Первые русские князья
Период формирования Древнерусского государства начинается с правления норманнского князя Рюрика. Его потомки стремились присоединить к своим княжествам новые территории, наладить торговые и союзнические отношения с Византией и другими странами.
Донорманнские князья | Полюдье не вводилось, а сложилось исторически |
Первое упоминание о Руси | Упоминания о Руси содержатся в современных ей западноевропейских, византийских и восточных источниках. |
Рюрик (862-879) | Варяги, вторгшиеся в восточнославянские земли, заняли престолы в городах: Новгороде, Белоозере, Изборске |
Олег (879-912) | Согласно летописи, в 882 г. произошло объединение двух восточнославянских центров: Новгорода и Киева. Войска князя Олега взяли Константинополь |
Игорь (912-945) |
|
Ольга (945 — 964) | Были установлены «уроки» и «погосты» в Киевской Руси:
|
Святослав (962-972) | |
Владимир Святославич (980-1015) | Последствия крещения: 1) культура Руси превратилась в «осевую» 2) укрепилась государственность Русь вошла в круг христианских стран, ориентируясь не на Азию, а на Европу. |
Ярослав Мудрый (1019—1054) | Заключение династических браков стало основным средством внешней политики Киевской Руси в годы правления Ярослава Мудрого |
Триумвират Ярославичей. (1060)
| Из «Русской Правды Ярославичей» были исключены статьи о кровной мести. |
Владимир Мономах (1113—1125) | Съезд древнерусских князей 1097 года, где был поставлен вопрос «зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри», произошел в Любече 1093—1096. Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом. |
Внутренняя и внешняя политика древне-киевских Князей
Князья | Политика |
Олег (882-912) |
|
Игорь (912-945) |
|
К началу 10 века власть киевского князя распространилась на большую часть восточнославянских земель. Так образовалось Древнерусское государство. | |
Ольга (945-957) |
|
Святослав (957-972) |
|
Святослав, подолгу находясь вдали от дома, назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына Ярополка, в землю древлян посадил второго сына – Олега, а младшего – Владимира взяли себе новгородцы. Именно Владимиру суждено было победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Святослава. Ярополк начал войну с Олегом, в которой последний и погиб. Однако пришедший из Новгорода Владимир нанес поражение Ярополку и после его гибели стал княжить в Киеве. | |
Владимир Красно Солнышко (980-1015) |
|
Ярослав Мудрый (1019—1054) |
|
Владимир Мономах (1113—1125) |
|
Основные направления внутренней и внешней политики
Первых киевских князей
Политика первых киевских князей - Олега (879-912), Игоря (912-945), Ольги (945-957), Святослава (957-972),Владимира (970-1015), Ярослава Мудрого (1015-1054)- имела следующие составляющие:
во внутренней политике
-расширение территории за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, кривичей), отторжение от Хазарского каганата земли вятичей и их объединение;
- сбор дани с этих территорий;
-укрепление власти Великого князя.
во внешней политике
-взаимоотношения с Византией и Хазарским каганатом;
-защита границ и торговых путей от кочевников;
-укрепление международного авторитета Руси.
