Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курсахудожественный труд (технология) для 4а класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по художественному труду (технология) и программы курса художественного труда для обучающихся 4-х классов общеобразовательных учреждений авторов Т.Я.Шпикалова, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова. «Художественный труд. 4 класс.». М.,Просвещение,2007г. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по художественному труду.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «Составление букета из живых природных форм ») и дальнейшем усложнении и расширении её (здесь таковыми выступают формы существования «Народные игрушки из природных материалов »)
Преобладающей формой текущего контроля выступает практическая работа и проверочная работа по разделам.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник: (Художественный труд. 4 класс, Т. Я. Шпикалова и др., М. Просвещение, 2007.) и методическое пособие для учителя («Художественный труд. 4 класс.» Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова и др. М.,Просвещение,2007)
Основные цели программы: • обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»: • содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира; • способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн); • содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами; • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
Цели обучения. -развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
-освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Содержание программы учебного курса
Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов.
Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги. Предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применению средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).
Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани. Предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.
Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и других материалов на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
СТОИТ ДЕРЕВО, ЦВЕТОМ ЗЕЛЕНО: ДОМ УКРАШАЕТ, РЕМЕСЛО ОСНАЩАЕТ, МИР ОСВЕЩАЕТЯшел агач өйне бизи, һөнәргә өйрәтә җирне яктырта | ||
Искусство составления букета. Составление букета из живых природных форм | ||
2,3 | Берестяные плетенки. Косое плетение из бересты | |
4,5,6 | Комплекты бытовой утвари. Конструирование комплектов посуды: вариации по мотивам изделий Городца | |
7,8 | Все краски осени. Декоративное панно. Ляпачная техника: колорит и варианты пришивания лоскута | |
РЯДИСЬ, НЕ СТЫДИСЬ, А РАБОТАТЬ НЕ ЛЕНИСЬБизән, оялма; эшлә, ялкауланма | ||
9,10 | Изящный сувенир. Конструирование по мотивам техники филиграни | |
11,12 | Импровизации из глины. Коллективное панно. Лепка из пласта: фактура, декор | |
13,14 | Упаковка для праздничного подарка. Конструирование: текстиль, шитье, вышивка | |
15,16 | Творческий проект: «Новогодняя игрушка». Конструирование: елочные украшения из разных вспомогательных форм. | |
ГДЕ ЖИВЕМ, ТЕМ И СЛЫВЕМБез яшәгән җирдә дәрәҗәле | ||
17,18 | Природные и архитектурные мотивы родного края. Бумага: симметричная вырезанка | |
19,20 | Забавный сувенир. Конструирование: текстиль, шитье, аппликация | |
21,22 | Подарочный набор. Комплект принадлежностей для письменного стола. Конструирование: оригами и гофрирование | |
23,24 | Деревенская улица. Рельефное панно. Конструирование: архитектурные объемы из бумаги | |
25,26 | Радужные узоры. Ткачество на бердышке | |
ПОВЕРНИСЬ К МИРОЗДАНИЮ!Тормышка йөз белән – 8 сәгать | ||
27,28 | Творческий проект: «Древний символ родного края (города, села)». Глина: конструирование из пласта, из целого куска, рельеф | |
29,30 | Звезды Победы. Коллективное панно. Конструирование: модульное оригами | |
31,32 | Народные игрушки из природных материалов. Конструирование: традиционные образы-символы | |
33,34 | На острове Буяне. Конструирование: текстильный коллаж | |
ИТОГО | 35 ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен знать/понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства; о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;
в отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;
• названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;
• средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;
• магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, антропоморфный);
• о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
• названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;
• способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
• особенности вышивки разных регионов России;
• традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества;
• понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
• виды природных материалов, используемых в плетении;
уметь:
в применять приемы акварельной живописи («по-сырому», «а-ля-прима» и др.), приемы получения звучных, чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;
• пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;
• применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизаций);
• соблюдать последовательное выполнение изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
• анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
• решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
• высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать просты г изделия с учетом технических требований и дизайна;
• комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
• выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
• использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
• выполнять рельефные и объемные многофигные
композиции из глины;
• изготавливать изделия из природного материала и
технике плетения на основе простейших приемок тех по
логии в народном творчестве;
• оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
• экономно и рационально использовать материалы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• заниматься самостоятельным творчеством;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.
