
Подготовительная к школе группа | |||
Закрепление свободного передвижения в воде и выполнения различных действий: — «паровозиком»; — прыжками; — с переменой направления по сигналу (игра «Поезд в туннель» со скольжением); — погружением под воду по сигналу; — «змейкой»; — спиной вперед; — с чередованием ходьбы и прыжков на двух ногах по сигналу. Проведение игр: «Зайки, птички, рыбки», «Кто быстрее?» | Объяснение, практическая и итоговая работа | Умение свободно передвигаться в воде различными способами | |
Закрепление входа в воду соскоком: — уверенный соскок в воду лицом вперед; — спиной вперед | Умение выполнять уверенный соскок в воду лицом и спиной вперед | ||
Закрепление выполнения выдохов в воду серией: — 1 0 раз через рот; — 10 раз через нос | Умение выполнять серии выдохов | ||
Закрепление открывания глаз в воде (игра «Найди игрушки») | Умение без боязни открывать глаза в воде | ||
Закрепление плавания кролем на груди при помощи ног: — преодоление дистанции не менее 5 м с задержкой дыхания; — не менее 5 — 8 м с выполнением выдоха в воду | Умение плавать кролем на груди при помощи ног | ||
Совершенствование и закрепление плавания кролем на груди в полной координации: — преодоление дистанции 3 — 4 м с задержкой дыхания; — не менее 5 м с выдохом в воду; — не менее 5 — 8 м с выдохом в воду. Проведение игры «Кто дальше?» | Практическая, итоговая работа | Умение плавать кролем с полной координацией | |
Совершенствование и закрепление плавания на спине при помощи ног, преодоление дистанций (м): -3—4; — 4—6; — 6—8. | Умение плавать на спине при помощи ног | ||
Обучение плаванию на спине в полной координации: — работа руками, стоя в воде; — преодоление дистанции 2 — 3 м на спине с полной координацией | Объяснение, показ, практическая работа | Умение проплывать небольшую дистанцию на спине с полной координацией | |
Совершенствование и закрепление плавания на спине с полной координацией, преодоление дистанций (м): -3—4; — 4—6; — 6 — 8 парами. Проведение игры «Кто дальше?» Проведение игры «Кто дальше?» | Практическая, итоговая работа | Умение плавать на спине с полной координацией | |
Закрепление подвижных игр в воде: «Волейбол на воде», «Дует ветер», «Глазки-завязки», «Поймай хвост», «Бегом за мячом» | Объяснение, практическая, итоговая работа | Знание правил предлагаемых игр и умение играть в них | |
Закрепление прыжков в воду: — боком; — спиной вперед, — головой вперед, вытянувшись; — с хлопком руками во время прыжка | Практическая, итоговая работа | Умение выполнять различные виды прыжков | |
Закрепление ныряния в воду за мелкими тонущими игрушками | Умение нырять и доставать мелкие предметы со дна |
Мониторинг
Освоения детьми
Программы по плаванию
Умения и навыки по плаванию проверяются по мере их освоения детьми, ежемесячно. Когда воспитанник приступает к освоению упражнения, в листе диагностики ставится первая отметка, когда у него начинает получаться упражнение, — вторая, а когда ребенок полностью его освоил, в листе диагностики появляется плюс. Если упражнением является плавание на определенное расстояние, то 2—3 раза в месяц отмечается,, сколько метров проплыл дошкольник.
Критерии проверки
Для второй младшей, группы:
—передвижение по воде;
—погружение лица в воду;
—головы в воду;
—упражнение «Пузыри».
Для средней группы:
—вход в воду соскоком;
—выполнение серии выдохов в воду (3—5 раз);
—лежание на воде на груди;
—скольжение по воде на груди;
—плавание кролем на груди при
помощи ног (2—3 м);
—подвижные игры в воде.
Для старшей группы:
—выполнение серии выдохов в воду (5—7 раз);
—плавание кролем на груди при помощи ног (4—5 м);
—с полной координацией (3—4м);
—лежание на спине;
—скольжение на спине;
—плавание на спине при помощи ног (2—4 м);
—ныряние в воду;
—прыжки в воду.
Для подготовительной к школе группы:
— выполнение серии выдохов в воду серией (7—10 раз);
—плавание кролем на груди при помощи ног (5—8 м);
—с полной координацией (5—8м);
—плавание на спине при помощи ног (6—8 м);
—с полной координацией (2-8м);
—ныряние в воду;
—прыжки в воду;
—подвижные игры в воде.
Оборудование
Для проведения занятий в нашем ДОУ используется крытый бассейн с ванной размером 3x8 м и глубиной 90 см, с регулируемой высотой набора воды. На стене бассейна располагается мозаика на морскую тематику.
Ванна оснащена лестницей для спуска в воду и подъема из воды и широким бортиком для прыжковых упражнений. На длинной стороне ванны расположен поручень, используемый для поддержки детей и проведения упражнений.
В помещение бассейна также входят раздевальная комната, душевая и туалетная. Пол в раздевалке устлан паласом, а полы в душевой до лестницы, идущей в воду, — дорожками с нескользкой поверхностью морской расцветки. В двух душевых кабинах на полу — пластмассовые решетки. Также в душевой расположена скамейка. И раздевальной комнате 10 кабинок для раздевания детей и же скамейки. Стены раздевалки украшены сдутыми (лопнувшими) игрушками. В раздевалке имеется коллекция разноцветных мыльных фигурок, которую дети с интересом рассматривают.
Помещение бассейна оборудовано вентиляцией и освещением. Температура воздуха — не менее 28 "С. Температура воды в чаше бассейна поддерживается в пределах от +27 °С в теплое время года до +32 "С в холодное. Качество воды — питьевая. Вода в чаше меняется ежедневно. Чаша дезинфицируется при каждом спуске воды.
Дети приходят в помещение бассейна в халатах с капюшонами, трусах, носках, обуви, с купальными принадлежностями в пакетах (их покупают родители).
Во время занятий в бассейне используются обручи, пенопластовые доски, надувные игрушки, мячи, плавательные круги, плавающие и тонущие игрушки, игра «Волейбол на воде», плавательные очки для игры «Глазки-завязки».
Реализация представленной программы дает хорошие результаты. Многие наши воспитанники весьма успешно участвуют в различных городских и областных соревнованиях и занимают призовые места.
Уважаемые коллеги, надеюсь, что разработанная мной программа поможем вам организовать в своих ДОУ обучение детей плаванию.
Литература
1. Большакова И.А. Маленький дельфин. М., 2005.
2. Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском
саду. СПб., 2010.
3. Еремеева Л, Ф. Научите ребенка плавать. СПб., 2005.
4. Мартынова Л. В., Попкова Т.Н. Игры и развлечения на воде. М.,2006.
5. Осокина Т.Н., Тимофеева Е.А.,Богина Т.Л. Обучение плаванию вдетском саду. М., 1991.
6. Педролетти М. Основы плавания. Ростов-на/Д., 2006.
7. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста.М., 2008.
8. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. М.,2003.
9. Соколова Н.Г. Плавание и здоровье малыша. Ростом- па/Л., 2007.