Таблица
«Внутренняя и внешняя политика первых русских князей»
Имя князя | Внутренняя политика | Внешняя политика |
Олег (879-912 гг.) | Согласно летописи, в 882г. произошло объединение двух восточнославянских центров: Киева и Новгорода. Главным центром стал Киев. Удалось объединить северные и южные земли в единое государство. Сбор натуральной дани – полюдье, во время которого, князь разбирал жалобы и вершил суд | 907г. – поход Олега на Константинополь. Он хотел покорить великую Византию. Получить признание Киевской Руси и обрести богатства. Без боя Олег победил. Испугавшись сильного войска, греки предложили мир и дань. Русский народ прозвал князя Олега «Вещим» за славу и богатства, привезённые им. 911г. Новый договор с Византией. В нём свод правил поведения и наказаний в случае преступлений. Было предусмотрено, что русские и греки могут выкупать своих пленных и рабов за 20 золотых. Русских послов, а было их двенадцать, проводили с честью и подарками. |
Игорь (912-945 гг.) | Сбор дани При полюдье встречалось злоупотребление, приводившее к столкновению князя с местным населением. Самым крупным конфликтом стало восстание древлян в 945года, во время которого был убит князь Игорь | 932г. - неудачный поход на Каспийское море. 941г. – неудачный поход Игоря на Константинополь. Царьград не соблюдал соглашения с Русью. Князь Игорь с 10ю тысячью кораблями вынужден был отступить. Византийцы использовали «греческий огонь» - зажигательная смесь в бочках и горшках. На дружинников – руссов он произвёл неизгладимое впечатление. «Будто молнию небесную имеют у себя греки, и, пуская её, пожгли нас. Оттого и не одолели их» – рассказывали они. 944г. - новый поход на Константинополь. Греческие послы встретили русских в устье Дуная, испугавшись огромного войска: «Идут руссы – не счесть…их, покрыли всё море корабли». Итог: договор и выплата дани |
Ольга (регент при малолетнем Святославе) (945-959) | Трижды отмстила за убийство своего мужа, совершая походы в земли древлян. Их столица –Искоростень была разрушена, а жители убиты или обращены в рабство. Но были установлены «уроки» и «погосты» в киевской Руси: -назначала лиц для сбора дани (даньщиков) -установила размер дани (уроки) -Указала места для сбора для сбора княжеской дани (погосты). Способствовала распространению христианства после его принятия самой Язычество оставалось господствующей религией славян | 957 г. Мирный договор с Константинополем Крестилась в Константинополе, крёстный – Император Византии Посольство в Германию за поддержкой |
Святослав (945-972) | Из-за долгих военных походов Святослав вместо себя и племенных князей ставил править своих сыновей в крупнейших землях: наместником в Киеве назначил старшего сына –Олега, в земле древлян младшего –Ярополка,а в Новгород отправил Владимира. Усмирял племена вятичей. Ослабление центральной власти заложило основы кровавой между усобице, победил в ней Владимир и занял княжеский престол в Киеве. | В 964 г. пошел на Хазар, пройдя «сквозь вятичей» В 965 г. разбил хазар, взял города Белую Вежу (Саркел), Итиль и Семендер В 966 г. Разгромил Хазарию летом 967 года русское войско (60 000 человек – Карамзин), взяв у византийцев несколько пудов золота на вооружение, двинулось на Болгарию. Святослав завоевал Болгарию и остался жить в г.Переяславце. 968 г. печенеги осадили Киев Святослав вернулся, прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Вернулся в Болгарию, вновь захватив ее (за его отсутствие болгары снова захватили власть). 969-972 русско-византийская война, поражение и пленение князя. По заключенному миру византийцы выпустили отпустили Святослава с его воинами 972 убит печенегами по возвращении из похода. |
Владимир (980-1015) | Первоначально осуществлял гонения на христиан. Попытка реформировать язычество в 980г., но безуспешно Стремится к укреплению союзу славянских племен, непокорных усмиряет. Совершает успешные походы в 981 и 982 годах в земли вятичей, а 984 – на родимичей Посадил править своих сыновей. Ввёл христианство на Руси в 988г.(крещение Руси). Строил церкви, школы. | Защита государства: удаление варягов из войска. Защищал русские земли от печенегов: построил крепости на юге – 4 линии с сигнальными огнями. Переселял с севера на юг для укрепления границ славянские племена. Походы на Дунай против Болгарии, на запад против Польши, на юго-запад, где взял Перемышль. |
Ярослав Мудрый (1019 -1054) | Проводил политику преемственности наследования. Ввёл родовой принцип передачи власти (старшему в роду). Ввёл первый свод законов русского государства –Русская Правда. Временно прекратил усобицы, Обосновал божественность княжеской власти. (первый русский митрополит – Иллариона.) Много сделал для распространение христианства: строил церкви, соборы, первые монастыри. Способствовал развитию школ и библиотек для повышения уровня грамотности. | Ярослав продолжал усилия отца по организации обороны государства от кочевников. Утвердился на западном берегу Чудского озера. Вёл войны с Византией. Строил крепости на юге. Разбил печенегов. Проводил политику династических браков –с Польшей, Норвегией, Францией, Венгрией и др. с целью укрепления международного авторитета Руси. Ликвидировал внешние угрозы на Востоке(до своей смерти). |
Итоги правления:
1. Становление государственности Древней Руси;
2. Расширение территории и укрепление Древней Руси;
3.Принятие христианства;
4. Принятие первого письменного сборника законов - «Русская правда»;
5. Укрепление международного авторитета молодого государства. Русь окончательно заняла достойное место среди европейских государств;
Подводя итоги политики первых киевских князей, В. О. Ключевский определил не только ее суть, но и главные результаты: «Первые русские князья очертили своим мечом довольно широкий круг земель, политическим центром которого был Киев».
Внутренняя политика первых киевских князей - Олега (879-912), Игоря (912-945), Ольги (945957), Святослава (957-972) - имела две составляющие:
1) расширение территории за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, кривичей), отторжение от Хазарского каганата земли вятичей;
2) сбор дани с этих территорий.
Правители Древнерусского государства, носившие титул Великого князя, знать и дружина добывали средства к существованию военными походами, торговлей и полюдьем. Под последним понимается достаточно упорядоченный сбор дани, осуществлявшийся в натуральном виде (меха, мед, воск и т.д.). Все это затем сбывалось, главным образом, в Византию.
Княжение Олега, прозванного «Вещим», продолжалось 33 года. После присоединения Киева, который, согласно летописи, он назвал «мати градом русьским» и сделал столицей государства, Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.
Одна из летописей донесла до нас поэтическую легенду о смерти Олега, пытавшегося обмануть предсказание волхвов и все же погибшего от змеи, спрятавшейся в черепе его боевого коня. Как известно, эта легенда вдохновила А.С. Пушкина на создание «Песни о вещем Олеге».
Наследник Олега Игорь продолжил его политику. Ему снова пришлось воевать с древлянами - «Иде Игорь на древляны, и победив а (их), и возложи на ня дань болши Олговы». В борьбе с древлянами он и погиб. В 945 г., взяв с древлян дань, он с небольшой дружиной (чтобы на долю каждого досталось больше) вернулся за дополнительной данью. По летописному преданию, древляне решили на совете, что если повадится волк, то пока не убьют его, перетаскает всех овец. «Аще не убьем его, то вся ны погубить». Игорь был убит, а древлянский князь Мал отправил к вдове Игоря Ольге послов, предлагая ей выйти за него замуж. Разумеется, речь шла о династическом браке: взяв в жены вдову убитого врага, Мал тем самым распространял свою власть и на Полянскую землю, и на всю Русь. Однако Ольга жестоко расправилась с древлянскими послами и пошла войной на Древлянскую землю. Ей удалось победить древлян, столица их Искоростень была сожжена, знать истреблена, часть древлян обращена в рабство, на остальных наложена дань.
Сын Игоря и Ольги Святослав больше внимания уделял не внутренним, а внешним делам. Однако и ему удалось подчинить своей власти еще одну восточнославянскую племенную группу - вятичей.
Внешняя политика первых киевских князей была тесно увязана с торговлей. Это определяло и основные направления внешнеполитической деятельности Руси:
• взаимоотношения с Византией и Хазарским каганатом;
• защита границ и торговых путей от кочевников.
В 907 г. князь Олег совершил удачный поход на Византию. Как повествует летописец, в честь своей победы он приказал прибить щит на вратах Царьграда. Победители не только получили огромную дань, но и заключили международный договор. В 911 г. был подписан новый договор с Византией, уточняющий ряд положений прежнего. Князь Игорь в 941 и 945 г. предпринимает новые походы на Константинополь. Поводом для них послужил отказ греков платить дань Руси. В результате был подписан договор 944 г.
Договоры Руси с Византией устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялся порядок выкупа пленных, правила ведения судебного процесса, оговаривались условия поступления русских дружинников на византийскую службу. Послы и купцы обязаны были предъявлять доказательства своего официального статуса: послы - золотые печати, купцы - серебряные. Кроме того, по договору 944 г. всем, посещавшим Константинополь, выдавались особые грамоты от Великого князя киевского. В них указывалось число русских кораблей, прибывших в Византию. Договоры создавали благоприятные условия для русских купцов, предоставляли им право беспошлинной торговли.
В княжение Ольги отношения с Византией принимают более спокойный характер. Мирная дипломатия оттесняет вооруженные столкновения. В 955 г. (по другим источникам - в 957 г.) Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство. Возможно, что крещение состоялось и накануне поездки Ольга стремилась укрепить союзнические отношения с Византией. Русь оказала военную помощь империи в борьбе с арабами.
Политика Ольги по отношению к Византии контрастировала с политикой ее предшественников. Вероятно, поэтому Святослав в 964 г. отстранил от власти мать (А.П. Новосельцев). Политика военных походов становится определяющей в отношениях между двумя державами. Военная деятельность Святослава, при всем ее небывалом размахе, была подчинена «только двум направлениям: волжско-каспийскому (хазарскому) и царьградскому, византийскому». Оба они являлись «основными направлениями торговых экспансий, организуемых Киевской Русью как государством» (Б.А. Рыбаков).
В начале своего правления Святослав освободил вятичей от хазарской дани и включил их в состав своей державы (964-966). Затем, в конце 60-х гг. IX в., разгромил Хазарию и, тем самым, установил контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в арабы». В 967 г. или 968 г. его дружины вторгаются в Болгарию. Попытки закрепиться на Дунае приводят к новым военным столкновениям с Византией. После военных неудач Святослав в 971 г. заключил мирный договор с Византией, по которому вынужден был оставить Болгарию.
Важнейшим направлением в деятельности правителей Древней Руси являлась охрана торговых путей и оборона южных рубежей от кочевников. Особую остроту эта проблема приобрела с появлением в южно-русских степях печенегов, впервые упоминающихся русской летописью в 915 г. Олег с первых лет своего правления в Киеве приступает к сооружению своеобразного защитного пояса. Однако набеги печенегов на Русь продолжались. Именно от их рук погиб в 972 г. князь Святослав, возвращавшийся из Византии. По летописному преданию, печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи, в этом проявлялось уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.
Подводя итоги политики первых киевских князей, В. О. Ключевский определил не только ее суть, но и главные результаты: «Первые русские князья очертили своим мечом довольно широкий круг земель, политическим центром которого был Киев».
Принятие христианства
Причины принятия
В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества, но язычество оставалось господствующей религией до середины X века.
Князь Владимир I был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства и личной власти князя. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Руси. Язычество не обеспечивало единства всех племен и земель Руси.
Принятие христианства Русью, положившее начало становлению русской государственности и православной цивилизации, было вызвано целым комплексом причин. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.
Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.,до принятия христианство Русью.
Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть.
Какую веру выбрать?
Важной представляется проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории. Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.
Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в принятии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом:
И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.
Как отнестись к этой версии? Каковы истинные основания выбора веры? Очевидно, что за этой версией скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.
Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира.
Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа
Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.
Христианизация
Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить “огнем и мечем”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. Таким образом шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей.
Например, к Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию.
В итоге, происходило взаимопроникновение православия и язычества, приведший к складыванию т.н. “двоеверия”, или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени - христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же время, его защитят языческие божества. Этот обычай существовал не только в низах общества, но и среди знати, а также князей. Достаточно вспомнить, что Владимир I вошел в историю (и в святцы) под своим языческим именем, а не как Василий. Так же как Ярослав Мудрый, крещенный Юрием. Владимир Мономах по-христиански звался Василием Андреевичем, первые русские святые Борис и Глеб были крещены как Роман и Давид и т.д.