Учебно-тематическое планирование
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол часов | Календарные сроки | Фактические сроки | Планируемые результаты | КИМ | |||||
Знания | Умения | Общие учебные умения, навыки и способы деятельности | |||||||||
I | Стоит дерево, цветом зелено: дом украшает, ремесло оснащает, мир освещает. Яшел агач өйне бизи, һөнәргә өйрәтә җирне яктырта – 8 сәгать. | ||||||||||
1. | Букет төзү сәнгате Тере чәчәкләрдән, үләннәрдән, бөртеклеләрдән букет төзү. Табигый материал.Экскурсия. | 3.09 | Знания о художественных и технологических свойствах природного материала, Знания о материалах, инструментах, приспособлениях для лепки, основных приёмах и способах лепки Знать о материале бумаге,о ее способах технологической обработки, о работа по технологическим картах, овладевают начальными трудовыми умениями по обработке бумаги | Умение заготавливать и выбирать природные материалы для творческой работы в соответствии с замыслом Составление букета из живых цветов. Умения пользоваться материалами, инструментами, приспособлениями для лепки при изготовлении изделий, вариации по мотивам изделий Городца | Коллективно обсуждать образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновывая конструктивные особенности вещи и ее назначение; самостоятельно составлять план работы; различать по назначению и конструктивным особенностям инструменты: режущие – переплетный и макетный нож, канцелярские и портновские ножницы, самостоятельно размещать на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие и ударные инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь; самостоятельно выбирать вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции; планировать условия соблюдения правил безопасной работы. | ||||||
Каен тузыннан кыеклап үрү Нечкә картоннан яки каен тузыннан кыеклап тартмачык үрү. Табигый материал | 10.09 | ||||||||||
Каен тузыннан кыеклап үрү Нечкә картоннан яки каен тузыннан кыеклап тартмачык үреп бетерү. Табигый материал | 17.09 | ||||||||||
Көнкүреш кирәк-яраклары җыелмасы төзү. Городец эшләнмәләре үрнәгендә савыт-саба комплекты конструкцияләү. Кәгазь белән эш. | 24.09 | ||||||||||
Көнкүреш кирәк-яраклары җыелмасы төзү. Городец эшләнмәләре үрнәгендә савыт-саба комплекты конструкцияләүне дәвам итү. Кәгазь белән эш. | 1.10 | ||||||||||
Көнкүреш кирәк-яраклары җыелмасы төзү. Көнкүреш кирәк-яраклары җыелмасы төзүне төгәлләү. Кәгазь белән эш. | 8.10 | Знания о художественных и технологических свойствах тканей, Знания об устройстве инструментов и приспособлений для работы с тканью, знать виды швов Знания об устройстве инструментов и приспособлений для работы с тканью, знать виды швов | Умение пользоваться инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий из ткани, уметь выполнять швы, резать ткань по выкройке и сшивать. Умение выбирать ткань для изделий, | ||||||||
Көз бизәкләре. Кисәкләрне тоташтырып декоратив панно ясау техникасы. Тукыма белән эш. | 15.10 | ||||||||||
Көз бизәкләре. Кисәкләрне тоташтырып декоратив панно ясауны төгәлләү. Тукыма белән эш. | 22.10 | ||||||||||
II | Рядись, не стыдись, а работать не ленись. Бизән, оялма; эшлә, ялкауланма – 8 cәгать | ||||||||||
Нәфис сувенир. Тимер чыбыктан үреп (филигрань ысулы белән) истәләкле бүләк ясау. Төрле материал белән эш. | 29.10 | Знания о художественных и технологических свойствах проволоки Знания о материалах, инструментах, приспособлениях во время работы Знания о материалах, инструментах, приспособлениях для лепки, основных приёмах и способах лепки Знания об устройстве инструментов и приспособлений для работы с тканью, знать виды швов Знать о материале бумаге,о ее способах технологической обработки, о работа по технологическим картах, овладевают начальными трудовыми умениями по обработке бумаги, ее выбору в соответствии с назначением изделия, по выполнению изделий из бумаги с помощью приемов оригами, художественного вырезания, аппликации Знать о материале бумаге,о ее способах технологической обработки, о работа по технологическим картах, овладевают начальными трудовыми умениями по обработке бумаги, ее выбору в соответствии с назначением изделия, | Умение выбирать ткань для изделий, Умения пользоваться материалами, инструментами, приспособлениями для лепки при изготовлении изделий Умение пользоваться инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий из ткани, уметь выполнять швы, резать ткань по выкройке и сшивать. овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги. | различать по внешнему виду и свойствам цветную бумагу для аппликаций и бумажную макулатуру, кальку, цветной упаковочный картон, хлопчатобумажную и льняную гладкокрашенную и набивную ткань, флизелин, вату, искусственную кожу, пенопласт, полиэтилен, фанеру; растительные и природные материалы: ветки, плоды, цветы листья; клей ПВА и силикатный; | |||||||
Нәфис сувенир. Тимер чыбыктан үреп (филигрань ысулы белән) истәләкле бүләк ясауны төгәлләү. Төрле материал белән эш. | 12.11 | ||||||||||
Балчыктан әвәләү (фактура, декор). Җир, су, кояш символлары белән күмәк панно. Төрле материал белән эш. | 19.11 | ||||||||||
Балчыктан әвәләү (фактура, декор). Җир, су, кояш символлары белән күмәк панно ясауны төгәлләү. Төрле материал белән эш. | 26.11 | ||||||||||
Бәйрәм бүләге өчен төргеч. Традицион чигү технологияләре, аның вариантлары. Тукыма белән эш. | 3.12 | ||||||||||
Бәйрәм бүләге өчен төргеч. Традицион чигүтехнологияләре, аның вариантлары. Чигеп бетерү. Тукыма белән эш. | 10.12 | ||||||||||
Коллективно обсуждать образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновывая конструктивные особенности вещи и ее назначение; самостоятельно составлять план работы; | |||||||||||
Иҗади проект “Чыршы уенчыгы”. Чыршы уенчыгы ясау. Төрле материал белән эш. | 17.12 | ||||||||||
Иҗади проект “Чыршы уенчыгы”. Чыршы уенчыгын ясап бетерү.. Төрле материал белән эш. | 24.12 | ||||||||||
III | Где живём, там и слывём. Без яшәгән җирдә дәрәҗәле – 11 сәгать | ||||||||||
Туган якның табигый һәм архитектур бизәлеше. Декоратив композиция. Кәгазь белән эш. | 14.01 | Знать о материале –бумага,о ее способах технологической обработки, о работа по технологическим картах, овладевают начальными трудовыми умениями по обработке бумаги, ее выбору в соответствии с назначением изделия, по выполнению изделий из бумаги с помощью приемов оригами, художественного вырезания, аппликации Знания о художественных и технологических свойствах тканей Знания об устройстве инструментов и приспособлений для работы с тканью, знать виды швов Знания о художественных и технологических свойствах ткани, ее выбору в соответствии с назначением изделия, по выполнению изделий из бумаги с помощью приемов оригами, художественного вырезания, аппликации Знания о художественных и технологических свойствах бумаги Знания об устройстве инструментов и приспособлений для работы с тканью, знать виды швов Знания об устройстве инструментов и приспособлений для работы с тканью, знать виды швов. | овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги. Умение выбирать ткань для изделий, Умение пользоваться инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий из ткани, уметь выполнять швы, резать ткань по выкройке и сшивать. овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги. овладение учащимися общетрудовыми и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги. Умение пользоваться инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий из ткани, уметь выполнять швы, резать ткань по выкройке и сшивать | Коллективно обсуждать образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновывая конструктивные особенности вещи и ее назначение; самостоятельно составлять план работы; различать по назначению и конструктивным особенностям инструменты | |||||||
Туган якның табигый һәм архитектур бизәлеше. Декоратив композиция ясауны дәвам итү. Кәгазь белән эш. | 21.01 | ||||||||||
Туган якның табигый һәм архитектур бизәлеше.. Декоратив композиция ясауны төгәлләү. Кәгазь белән эш. | 28.01 | ||||||||||
Мавыктыргыч сувенир. Чәйнеккә җылыткыч яки тоткыч тегү. Тукыма белән эш. | 4.02 | ||||||||||
Мавыктыргыч сувенир. Чәйнеккә җылыткыч яки тоткыч тегүне төгәлләү.. Тукыма белән эш. | 11.02 | ||||||||||
Җыелма бүләк. Тартмачык, кыстыр-гыч, открытка ясау. Кәгазь белән эш. | 18.02 | самостоятельно размещать на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие и ударные инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь; планировать условия соблюдения правил безопасной работы. различать по внешнему виду и свойствам цветную бумагу для аппликаций и бумажную макулатуру, кальку, цветной силикатный; | |||||||||
Җыелма бүләк. Тартмачык, кыстыргыч, открытка ясап бетерү. Кәгазь белән эш. | 25.02 | ||||||||||
Авыл урамы. Рельефлы панно ясау. Кәгазь белән эш. | 3.03 | ||||||||||
Авыл урамы. Рельефлы панно ясауны төгәлләү. Кәгазь белән эш. | 10.03 | 11.03 | |||||||||
Төсле бизәкләр. Туку ысуллары белән танышу. Тасма үрү. Тукыма белән эш. | 17.03 | самостоятельно выбирать вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции; | |||||||||
Төсле бизәкләр. Туку ысуллары белән танышу. Тасма үреп бетерү. Тукыма белән эш. | 7.04 | Умение выбирать ткань для изделий, | |||||||||
IV | Повернись к мирозданию. Тормышка йөз белән – 8 сәгать | ||||||||||
Иҗади проект “Туган якның борынгы тамгасы.” Истәлекле билге белән бүләк әзерләү. Пластик материал белән эш | 14.04 | Знания о материалах, инструментах, приспособлениях для лепки, основных приёмах и способах лепки | Умения пользоваться материалами, инструментами, приспособлениями для лепки при изготовлении изделий | Коллективно обсуждать образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновывая конструктивные особенности вещи и ее назначение; | |||||||
Иҗади проект “Туган якның борынгы тамгасы.” Истәлекле билге белән бүләк әзерләп бетерү.. Пластик материал белән эш. | 21.04 | Знания о материалах, инструментах, приспособлениях для лепки, основных приёмах и способах лепки | |||||||||
Коллектив панно. Җиңү йолдызлары. Күләмле йолдыз (оригами) конструкторлау. Кәгазь белән эш. | 28.04 | Знания о художественных и технологических свойствах бумаги Знания о художественных и технологических свойствах тканей, Знания об устройстве инструментов и приспособлений для работы с природным материалом | овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги. Умение заготавливать и выбирать природные материалы для творческой работы в соответствии с замыслом Умение выбирать ткань для изделий, Умение пользоваться инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий из ткани, уметь выполнять швы, резать ткань по выкройке и сшивать | самостоятельно выбирать вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции; | |||||||
Коллектив панно. Җиңү йолдызлары. Күләмле йолдыз (оригами) конструкторлауны төгәлләү. Кәгазь белән эш. | 5.05 | ||||||||||
Табигый материалдан халык уенчыклары. | 12.05 | ||||||||||
Табигый материалдан халык уенчыгын ясап бетерү. | 19.05 | ||||||||||
Буян утравында. Текстиль коллаж. Тукыма белән эш. | 26.05 | ||||||||||
Буян утравында. Еллык эшләрдән күргәзмә. Тукыма белән эш. | 26.05 | ||||||||||