Экологическая философия Н.Н. Моисеева.




Прямым идейным продолжением идей В.И. Вернадского о ноосфере были работы российского академика Никиты Николаевича Моисеева (1917—2000), который в своих трудах дал научные основы перехода России к устойчивому развитию. Основная идея «Концепции устойчивого экономического развития» выглядит так: человечеству следует вести мировое хозяйство так, чтобы не вредить следующим поколениям. Устойчивое развитие — это путь общества, приемлемый для сохранения экологической ниши человека и создания благоприятных условий для выживания цивилизации. Экологической нишей человечества является вся биосфера, в связи с этим устойчивое развитие Н.Н. Моисеев трактует как совместную, скоординированную эволюцию человека и биосферы (коэволюцию). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, устойчивое развитие по Н.Н. Моисееву — это первый шаг к эпохе ноосферы.

В процессе исследования коэволюции следует установить зависимость характеристик биосферы от активной природопреобразующей деятельности человека. Имея детальную информацию о характере влияния этой деятельности на биосферу, можно будет сформулировать ограничения деятельности человека, необходимые для выживания цивилизации.

Биосфера является грандиозной нелинейной системой. Вопрос стабильности этой системы, ее способности реагировать на внешние воздействия так, чтобы они не выводили ее из состояния внутреннего равновесия, является одним из важнейших. В последние десятилетия получены результаты, показывающие удивительные способности биосферы противостоять внешним возмущениям, однако эти способности не беспредельны; в связи с этим одной из важнейших задач науки является установление таких пределов сопротивляемости биосферы внешним воздействиям.

Биосфера — сложная саморазвивающаяся система, имеющая многочисленные положительные и отрицательные обратные связи. Положительные отвечают за ее развитие, возрастание сложности и разнообразия элементов. Отрицательные обратные связи обуславливают стабильность (гомеостаз) системы и сохранение уже существующего равновесия. Информация о положительных и отрицательных обратных связях биосферы необходима для создания компьютерных моделей, имитирующих динамику ее развития.

Примерно 20 лет назад в Вычислительном Центре АН СССР под руководством Н.Н. Моисеева была создана и исследована принципиально новая компьютерная модель, объединившая модели атмосферной и океанической циркуляции с моделью углеродного цикла (основного осуществляемого в биосфере круговорота), включающего энергетику биосферы. Целью разработки такой модели было выяснение, как будет вести себя биосфера после того, как человек окажет на нее самые разнообразные крупномасштабные воздействия.

Полученные результаты означали, что стратегия выживания человечества должна быть согласована с эволюцией биосферы. По мнению Н.Н. Моисеева, обеспечение коэволюции человека и биосферы (или реализация стратегии устойчивого развития) требует создания на базе экологии новой синтетической научной дисциплины, которая должна быть неизмеримо шире существующих ныне естественнонаучных и экономических программ. Создание такой науки ни в коем случае нельзя откладывать, поскольку биосфера уже подошла к пределу своих возможностей противостоять антропогенным воздействиям.

Отрадным является тот факт, что появились первые запреты, основанные на серьезных научных исследованиях: ограничение выбросов фреонов, разрушающих озоновый слой; на очереди ограничение углеродных выбросов, предопределяющих парниковый эффект. Все эти запреты окажутся весьма болезненными для экономики, но человечество будет вынуждено их выполнять, чтобы защитить себя от самоуничтожения. Самым трудным для многих стран, по мнению Н.Н. Моисеева, будет ограничение рождаемости и переход к семье с одним-двумя детьми.

Н.Н. Моисеев подверг жесткой критике решения Конференции 1992 ᴦ. в Рио-де-Жанейро, на которой не было сказано о сохранении экосистем (а только отдельных биологических видов), о разработке новой демографической политики, единой для всœех стран мирового сообщества, основанной на новой этике и нравственности.

Альтернативой осуществления коэволюции, ᴛ.ᴇ. стратегии устойчивого развития, считает Н.Н. Моисеев, будет общепланетарный экологический кризис, борьба за ресурсы, которых заведомо не хватит на всех, деградация биосферы и исчезновение человека как биологического вида.

