Проблеме формирования личности человека и ее развития посвящено множество работ. Однако пока не проведен конкретный 1нализ всех процессов формирования целостной личности, которые в совокупности и единстве составляют соответствующий механизм формирования социальной сущности человека. Сложность изучения данной проблемы вызвала к жизни различные подходы к ее анализу:
1) социальный механизм формирования личности связан с развитием коллективного социального сознания;
2) механизм формирования личности является «деятельностным». Этот взгляд разделяет большинство российских философов, социологов и психологов, считая, что только социальная активность, целесообразная деятельность и межчеловеческое взаимодействие развивают в человеке социальные черты, делают его личностью;
3) механизм формирования личности основан на ее общении с другими индивидами, с обществом в процессе и по поводу ее деятельности, при этом сторонники этого подхода исходят из двойственной социально-индивидуальной природы человека и противоречий этой природы;
суть социального механизма формирования и развития личности — в становлении, т.е. сущностные процессы становления личностного начала в человеке связаны с его общественным признанием, самоотождествлением индивида с некоторыми социальными позициями, ролями и группами.
Связь между представлениями личности о себе, ее ценностями и социальными оценками довольно сложна. Она может быть представлена в виде теоретической модели (см. таблицы).
КАК СВЯЗАНЫСОЦИАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ, ЦЕННОСТИ И ОБРАЗЫЯ ЛИЧНОСТИ?
Определение стилей, ценностей и результирующие образы своего Я
Стиль
(характерные способы манифестации когнитивных или аффективных феноменов)
Ценности
(ориентация на действия, которые могут быть упорядочены и самодостаточны)
Результирующая
характеристика своего Я (персонификация собственных действий, внутренних процессов и отношений с миром)
Эмпирический: образы реальности оцениваются с точки зрения Надежности и валидно-сти наблюдений; связан с когнитивными процессами восприятия
Социальные: социальный контакт, взаимопомощь, похвалы, поддержка со стороны других людей, «добрые дела» — наиболее желаемая цель; выше всего милосердие
Феноменально-интерактивная: персонификация своих действий и мотивов по отношению к социальному окружению и социальному идеалу: Я ориентировано на «здесь и теперь» и «другого»
Рациональный: образы реальности оцениваются с точки зрения их логической непротиворечивости; связан с когнитивными процессами концептуализации
Внутренние:
достижение высоких результатов в выполнении конкретных задач и достижения целей, особенно связанных с психологическими и (или) физическими усилиями; мастерство как конечная цель
Концептуально-достижимая:
персонификация своего Я относительно понимания своих достижений, управление своим Я, подчинение его целям овладения мастерством
Метафорический: образы реальности оцениваются с точки зрения универсальности заключенных в них прозрений; связан с когнитивными процессами символизации
Я:
характеризуется акцентом на своей уникальности и неповторимости, сохранением независимости и поведением в соответствии с личностными стандартами поведения; самоактуализация как конечная цель
Трансцендентально-восходящая:
персонификация физической и общественной сфер в терминах своих специфических потребностей, интересов, действий и характерных способов реагирования. Переживание своего Я как идиосинкретической манифестации искусства жизни
Основные образы своего Я, порождаемые различными связями стиль — ценность | ||
Социальные ценности | Внутренние ценности | Ценности Я |
Я воспринимается как неотъемлемая часть общества и культуры. Индивидуальность возникает из опыта Я в обществе | Я оценивается по непосредственным результатам или своим достижениям в социальном контексте. Для индивидуальности наиболее важны непосредственные достижения, нежели долгосрочные | Я ценится за непосредственно переживаемое с помощью всех наличных у него органов чувств. Индивидуальность возникает из чувственных восприятий «здесь — теперь» |
Я подчиняется социальному порядку и социальной догме. Индивидуальность — своя или других — ценится только в той мере, в какой она понимается и допускается с социальной точки зрения | Я оценивается и понимается с точки зрения долгосрочных достижений индивида в воздействии на окружающий его мир. Достижения отделяют индивидов друг от друга. Индивидуальность ценится за ее материальные или теоретические достижения | Индивид понимает себя с помощью глубокого воспитанного мышления. Высшая цель жизни — следовать сократовской максиме «познай самого себя». Индивидуальность понимается ради нее самой |
Я рассматривается как специфическая конкретная манифестация социального мифа. Социальные и религиозные институты обеспечивают рамки для переживания и познания своей индивидуальности | Я оценивается и понимается с точки зрения его этических и духовных достижений. Самоусмотрение есть достижение, к которому стремится индивид, а индивидуальность есть продукт (отчасти) этого стремления | Индивид есть одновременно часть мира и вне мира, и индивидуальность возникает в результате выхода за пределы материального мира с целью обретения более глубокого трансцендентного смысла |
Как можно систематизировать социологические представления о личности?1
Интегральный синтез индивидуальных и социальных аспектов человека позволяет выделить:
личную область (индивидуальный человек) — поиск и сохранение личного смысла через целостное функционирование индивидуальных стилей и ценностей;
1) социальную область (коллективный человек) — поиск и сохранение межличностного смысла через целостное функционирование социальных институтов и норм.
Если сопоставить различные социокультурные модели, отражающие сложившиеся подходы к осознанию природы человека, то можно выделить три ценностные парадигмы (см. таблицу).
Больше всего в отдельном человеке ценятся | ||
отношения с другими людьми в мире | достижения | внутреннее развитие и способность воздействовать на мир |
Индивиды составляют неотъемлемую часть общества (коммунальное общество) | Индивиды стремятся к достижениям в рамках социального контекста (общество замкнутых поселений) | Индивиды отчуждены от общества, и акцент делается на актуализации «здесь и теперь» (эпикурейское общество) |
Индивиды — заменимые части общества (фашистские общества) | Индивиды стремятся к достижениям и отделяются друг от друга (технологические общества) | Индивиды — созерцатели своей индивидуальной природы (Академия Древней Греции) |
Индивиды должны всегда жить в согласии с социальным мифом государства (общества религиозного догматизма) | Индивиды стремятся к нравственным и духовным достижениям, и о них судят по этим достижениям (многие протестантские субкультуры) | Индивиды интегрированы в общество, но выходят за его пределы в поисках трансцендентного смысла (утопическое общество) |
Социализация как способ включения индивида в социальную среду
В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является "социализация", позволяющая человеку стать членом общества.
Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.
Адаптация и интеграция в процессе социализации личности. Наиболее распространенными формами, описывающими характер взаимодействия индивида и социальной среды в процессе социализации, являются адаптация и интеграция. Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям. Она характерна для общественных систем с тоталитарным государственным строем. Однако адаптивный характер взаимодействия с обществом может быть обусловлен и самой личностью, ее биопсихологическими или социальными ограничениями. Например, недостаточно развитыми волевыми качествами человека или низким уровнем интеллекта, сдерживающими развитие самосознания личности.
Интеграция предполагает активное взаимодействие индивида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую он способен изменять, когда в этом есть необходимость и целесообразность. Как правило, такая форма взаимодействия человека с обществом характерна при демократическом устройстве государства, а также при "открытом" типе личности, ориентированном на соотношение индивидуальных и общесоциальных ценностей в сознании и поведении. В этом случае определяющую роль во взаимодействии с социальной средой играет индивид.
В существующих отечественных и зарубежных концепциях социализации личности чаще всего используется лишь один термин — адаптация, что негативно влияет на дальнейшее изучение этого процесса, так как игнорируется специфика его протекания в различных социальных типах общества и среды, а также специфика социального типа личности.
Наиболее наглядной моделью адаптации, разработанной в рамках системного анализа, является принцип подвижного равновесия, описанный в работах Л. фон Берталанфи (1901-1972), но использовавшийся ранее в социологии Г. Спенсера, а также в эволюционной теории русских биологов К.А. Тимирязева (1843-1920) и А.Н. Северцова (1866-1936). Согласно указанным концепциям процесс адаптации субъекта детерминируется двумя группами факторов: внутренними, обусловленными появлением и развитием самого социального субъекта (например, биосоциальными предпосылками) [3.1]; внешними, отражающими уровень состояния социальной системы, характер ее жизнедеятельности, в которую включается субъект. При внутренних факторах социализация определяется логикой возникновения и развития самого социального субъекта (человека или группы), тогда как при внешних факторах — состоянием социальных процессов развития общества, способами хозяйственной деятельности, характером смены формаций и др.
Любые процессы взаимодействия порождают специфические формы отношений, действий, идей, мнений и т.д., что в свою очередь изменяет социальную структуру общества, общностей, групп, личности. Эта проблема уже в 30-40-е годы нашего столетия заинтересовала немецких антропологов Р. Брауна, Б. Ван-Геннепа и др. Однако наибольший интерес данная проблема представляет для социологов, изучающих социальные взаимодействия, социальные системы, социальное поведение, определяющее создание новых социальных систем и структур.
Подвижность социальных систем (от человека до общества) дает право рассматривать процесс социализации с точки зрения периодов (циклов), которые имеют свою специфику и обусловлены различными факторами.