Пример расчета. Цифры беру из прошлого поста: 5 000 000 / 10 000 000 = 0,5.
P/B <= 1 это очень круто. Значит у компании капитала больше, чем ее текущая стоимость.
Мультипликатор P/B — хороший инструмент для поиска недооцененных компаний.
3. P/S (Price/Sales)
Показывает отношение текущей цены к выручке. Нормальным показателем считается меньше 2, а отличным — меньше 1. Это указывает на недооцененность компании.
4. L/A (Liabilities/Assets)
Этот мультипликатор показывает отношение долга к текущим активам.
Как я говорил, компании развиваются на заемные средства. Так вот мультипликатор L/A показывает в процентах сколько заемных денег у компании, что очень важно для её оценки.
Если значение меньше 50%, значит, компания развивается, преимущественно, на свои деньги, и это хорошо. Но если коэффициент больше 50%, значит, у компании много обязательств и она развивается за чужой счет.
Лучше смотреть на компании с низким мультипликатором L/A, т.к. у них есть поле для маневров. Им охотное выдадут кредит и они могут быстро нарастить свои активы. А когда у компании и так много долгов, брать новые долги ей сложнее.
5. ROS (Return on Sales)
Показывает сколько процентов в выручке составляет чистая прибыль и насколько эффективно компания работает с издержками.
Пример:
Компания сделала выручку 1 000 000 рублей.
Из них чистая прибыль — 500 000 рублей.
Формула: чистая прибыль / выручка х 100%
500 000 / 1 000 000 х 100% = 50%
Чем выше показатель, тем лучше.
6. ROE (Return on Equity)
Показывает насколько компания эффективно пользуется собственным капиталом. Чем выше показатель, тем лучше.
Рассмотрим мультипликатор на примере двух магазинов:
Первый на 200 кв. метров. Большой собственный капитал: много товара и торгового оборудования
Второй на 100 кв. метров. Собственный капитал в 2 раза меньше: меньше товара и меньше торгового оборудования
При этом оба магазина показывают одинаковую чистую прибыль.
Эффективность второго магазина в 2 раза выше, т.к. у него меньше собственный капитал и больше прибыль.
Чем выше значение — тем лучше.
7. ROA (Return on Assets)
Похожий показатель с ROE, но только в расчет берутся все активы компании, а не только собственный капитал.
Чем выше значение — тем лучше.
8. EV Enterprise Value
По сути это «Реальная» стоимость компании. Ведь когда вы ее покупаете, получаете с текущими долгами и деньгами на счету, мультипликатор EV позволяет это учесть.
Формула следующая: Цена компании + долги – деньги.
Пример:
Компания стоит на рынке 1 000 000 рублей. У нее долгов на 500 000 рублей и денег на счету на 50 000 рублей.
EV = 1 000 000 + 500 000 – 50 000 = 1 450 000. Таким образом «Реальная» цена компании будет не 1 000 000 рублей, а 1 450 000. Все из-за долгов.
Пример из жизни:
Вы хотите купить машину и решили пойти сложным путем: найти дешевый вариант в аварийном состоянии и вложить денег в ремонт.
· Цена аварийного авто: 3000$
· Цена ремонта: 1000$
После покупки машины вы нашли в бардачке 500$. Везунчик, что тут скажешь:)
Итоговая цена за авто получилась 3000 + 1000 - 500 = 3500$. Это «Реальная» стоимость
9. EV/EBITDA
Можно назвать это «улучшенным» мультипликатором P/E.
EBITDA — это прибыль компании до выплаты налогов, кредитов и амортизации.
Когда мы высчитываем P/E, то в расчет берем чистую прибыль. А это виртуальный показатель. Более честный показатель — EBITDA.
Беря в расчет «справедливую» цену компании и EBITDA, мы получаем и более честную оценку компании.
Более подробно я буду об этом говорить в практической части на следующем занятии.
Главное запомнить — чем ниже этот показатель, тем лучше.
10. NetDebt / EBITDA
NetDebt — это чистый долг
Показывает сколько времени необходимо компании, чтобы расплатиться со своими долгами через получение прибыли.
Итог
С основными понятиями разобрались. Теперь главный вопрос — как эту информацию использовать для оценки компании?
Все очень просто: смотрим на мультипликаторы и на их динамику. На следующем бесплатном уроке я покажу на практике, как пользоваться этими мультипликаторами и находить оптимальные объекты для инвестирования.
Я подготовил для вас памятку:
· Чистая прибыль растет — хорошо
· Активы растут — хорошо
· Выручка растет — хорошо
· Долги уменьшаются — хорошо
· Капитал растет — хорошо
· P/E — чем меньше, тем лучше. Ориентир — 6
· P/B — чем меньше, тем лучше. Ориентир — 1
· P/S — чем меньше, тем лучше. Ориентир — 2
· L/A — чем меньше, тем лучше. Ориентир — 50%
· ROS — чем больше, тем лучше
· ROE — чем больше, тем лучше
· ROА — чем больше, тем лучше
· EV/EBIDTA — чем меньше, тем лучше. Ориентир — 6
· Долг/EBITDA — чем меньше, тем лучше. Ориентир — 3
Значение мультипликаторов зависят от отрасли, в которой работает компания. Поэтому правильный путь — это сравнивать компании в одной отрасли.
Пример:
Вы хотите купить акции Лукойла.
· Для начала оцените ее мультипликаторы, может, вас что-то смутит.
· Затем возьмите мультипликаторы компаний из отрасли: Башнефть, Газпром, Новатек и сравните их с Лукойлом.
Таким образом у вас будет сформирована картина того, насколько компания эффективно работает.
Выполняя оценку компании по мультипликаторам, вы уже будете подходить к инвестированию на 95% лучше, чем обычный участник рынка, который работает наугад. У вас будет формироваться собственное понимание об активах, которые вы собираетесь купить.
Пошаговый алгоритм оценки компаний:
· Нашли компанию в которую потенциально хотите вложиться;
· Зашли на сайт https://blackterminal.ru;
· Посмотрели на динамику основных показателей компании и ее мультипликаторов;
· Сравнили мультипликаторы с ориентиром;
· Оценили другие компании из сектора, чтобы понимать какие мультипликаторы характерны для этого сектора;
· По ходу сравниваете насколько ваша компания эффективно работает по сравнению с конкурентами;
· У вас есть четкая картинка о компании, которую вы хотите вложиться и вы понимаете хороший/плохой это актив.