3. Экологические и демографические проблемы

По мере развития общества, его производительных сил заиисимость человека от природы ослабевает. Познавая ее законы, овладевая ее энергией, люди расширяют своп возможности, используя знания в собственных интересах. Технические системы, новые технологии позволяют многократно повысить производительность труда, чтобы обеспечить средствами к жизни постоянно растущее население.

Одновременно с развитием промышленности, увеличением народонаселения становятся значительнее нагрузки на природу, проявляющееся, с одной стороны, в преобразовании ее (создание национальных парков, заповедников, строительство и плотин, каналов, прудов, искусственных озер п т. д.), с другой в загрязнении н разрушении. Истребление части лесов, распашка степей, загрязнение атмосферы, рек, морей, океанов, чрезмерное применение химических удобрений, ядохимикатов, нещадная эксплуатация природных ресурсов привели к появлению экологических проблем, а в некоторых регионах - к экологическому кризису. Обозначилась угроза экологической катастрофы вследствие исчерпания ряда природных ресурсов (энергетических, водных), разрушения структуры почти, загрязнения среды обитания промышлен­ными и бытовыми отходами.

Решение экологических проблем связано с оптимизацией отно­шении общества и природы, которая предполагает учет тех послед­ствии, которые вызывают наши действия и природном среде, п раци­ональное природопользование. Первое направление включает: раз­работку п массовое внедрение в производство безотходных, эколо­гически чистых технологий: полную утилизацию природных ресур­сов, вторичное, третичное использование промышленных и бытовых отходов, комплексное использование сырья п побочных продуктов; широкое применение и систематическое совершенствование очист­ных сооружений и оборудования по удалению загрязнителей в кон­це производственного процесса и др. Второе направление имеет в виду умеренную эксплуатацию природных ресурсов, охрану п защи­ту природы; работу но защитному лесоразведению, созданию запо­ведников п заказников.

Один из важных инструментов экологический мониторинг (слежение) н прогнозирование возможных негативных результатов действий людей. Система наблюдений н оценки складывающейся экологической ситуации позволяет прогнозирован) н предотвращать отрицательные тенденции.

Существенным для общественных процессов фактором являет­ся рост народонаселения. Народонаселение естественная предпо­сылка существования общества п одновременно субъект историче­ского процесса. Это означает, что оно представляет собой не только материальное условие существования общества, но п главный эле­мент производительных сил, субъект производства п общественного развития.

Проблемы народонаселении (изменение численности, географи­ческое распределение н состав, процессы воспроизводства рожда­емость, смертность, продолжительность жизни, зависимость состава п движения населения от социально-экономических н культурных фак­торов) изучает специальная наука - демография (от греч. demos -народ п tfrapho нишу).

Социальная философия рассматривает народонаселение как фак­тор общественного развития, анализируя степень влияния его плот­ности на общественные процессы. Необходимым моментом является поиск факторов, влияющих па демографические процессы.

Под народонаселением понимается совокупность людей, прожи­вающих на данной территории. Воздействие его на жизнь общества противоречиво. С одной стороны, его рост усложняет п динамизиру­ет (активизирует) общественную жизнь, заставляет людей расширяя производство, искать источники питания, осваивать все но­вые территории. На него обратили внимание англий­ский экономист У. Нетти (1623 1687) н французский философ, социолог Ж. А. Кондорсе.Позднее их идеи более подроб­но рассмотрел п обосновал русский социолог, историк, правовед М. М. Ковалевский (1851 - 1916).

У. Нетти полагал, что поскольку основой всех богатств высту­пает труд, то увеличение трудового населения ведет к развитию п процветанию общества. М. М. Ковалевский в работе «Экономиче­ский рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» также отмечал, что это положительный фактор прогресса народного хозяйства в каждой стране.

С другой стороны, возрастание населения неизбежно влечет рас­ширение потребления всех ресурсов, повышение объема производ­ства, усиление давления на природную среду, связанное с ее загряз­нением н истощением. Возникла теория, согласно которой природ­ные ресурсы не могут удовлетворить потребности «прибывающего» народонаселения, плодородие почвы ухудшается при увеличении по­требностей, что порождает абсолютное перенаселение. Эта теория получила название «мальтузианство» по имени английского эко­номиста, священника англиканской церкви Т. Р. Мальтуса. В своей книге «Опыт о законе народонаселения, или Изложе­ние прошедшего п настоящего действия этого закона па благоден­ствие человеческого рода» (1798) он указывал, что прибавление населения идет гораздо быстрее, чем средств существования (рост его происходит в геометрической прогрессии, а жизненных средств в арифметической). Поэтому мы должны поддерживать действия природы, вызывающие смертность (голод, эпидемии н г д.). Чтобы уменьшить ужасы нищеты, болезнен п голода, необхо­димы, по Т. Р. Мальтусу, нравственное воздержание н обуздание полового инстинкта. Более того, он настаивал на строгом соблюде­нии требования целомудрия до вступления в брак, а саму возмож­ность брака ставил в зависимость от наличия средств для содержа­ния семьи.

Не только Т. Р. Мальтус в XVIП в., но п многие современные исследователи высказывают опасения п связи с увеличением на­селения при ограниченных ресурсах планеты.

Какие же существуют возможности решения?

Во-первых, но мере развития цивилизации, культуры н урбаниза­ции происходит определенная стабилизация рождаемости. Она в тон или иной мере регулируется социальными факторами. Еще К. Маркс, возражая Т. Р. Мальтусу, отмечал, что всякому исторически особен­ному способу производства соответствуют сван законы народонасе­ления. «Абстрактный закон населения существует только для рас­тений п животных...»

Во-вторых, прогресс в сельскохозяйственном производстве да­леко еще не достиг своего предела. Высокая культура земледелия и эффективное животноводство распространены не повсеместно. При­годные для выращивания сельскохозяйственных культур площади используются не полностью. Как отмечает американский специалист но вопросам народонаселения н природных ресурсов Р. Ревелл. если бы вся пригодная для получения сельскохозяйственных продуктов почва обрабатывалась с применением ныне известных и уже упо­требляемых в сельском хозяйстве методов, а где нужно — н ороша­лась, то можно было бы обеспечить люде» продовольствием в количестве, достаточном для поддержания существования около 100 млрд чел. или для полного удовлетворения потребности в пище 50-60 млрд чел.

И в-третьих, многие исследователи свидетельствуют, что даже производимого ныне продовольствия вполне хватило бы, чтобы про­кормить население Земли, если бы оно распределялось между всеми людьми более пли менее равномерно.

Таким образом, природа и общество находятся в непрерывном взаимодействии. Это взаимодействие разнопланово. Общество вы­ступает как составная часть природы, подсистема объективной ре­альности и как таковая существует, действует н функционирует но ее законам. Но это обособившаяся ее часть, н потому оно противо­стоит ей, образуя новую качественную определенность и развиваясь по своим, специфическим социальным законам, не сводимым к при­родным. Поэтому общество, подобно человеку, имеет двойственную сущность - природно-социальную, или биосоциальную.

Природная среда, будучи постоянным и необходимым условием существования общества, влияет на ускорение и замедление тем­пов исторического развития, размещение производительных сил, ха­рактер хозяйственной деятельности. Но нельзя сказать, что она оказывает решающее воздействие на общественное развитие, способ всей общественной жизни, что она определяет культуру н цивилиза­цию. В свою очередь, общество, человечество но мере развития нее более ощутимо, заметно изменяет природную среду, преобразуя, со­циализируя н очеловечивая ее. Вместе с тем рост производства и народонаселения ведет к истощению ее ресурсов и загрязнениям. При этом следует иметь в виду, что человек губит не природу как таковую (ибо выжженная атомной бомбой земля по-прежнему остается природой), и пригодную для человеческого бытия природу. Поэтомулюди должны помнить, что, загрязняя и уничтожая природ­ную среду, они уничтожают самих себя


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: