О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ. (г. Краснодар)




Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования «Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ»

(г. Краснодар)

Факультет менеджмента

Кафедра технологий сервиса и деловых коммуникаций

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

(ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА)

по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн

 

Работу выполнила

студентка 2 курса

группы 16-ДЗ-01

Биткина Маргарита

Сергеевна

 

 

Руководители практики

от предприятия

Академия ИМСИТ Т.Н. Курицына

 

от Академии ИМСИТ, доцент В.М. Мирошникова

 

 

Отчет защищен с оценкой: «»

Дата защиты _____________

 

 

Краснодар, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  
1. КАТАЛОГ КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ  
1.1 Краткая история печатных изданий  
1.2 Изучение требований к верстке каталога  
2 ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ «КАТАЛОГ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОПЕДЕВТИКА»»  
2.1 Изучение аналогового ряда  
2.2 Разработка концепции и верстка каталога  
2.3 Верстка макета  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
ПРИЛОЖЕНИЕ  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Творческая практика является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата и является продолжением академической учебы второго курса. Вид работы - самостоятельная работа студента под руководством преподавателя. Сроки прохождения творческой практики были определены в летний период 2018 года, а именно, с 07 по 25 июля 2018 года.

Целью творческой практики является закрепление знаний полученных в процессе теоретического обучения; приобретенных на аудиторных занятиях дисциплин общепрофессионального и профессионального цикла. Организация творческой практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами навыками профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Место практики – Академия ИМСИТ (г. Краснодар) на базе лабораторий макетирования и графических работ Академии ИМСИТ, руководителем практики была назначена Чалая А. И.

Цель творческой практики – закрепление навыков профессиональной работы в сфере дизайн-проектирования. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи по творческой практике:

― показать профессиональные знания и навыки в проектировании многостраничного издания;

― изучить историю дизайна и верстки журнальной продукции и их виды;

― подобрать композиционную сетку к листу;

― схематизировать подобранный материал;

― рассмотреть основные понятия типографики и принципы верстки;

― исследовать эргономические требования к шрифту;


― рассмотреть и проанализировать историю и дизайнерские решения других каталогов;

― разработать концепцию;

― создать макет журнала «Каталог работ по дисциплине «Пропедевтика»».

Решить проблемы подготовительного этапа:

― выбор формата;

― правильная компоновка на плоскости;

― подбор размера объектов на плоскости проектируемого листа;

― верное расположение объектов на горизонтальной плоскости.

Объект исследования — дизайн печатной продукции: опубликованные книги, журналы, брошюры разных годов учебной направленности. Предмет исследования — проектирование многополосного учебного пособия, композиция печатной полосы многополосного издания и модульная сетка как инструмент дизайнера, применяемый в процессе проектирования.

В ходе прохождения творческой практики необходимо было ознакомиться с особенностями верстки многополосных изданий. Были отобраны, сфотографированы работы предыдущих курсов для творческой практики. Произвелось ознакомление с технологией верстки, программ, документов, необходимых для подготовки отчета по творческой практике.

Актуальность задач творческой практики в том, что для создания каталога необходима грамотная верстка и дизайн, которые обеспечивают комфортное его использование и позволяют выделиться из ряда однотипных каталогов, создать индивидуальный облик печатного издания, а также сохранить методический материал по данной дисциплине для наглядного сопровождения занятий.

В настоящее время всё большую популярность приобретают принципы модульной организации многостраничного издания. Функциональное удобство пользования сеткой обеспечивается кажущейся простотой, которая позволяет при встрече с проблемами проектирования печатных изданий концептуально решать их с наименьшими временными затратами.

Между тем с развитием современных издательских систем со стороны издательств и рекламных агентств растёт спрос на квалифицированных дизайнеров-графиков, имеющих подготовку в области дизайна и вёрстки многополосных изданий: книг, журналов, газет, рекламных брошюр, каталогов продукции, годовых отчётов и т. п. Требования к подготовке специалистов в этой области повышаются, и оставлять в стороне обучение профессиональным основам проектирования изданий разного рода не представляется возможным.

Тема проектирование многополосных изданий с использованием модульных довольно изучена. Исследования принципов модульной организации пространства в многополосных изданиях лежат в основном в плоскости оценки зарубежной историографии. Особое место уделяется малоизученным в отечественном искусствоведении монографиям зарубежных дизайнеров Й. Мюллер-Брокмана (J. Müller-Brokmann, 1961, 1981), Г.Р. Босхарда (H.R. Bosshard, 1980, 1985, 2000), известным работам А. Хёрлберта (A. Hurlburt, 1978), Т. Самары (T. Samara, 2002, 2007), М. Гарда (M. Gärde, 2007), Г. Амброуза и П. Харриса (G. Ambrose, P. Harris, 2008). Отдельные статьи и эссе, посвящённые использованию модульных сеток, принадлежат М. Биллу (M. Bill, 1946), К. Герстнеру (K. Gerstner, 1961, 1968), Э. Фрошау (A. Froshaug, 1967), Р. Брингхёрсту (R. Bringhurst, 1992, 1996), Э. Шпикерману (E. Spiekermann, 1993), В. Кунцу (W. Kunz, 1998, 2003), Д. Бёрдсолу (D. Birdsall, 2004), Э. Лаптон (E. Lupton, 2004). Научные публикации, посвящённые генезису модульных сеток и проблемам их применения, в отечественном искусствознании и художественной критике практически отсутствуют. Среди имеющихся следует отметить комментарии М. Жукова к изданию книги Э. Рудера «Типографика. Руководство по оформлению» (1982), комментарии М. Аникста к изданию книги А. Хёрлберта «Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг» (1984), исследование связи пропорционирования и модульной сетки в монографии С. Водчица (1997), характеристику терминов «модульная вёрстка» и «модульная сетка» В. Кричевского (2000), «модульная линейка» Р. Брингхёрста (2005). Вопросы свободы творчества и соблюдения правил модульной структуры нашли отражение в работах Е. Адамова (1981, 1997, 2000). Однако в этих изданиях при всех их достоинствах отсутствует чёткая классификация сеток, расплывчато даны типология и функциональные возможности, не нашли отражения методики применения. Не исправляют ситуацию отдельные публикации в отечественных журналах «КАК», «КомпьюАрт», «ПРО100 дизайн», «Designer». Ряд обзорных статей научно-популярного характера, опубликованных в этих изданиях, принадлежит Н. Панкову (2003), С. Серову (2004). Другим источником для исследования служат собственно книги, журналы, каталоги, рекламные брошюры, проектирование которых велось с использованием модульных сеток. В первую очередь это касается зарубежных изданий по архитектуре и дизайну, т. к. именно они в 1950 – 1960-е стали пионерами построения макета на позициях типографики неофункционализма. Соответствующая отечественная печатная продукция, в частности книги и альбомы издательств «Искусство» и «Книга», относится к более позднему периоду 1970 – 80-х гг. В этих изданиях наиболее часто встречаются примеры модульного конструирования. Отсутствие научно-обоснованных исследований модульных систем в отечественной науке привело к тому, что теория проектирования печатной продукции с использованием сеток остаётся малоизученной. Состояние знаний об изучаемой проблеме в нашей стране нельзя назвать системным. Поэтому исследование модульного проектирования представляет значительную ценность для развития теории графического дизайна, в дизайн-образовании и, конечно, в практической деятельности современных дизайнеров-графиков. Настоящая работа опирается на теоретические исследования и практический опыт модульного проектирования, систематизирует полученный материал, формулирует основы применения модульных систем в дизайне многополосных изданий.

Отчет по творческой практике состоит из введения, теоретической главы, практической части, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во введении рассмотрена актуальность темы данной творческой практики, определена цель практики и поставлены задачи, показана степень разработанности темы и структура работы.

В теоретической главе проанализированы материалы, печатные и электронные источники по данной теме, разработанные другими авторами, изучены понятия, цели, задачи, функции, особенности дизайна, особенности применения при разработке дизайна каталога, рассмотрен журнальный каталог как вид рекламной продукции, цели, задачи, функции, виды журнального каталога.

В практической части рассмотрены особенности создания каталога, показано этапное создание каталога с учётом особенностей применения фотографии по предмету «Пропедевтика».

В заключении подведены итоги проделанной работы, разработаны рекомендации по оформлению каталога и сделаны выводы.

Список использованной литературы, в котором указаны печатные источники, применяемые при написании творческой практики по данной теме.

 

 

1 КАТАЛОГ КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ

 

1.1 Краткая история печатных изданий

 

В Европе книгопечатание возникло в 40-х годах XV века. Принцип набора был известен человечеству с глубокой древности. Примеры его применения встречаются еще у Цицерона. Однако официально начало наборного печатания в Европе относят именно к 40-м годам XV столетия и связывают с именем Иоганна Гуттенберга, который создал печатную форму из подвижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе. Это изобретение и стало основой технического прогресса в газетном деле. В 1500 году в Европе циркулировало около 20 млн. книг самого разнообразного содержания. А в 1620 году в Амстердаме появилось первое регулярное еженедельное издание.

В России журналы, как и вообще периодическая пресса, были явлением искусственно привитым, неизбежно следовавшим за насаждением европейской культуры. Академия наук в 1755 г. начала издавать научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» печатавшийся в 2000 экземпляров. Первый частный журнал, появившийся в 1759 г., — «Трудолюбивая Пчела» Сумарокова — был как бы предвестником того ряда сатирических листков, которые явились в 1769-1774 гг. и которым предшествовали еще «Полезное увеселение» (1760-2), «Свободные часы», «Невинное упражнение» (1763), «Доброе намерение» (1764). Одновременно с сатирическими листками выходили и однородные Ж. Ф. А. Эмина «Адская почта» (1769); М. Д. Чулкова «Парнасский Щепетильник», «Пустомеля» (1770) (3; 4-10). Журналы при Екатерине II служили не для пользы, а главным образом для «увеселения» и большим авторитетом не пользовались. «Письменная республика» то и дело извинялась «в своих погрешениях» перед читателями; журналисты заискивали перед публикой, молили ее о внимании и тщетно ждали от нее благосклонности. Издатель-редактор прошлого века был по преимуществу неисправимый чудак-идеалист, боровшийся с равнодушием мирно дремавшего общества; все его желания сводились к тому, чтобы «хотя несколько читателей получили ту пользу, которой от сего роду сочинений ожидать можно». Когда сатирические журналы во время полемики с официозною «Всякой Всячиной» имели смелость коснуться щекотливых вопросов, то многим из них пришлось прекратить свое эфемерное существование. В журналах XVIII в. особенно выделяются две силы: Н. И. Новиков и императрица Екатерина II. Новиков, для которого публицистическая деятельность была живою потребностью, видел в журнале серьезное орудие прогресса, орудие борьбы с неправдою жизни, тогда как императрица являлась «любительницею российского слова», для которой литература была лишь отдохновением от государственных забот.

В стремлении повысить скорость и эффективность печатных процессов полиграфисты неизбежно сталкивались с необходимостью механизировать и даже автоматизировать набор. Один из подходов к решению этой проблемы был реализован в монотипе – в этом устройстве была впервые применена идея разделения клавиатуры и отлива. Несколько операторов, изготавливающих несколько перфолент одновременно, могли заставить буквоотливной механизм, управляемый этими перфолентами, работать с максимальной скоростью.

Совершенствование телетайпного оборудования в США позволило к 1929 году создать оборудование, полностью использующее принцип разделения функций человека и машины. В 60-е годы перфоленту заменила магнитная лента, что позволило поднять скорость до ещё более невероятной величины – 1000 символов в секунду, или 3, 6 млн. символов в час. Важнейшей особенностью развития периодической печати, начиная ещё с 19 века, было становление массовости. Периодика уже была рассчитана на широкие слои общества и стала доступна им по цене. Увеличивались тиражи, ускорился выпуск газет. Телеграф, ротационный станок и другие технические достижения были поставлены на службу СМИ.

С начала XIX в. в России стали создаваться журналы по различным отраслям науки, техники, культуры. Появились специальные журналы – научные, технические, литературные. Наряду с их развитием формировались взгляды на журнал как тип издания, высказываемые представителями науки и культуры, политическими и государственными деятелями, занимавшимися изданием журналов или имевшими какое-либо отношение к этому делу.

Журнал-газета, журнал-протокол, журнал-сборник чертежей, журнал-книга, журнал-учебник, журнал-каталог, журнал-обозрение, журнал-дневник, журнал-хроника – эти и другие виды изданий, отличные от классических, прошли успешную апробацию в издательской практике России уже в XVIII-XIX в.в. и показали огромные, не исчерпанные возможности журнальной формы издания.

Наиболее значительное влияние на формирование журнала как типa издания оказало развитие капитализма. Разделение и обобществление труда и зарождение машинной индустрии вызвали бурное развитие различных отраслей техники и промышленности, что, в свою очередь, привело к быстрому росту числа предприятий, учреждений и людей, занятых материальным производством. Общественная потребность в науке и технике вызвала необходимость в научно-технической информации, вторая появилась вначале в газетах, а затем, для осмысления и анализа, воплотилась журнальную форму. В первую очередь стали активно развиваться специальные журналы, число которых увеличивалось вместе с ростом объема научной и специальной информации. Специальные журналы в течение нескольких десятилетий выявили оптимальную форму издания и продолжали формироваться под влиянием процессов дифференциации и интеграции накопляющегося знания. Наибольшее социальное звучание приобрели литературные журналы, ставшие одновременно общественно-политическими. Зарождение и развитие капитализма, углубляя социальные противоречия, вызвали острую борьбу различных идейных течений на страницах журналов. Наконец, массовые журналы других типов – научно-популярные, культурно-просветительные, искусствоведческие – также получили толчок благодаря развитию капитализма вследствие роста отражаемой информации, отраслей культуры, переходящих на коммерческую основу, потребностей широкой рекламы. Таким образом, журнал независимо от тематики и целевого назначения приобретает в период капитализма свою окончательную форму, утвердившись как тип периодического издания.

Статьи и обзоры приобретают социальный статус и, являясь отражением взглядов, мнений, общественно-политических и эстетических установок различных групп, партий, течений, превращаются в средство закрепления их политического приоритета. Эти процессы усиливаются к началу кризиса капитализма и вступления последнего в стадию империализма.

В социалистическом обществе журнал как тип издания достигает наибольшего расцвета: повышается его социальная роль, изменяются программа, функции, читательская аудитория, тематическое и целевое назначение.

Главное в особенностях социалистического журнала – расширение читательской аудитории вследствие вовлечения широких масс трудящихся в управление экономикой и государством, постановка фундаментальных хозяйственно-политических и нравственно-эстетических проблем, разработка методических вопросов материального производства, образования и культуры. Возникли новые типы журналов, например массовый производственный журнал, прежние типы изменились. Внутренняя структура журналов обогатилась. Важное общественное значение приобрели разделы очерка и публицистики в литературно-художественных журналах, критики и библиографии в общественно-политических, обзоры в специальных, репортажи о ходе соцсоревнования в массовых производственных журналах.

Коммунистическая партия с первых лет Советской власти уделяла большое внимание журналам, не выделяя их при этом из общей системы печати в смысле постановки задач, целей и принципов функционирования. Партия руководила формированием типов журналов, процессом создания типологической системы, определением задач, функций, программы.

Журнал как тип издания на современном этапе представляет собой важнейшее средство массовой и специальной информации и пропаганды.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что история изданий за период своего развития стала неотъемлемой частью современного общества, сформировалась как специфическая сфера профессиональной деятельности, трансформирующаяся в связи с изменением новых полиграфических технологий.

 

 

1.2 Изучение требований к верстке каталога

 

Для оптимального удобства чтения необходимо выбрать классические шрифты, проверенные временем. Каждый опытный дизайнер и верстальщик имеет постоянно используемый набор таких шрифтов. В этот комплект входят такие известные гарнитуры, как Century Schoolbook, Century Expanded, Georgia, Palatino, Tahoma.

Общие требования к верстке книжных изданий:

1. В содержании текст не должен заходить за конец линии отточий.

2. Отточия в содержании должны заканчиваться на одной линии.

3. Абзац в содержании не может быть перенесён на следующую страницу.

4. При оформлении списка (даже если он не выделяется из основного текста) ширина пробела после нумерационной части списка должна быть неизменной.

5. Должно соблюдаться единообразие в оформлении таблиц.

6. Расстояние от нижней строки до колонцифры должно быть одинаковым во всём тексте.

7. Перенос в любых заголовках не допускается.

Основные правила при использовании следующих форматов бумаги:

1. A4 — 210×297 мм, приближенно соответствует 90×60/8, пересчетный коэффициент для вычисления условных печатных листов 1.

2. А5 — 148×210 мм, приближенно соответствует 90×60/16, пересчетный коэффициент для вычисления условных печатных листов 1.

3. B5 — 176×250 мм, приближенно соответствует 100×70/16, пересчетный коэффициент для вычисления условных печатных листов 1,3.

4. Также для некоторых изданий могут использоваться другие форматы бумаги (по предварительному согласовании с типографией).

5. Корешковое поле должно быть не менее 10–12 мм для брошюры, для книги необходимо увеличить его на величину, занимаемую переплетом (10–17 мм) в зависимости от объема издания.

6. Наружное поле в 1,5–2 раза больше корешкового (без учета переплета).

7. Верхнее поле в 1,2–1,5 раза больше корешкового, но не равняется наружному.

8. Нижнее поле в 1,5 раза больше верхнего и заметно больше наружного, особенно, если на нижнем поле размещается колонцифра.

9. При вычислении всех полей, за исключением корешкового, следует учесть, что они обрезаются приблизительно на 2 мм.

Особенности размещения текста на различных видах полос:

1. Рядовые текстовые полосы должны быть полностью заполнены текстом (от верхнего поля до нижнего).

2. Смешанные полосы должны быть полностью заняты текстом или иллюстрациями.

3. Начальные и спусковые полосы должны быть нечетными (раздел или глава должны начинаться с правой страницы).

4. Концевая полоса должна быть заполнена не менее чем на треть.

Нумерация страниц в издании.

1. Колонцифра размещается на верхнем или нижнем поле полосы и выключается либо по внешнему краю полосы набора, либо по ее центру.

2. Нижняя колонцифра отбивается от нижнего края полосы набора на величину, равную кеглю основного шрифта.

3. Верхняя колонцифра выключается по вертикали так, чтобы расстояние от верхнего края колонцифры до верхнего края полосы набора равнялось двум строкам основного текста.

4. Верхние колонцифры не ставятся на спусковых, а нижние – на концевых полосах. Кроме того, колонцифры вообще не ставят на полосах, занятых титульными элементами и выходными сведениями, а также на полосах, целиком занятых иллюстрациями (кроме технической литературы). Все перечисленные полосы, естественно, входят в общий счет полос.

5. Если иллюстративные полосы оформлены отдельной вставкой, то они не включаются в общую нумерацию страниц.

Шрифтовое оформление издания также очень важно. Шрифт может иметь несколько начертаний (по насыщенности – светлое и полужирное; по наклону – прямое и курсивное). Начертания могут использоваться в различных сочетаниях, например, полужирный курсив. Размер шрифта в полиграфии принято называть кеглем. Выделения в тексте производятся с целью подчеркнуть какую-либо ключевую мысль, обособить какое-либо понятие или термин, ссылку на элемент иллюстрации и т. п. В полиграфии применяются шрифтовые и нешрифтовые выделения.

К шрифтовым выделениям относятся:

1. Выделение начертанием, самыми распространенными являются выделения курсивным, полужирным и полужирным курсивным начертаниями.

2. Выделение шрифтом, отличным от основного кегля. Применение таких выделений нежелательно.

К нешрифтовым выделениям относятся:

1. Разрядка — увеличение кернинга на 2 пункта, традиционно используется в нумерационной части заголовков таблиц, использование в других случаях нежелательно.

2. Выделение цветом (применимо только при полноцветной печати) или оттенком (недопустимо при тиражировании на ризографе, при офсетной или цифровой печати – допустимо по согласованию с типографией).

3. Выделение фоном – недопустимо при тиражировании на ризографе, при других способах печати допустимо, может сочетаться с выделением цветом.

При наборе текста выделительным шрифтом используют знаки препинания и скобки того же выделительного шрифта. При выделении отдельных слов или части слова следующие за ним знаки препинания набирают шрифтом основного текста.

Требования к подготовке растровых изображений:

1. Разрешение изображений должно быть не ниже величины линиатуры растра, умноженной на коэффициент 1,5.

2. Разрешение растровых Bitmap-изображений должно составлять не менее 600 dpi.

Требования к векторным объектам и шрифтам:

1. Все изображения должны быть повернуты, обрезаны в программе обработки изображения и иметь масштаб 100% перед заверстыванием их в полосу.

2. Векторные объекты не должны содержать прозрачностей.

3. Используемые в векторных объектах цвета должны быть сохранены в цветовой модели CMYK.

4. В файлах не рекомендуется использование системных шрифтов OS Windows и MacOS. При необходимости их применения, рекомендуется переводить текст в кривые;

5. Не рекомендуется использование начертаний шрифтов (Plain, Bold, Italic, Outline), для которых не существует соответствующих версий файлов в комплекте шрифтов.

6. Минимальный размер используемого шрифта – 5pt (1,78мм). Минимальная толщина линий – 2 pt (0,5 мм). Не рекомендуется использовать линии с атрибутом Hairline. Мелкий шрифт до 9pt (3,2мм) и тонкие линии до 1 pt (0,356мм) должны формироваться без наложения, и состоять не более чем из одного триадного цвета.

7. При печати текста «вывороткой» по однокрасочным плашкам минимальный размер используемого шрифта – 6pt (2,136мм), по четырехкрасочным изображениям – 9pt (3,2мм) рубленых гарнитур.

8. Черный текст размером менее 10pt (3,56мм) и линии до 1 pt (0,356мм) должны печататься поверх фона без выворотки (overprint).

Треппинг в элементах векторной графики должен составлять 0,1 - 0,3 pt (или 0,02 - 0,1 мм) в зависимости от сложности работы и запечатываемого материала. При использовании флюорисцентных и металлизированных Pantone-цветов не рекомендуется задавать значение треппинга выше 0,09 мм.

При создании публикации следует учитывать, что все установки треппинга (в т. ч. оверпринт) в макете при обработке будут изменены на стандартные – принятые в типографии (black «overprint on», на других красках – «оверпринт off» (knock out)). Если для какой-либо полосы или издания в целом недопустимо присвоение черному цвету значения «overprint on», то это должно быть согласовано письменно и указано в спецификации.

Следует учесть при дизайне оригинал макета, что текст, наложенный на фон разной красочности, после треппинга может выглядеть разной толщины.

Требования к элементам издания, размеру полос и расположению элементов:

1. Размер полосы верстки должен строго соответствовать обрезному формату издания.

2. Все элементы, печатаемые в край полосы (под обрез) должны иметь «вылет» за край обрезного формата (доливку под обрез) – 5 мм.

3. Все значимые элементы, находящиеся внутри полосы, должны располагаться на расстоянии не менее 5 мм от обрезного формата.

4. При наличии рамок на полосах – расстояние не менее 10 мм от обрезного формата.

При брошюровке на скобу и объеме издания более 48 полос значимые элементы, находящиеся внутри полосы, должны располагаться на расстоянии не менее 5 мм от обрезного формата.

Для продукции, скрепляемой на скобу: у изданий, предполагающих скрепление скобой, размер внутренних тетрадей будет меньше, чем тетрадей внешних. Это связано с технологией подбора тетрадей внакидку (вложении одной тетради в другую). Величина сдвижки внутренних тетрадей относительно внешних зависит от толщины бумаги и пропорционально увеличивается с увеличением объема издания. Для недопущения возможного «зарезания» значимых элементов внутренних тетрадей (колонцифр, рубрикаторов, различных рамок и т.д.), находящихся вблизи от линии реза необходимо учитывать данную особенность при вёрстке и дизайне издания. Для качественного изготовления издания Типография самостоятельно делает сдвижку полос (уменьшение полосы за счет внутреннего поля). Поскольку данная процедура производится автоматически в программе для создания спусков, то при данном виде коррекции страдают разворотные иллюстрации.

Для продукции, скрепляемой клеевым бесшвейным способом (термоклей): обложка при термоклеевом скреплении сдается разворотом — лицо (4 полоса + корешок + 1 полоса), оборот (2 полоса + корешок + 3 полоса). На обороте корешок должен быть белым, а на примыкающей к корешку стороне 2 и 3 полос должна быть белая полоса под боковую проклейку, шириной 3 мм.

Необходимо учесть влияние корешка на текст и изображения, проходящие через разворот. Роспуск полос – смещение изображения на полосе для обеспечения стыковки разворотных иллюстраций с учетом раскрываемости блока. Необходимо учесть то, что боковая проклейка корешка уменьшает полезную площадь внутренних полос обложки, первой и последней страницы блока примерно на 3-5 мм со стороны корешка. Корешок 2 и 3 полос обложки, корешки первой и последней полос блока должны иметь белое поле шириной 3 мм (это делается для надежного вклеивания блока в обложку).

При наличии разворотной иллюстрации между обложкой и блоком необходимо учесть, что место стыковки будет сдвинуто на 7 мм на обложке и 6 мм на блоке от линии стыковки цельного разворотного изображения. При дизайне и верстке разворотных полос необходимо учитывать возможности полиграфического оборудования. Нежелательно использование: тонких линий совмещаемых в развороте, совмещаемых в развороте значимых объектов и портретов, распашных объектов расположенных с наклоном. Переходящие линии из одной страницы на другую, могут иметь максимально допустимые отклонения позиционирования изображения (линий, плашек) — до 1,5 мм.

При наличии разворотных иллюстраций Заказчик обязан сообщить об этом менеджеру Исполнителя и указать полосы в издании, где расположены развороты. При отсутствии такой информации считается, что разворотных полос нет.

Санитарные и технические требования к шрифтам:

В соответствии с САНПиН 1.2.1253 – 03 кегль шрифта основного текста для изданий первой категории должен быть не менее 10 пунктов. При тиражировании на ризографе не рекомендуется использовать кегль менее 6. Вспомогательный текст должен набираться шрифтом меньшего кегля. Индексы набираются шрифтом заметно меньшего кегля, чем текст, к которому они относятся.

При наборе отдельных строк текста, последовательно пронумерованных арабскими или римскими цифрами (буквами, звездочками), порядковые номера этих строк должны быть расположены так, чтобы следующие за ними цифры или скобки находились на одной вертикали, независимо от длины порядкового номера. Самый длинный порядковый номер набирают с нормальным отступом. Следующее за цифрами слово отбивают от них на полукегельную.

Сноски набирают шрифтом той же гарнитуры на 2 п. меньше основного текста. Каждая сноска должна начинаться с красной строки. При наличии более четырех сносок на странице – только цифровая нумерация.

Основой внешнего облика страницы является модульная сетка, она задает архитектонику страницы, обозначая расположение элементов: заголовков, текстовой информации, изображений, заголовков статей. Она представляет собой систему линий, расположенных по горизонтали и вертикали, разделяющих всю полосу на ячейки, разделенные между собой промежутками, которые называются пробельными шагами и определяют белое пространство, свободное от элементов. Страницу верстают в соответствии с модульной сеткой, бывают одно колонные сетки, двухколонные трехколонные и многоколонные, таким образом, различают и виды верстки (одноколонная верстка, двухколонная верстка и т.д.). Сетки помогают выдерживать страницы рубрик в едином стиле из номера в номер, а также ускоряют процесс создания последующих номеров издания. Ее построение, ширина колонок их количество, может быть очень разнообразным, и зависит от того какой внешний облик полосы в итоге надо получить.

Основные понятия, необходимые знать при верстке каталога:

Дополнительный текст – предисловия, примечания, сноски, цитаты, комментарии, поясняющие или подтверждающие слова. Такие тексты содержат важные сведения, но не отражают основную мысль послания.

Рубрикация – система заголовков и подзаголовков, связанных между собой по смыслу и имеющих иерархию значимости. Заголовок может делить текст на большие разделы, внутри которых будут свои заголовки меньшей значимости.

Рубрики – заголовки частей публикации (большие заголовки разделов, внутренние заголовки их подразделов).

Золотое сечение – гармоничная пропорция, где большее значение числа относится к меньшему так же, как их сумма к большему, а математический коэффициент равен 1, 618. Золотое сечение было открыто еще в древности, принципу Золотого сечения в той или иной мере соответсвует все живое на Земле, (пропорции человека или строение раковины моллюска) поэтому его еще называют «Божественной пропорцией».

К навигации в тексте относятся: оглавление, колонцифры, колонтитулы, ссылки, пометки. Иногда в навигацию добавляют вспомогательные графические элементы. Для удобства восприятия информации важно делить объемный текст на абзацы.

Оглавление – список разделов или глав с указанием номера страницы, на которых они находятся. Оглавление – важный элемент навигации, в книгах его чаще всего располагают в начале или в конце издания.

Графически оглавление оформляют по-разному. Важно, чтобы оно отвечало общему стилю и не выглядело чужеродным. Нестандартно оформленная страница не должна терять свое функциональное значение. Читатель должен сразу определить в каком месте искать интересующий его материал.

Колонцифра – номер страницы. Так как это навигационный элемент, он не должен мешать воспринимать основную информацию. Чаще всего в книгах их проставляют на полях, или внизу блока основного текста.

Колонтитул – элемент навигации наравне с колонцифрой. Колонтитулы используют в основном в печатной продукции, выглядят они как короткие строки текста на полях, в которых дублируют название раздела, имя автора или название рубрики.

Шмуцтитул – это «мини-обложка» перед началом нового раздела в книге или журнале. Традиционно, его располагают на правой полосе издания. Если оглавление расскажет вам, какие разделы есть в издании, то шмуцтитул расскажет, что будет в следующей рубрике.

Абзац – это часть текста, выражающая законченную мысль. Абзацы принято отделять друг от друга графически, а способов это сделать довольно много. Самый распространенный в полиграфии пример выделения абзацев: с помощью «Красной строки». Вариант выделения абзацев с помощью отбивок, так называемый «Швейцарский абзац». Между блоками помещается пустая строка. Абзацы выделены с помощью втяжки. Это сокращение строк абзаца или их отступ слева или справа. Пример выделения абзацев графическими элементами. Графики не должно быть много – текст должен оставаться удобочитаем.

Заливая текст, дизайнер или верстальщик должен знать, о чем текст, объективно соотносить его количество и количество места для него. Уже внутри макета начинается более тонкая работа (микротипографика).

Текст заверстывают с помощью системы сеток, в которых располагаются тестовые блоки и колонки. В зависимости от типа сетки и задумки дизайнера текст может заполнять, например, одну колонку, две, три или больше.

Внутри блоков текст может быть по-разному ориентирован, в зависимости от поставленной задачи. Основные типы: полная выключка (justify), выключка по центру (align center), флаговая выключка (align left, align right).

Блок текста с автоматически выставленной выключкой по формату (justify) выглядит «дырявым» и нуждается в сложных настройках межбуквенных и межсловных расстояний. Поэтому намного чаще в текстах можно встретить флаговую выключку.

Вышеперечисленные правила и технические требования к разработке макета многостраничного каталога будут учтены при выполнении задания.

2 ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ «КАТАЛОГ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОПЕДЕВТИКА»

 

2.1 Изучение аналогового ряда

 

Исследование восприятия аудиторией художественно-технического оформления научной периодики позволит определить, за счет чего научно-популярные и учебные издания востребованы в настоящее время.

В графическом дизайне многостраничных содержание определяют информационные, художественные и духовные составляющие, а дизайнер реализует их с помощью разных средств дизайна: технологических, семиотических, художественных и материаловедческих. Эти средства взаимодействуют друг с другом и гармонично существуют при использовании определенных законов композиции, которые должны применяться во всех областях графического дизайна, будь то, книга, разворот журнала или газеты, или каталог. Для разработки собственного и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: