Первая мировая война, Революция и оккупация




Американские войска во Владивостоке, 1918 год

В период Первой мировой войны в районе города не проходило активных военных действий[18]. На этот период Владивосток становится важнейшим перевалочным пунктом для получения различного военно-технического имущества для войск, а также сырья и производственного оборудования для промышленности[19].

Сразу после Октябрьской революции, в ходе которой к власти пришли большевики, был объявлен «Декрет о мире» — и, в результате заключенного между ленинским правительством и Германией Брестского мирного договора, советская Россия вышла из Первой мировой войны. Однако на Дальнем Востоке сложилась особая ситуация, когда при общей малочисленности рабочего класса, были сильны контрреволюционные настроения[18]. Первоначально власть в городе перешла большевикам при помощи матросского мятежа; 30 октября матросы Сибирской флотилии приняли решение «сплотиться вокруг единой власти Советов»[18].

Однако 3 декабря 1917 года прошла конференция бывших союзников России по Антанте, на которой было принято решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи и установлении контактов с национально-демократическими правительствами. 29 июня 1918 г. чехословакские войска свергли советскую власть в городе, позже[ когда? ] в город вошли войска США, Японии, Италии и Канады[18]. В 1919 году край был охвачен партизанской войной[18].

Жители Владивостока приветствуют японские войска, занимающие город. Японский агитационный плакат

Большинство иностранных войск покинуло Владивосток в 1920 году, кроме сил японского правительства, отличавшихся наибольшим числом. В 1921 году японцы поддержали Приамурский земский край, что позволило разгромленным белым войскам укрываться и перегруппировываться под прикрытием японских частей. Однако японская активность в Приморье вызвала подозрение у США, что привело к международной изоляции Японии на Вашингтонской конференции.

Дипломатическое давление, а также протесты внутри страны и огромные расходы, к которым привела Сибирская экспедиция, вынудили администрацию Като Томосабуро вывести японские войска из Приморья в октябре 1922 года, когда войска народно-революционной армии Дальневосточной республики под командованием Иеронима Уборевича заняли Владивосток, вытеснив из него соединения Белой армии. В ноябре Дальневосточная республика была ликвидирована и край вошёл в состав РСФСР[11].

Советский период

К моменту установления советской власти, Владивосток находился в упадке: отступающие силы японской армии вывезли из города все материальные ценности. Жизнь была парализована: в банках отсутствовали деньги, оборудование предприятий было расхищено. Из-за массовой эмиграции и репрессий население города уменьшилось до 106 тыс.[20] В 1923—1925 гг правительство принимает план «восстановительной трёхлетки», в ходе которой возобновляется деятельность торгового порта, который становится самым доходным в стране за 1924—25 гг.[20][21]

В 1927 году был принят первый план пятилетки.

В 1930—1940-х годах Владивосток служил транзитным пунктом на пути доставки заключённых и грузов для Севвостлага советского супертреста «Дальстрой». В городе располагался известный Владивостокский пересыльный лагерь, куда со всей страны свозились заключённые. Здесь из них формировались этапы для дальнейшей отправки в дальневосточные ИТЛ. Время содержания заключённого во Владивостокском пересыльном пункте, как правило, длилось от нескольких недель до нескольких месяцев. Здесь умер поэт Осип Мандельштам, через этот лагерь прошли: будущий актёр Георгий Жжёнов, писатели Варлам Шаламов и Евгения Гинзбург, «космический» академик Сергей Королёв и ещё сотни тысяч других политзаключённых. Этот лагерь располагался в районе Моргородка[22].

Кроме того, в конце 1930-х — начале 1940-х годов в районе станции Вторая Речка располагался Владивостокский исправительно-трудовой лагерь (Владлаг), который часто путают с пересыльным. Владлаг не был транзитным лагерем, здесь были постоянные заключённые, которые занимались рыболовством, дорожным строительством и лесозаготовками. Он мог вмещать одновременно до 56 тысяч заключённых[23].

Владивосток не был местом боевых действий в годы Великой Отечественной войны, хотя постоянно существовала угроза нападения со стороны Японии. В городе, первым в стране, был создан «Фонд обороны», в который владивостокцы несли личные ценности[24]. Владивосток за годы войны переработал импортных грузов (ленд-лиз) почти в 4 раза больше Мурманска и почти в 5 раз больше Архангельской группы портов[25].

Постановлением Совета Министров СССР «Вопросы Пятого Военно-Морского флота» от 11 августа 1951 года, во Владивостоке был введён особый режим (начал действовать 1 января 1952 г.); город становится закрытым для посещения иностранцами[26]. Предполагалось убрать из Владивостока не только иностранные консульства, но и торговый и рыбный флот и перевести в Ворошилов (ныне Уссурийск) все органы краевой власти. Однако эти планы не были воплощены в жизнь[26].

Владивосток в ноябре 1982 года.

В годы «хрущёвской оттепели» Владивосток получил особое внимание государственных властей. Впервые Никита Сергеевич Хрущёв посещает город в 1954 году, чтобы окончательно решить, закреплять ли за ним статус закрытой военно-морской базы[27]. Отмечалось, что на тот период городская инфраструктура находилась в плачевном состоянии, не хватало жилья и школ, отсутствовала ливневая канализация. Проблемы пытались решить на уровне Совета Министров, но настоящее широкомасштабное жилищное строительство началось только в 1957 году[27] В конце 50-х годов Владивосток заявляет о себе, как о научном и культурном центре Дальнего Востока: воссоздаётся Дальневосточный государственный университет, открывается медицинский институт, строятся крупные кинотеатры; на базе Дальневосточного филиала АН СССР открываются три научно-исследовательских института. В 1958 году открывается пассажирское авиасообщение с Москвой[27].

В 1959 году Хрущёв повторно посещает город. Итогом становится решение об ускоренном развитии города, которое было оформлено постановлением Совета Министров СССР от 18 января 1960 года «О развитии г. Владивостока»[27]. Был составлен амбициозный план о двукратном увеличении жилищного фонда города; основывается одна из крупнейших строительных организаций края «Главвладивостокстрой». Принимается новый генплан города, рассчитанный до 1980-го года. В 60-е строится новая трамвайная линия, запускается троллейбус, город становится огромной строительной площадкой: на окраинах возводятся жилые микрорайоны, в центре — новые здания общественно-гражданского назначения. Во Владивостоке появились новые кинотеатры, гостиницы, цирк, морской вокзал, почтамт, Дом радио, драматический театр, Дом пионеров[27].

В 1974 году Владивосток с официальным визитом посетил 38-й президент США Джеральд Форд, прибывший для встречи с Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым. На встрече были подписаны протокол к Договору об ограничении систем ПРО и Договор об ограничении подземных ядерных испытаний, которые помогли сдержать гонку вооружений[28].

20 сентября 1991 года президентом РСФСР Борисом Ельциным был подписан указ № 123 «Об открытии г. Владивостока для посещения иностранными гражданами», со вступлением которого в силу с 1 января 1992 года Владивосток перестал быть закрытым городом[29].

Современный период

Основная статья: АТЭС Владивосток 2012

После распада СССР экономика города оказалась в плачевном состоянии. Была разрушена система оборонных предприятий, что вызвало безработицу. В это время стали появляться первые частные предприниматели. В целом, в 1990-е годы Владивосток был центром нелегального рыболовства, а также контрабанды древесины и японских машин. Из-за снижения уровня жизни упала рождаемость и началась миграция в центральные регионы страны: если в 1992 году население города составляло 648 тыс. человек, то к 2010 году — 578 тыс.[30]

Русский мост

Золотой мост

Однако Владивосток сохранил статус важного транспортного, промышленного и торгово-финансового центра. В начале XXI века наметилось улучшение социальной и экономической обстановки. Большое значение для развития города имел проведённый в сентябре 2012 года на Русском острове саммит АТЭС[31]. В ходе саммита прошли встречи глав и представителей экономик более 20 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными объектами саммита являются мост через бухту Золотой Рог и мост на Русский остров, а также Дальневосточный федеральный университет.

4 ноября 2010 года Владивостоку присвоено почётное звание «Город воинской славы»[32], в 2012 году рядом с памятником «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке» установлена стела «Город воинской славы».

История

Вдали — Русский остров, вид от памятника Муравьёву-Амурскому.

Название острову дал генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Н. Муравьёв-Амурский. Остров официально стал частью России во второй половине XIX века. По одной версии, остров был назван Русским в честь России. По другой, название острова возникло позднее и просто дублирует название горы Русской (бывшей Русских), поименованной так в честь одного из членов экипажей первых русских исследователей острова.

В 1859 году в России была издана первая карта, на которой впервые был показан Русский. Правда, не весь, а только его западный и северный берега.

Полная съёмка острова была произведена экспедицией подполковника корпуса флотских штурманов В. Бабкина в 1862 году во время описи залива Петра Великого, после чего в 1865 году была издана карта, на которой остров обозначен полностью и назван островом Казакевича по имени первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала П. Казакевича. Использовались оба названия, но после Великой Отечественной войны за островом было закреплено только одно — Русский [2].

В 60-х годах XIX века при нарезке земель для создания удельного ведомства управляющий его сибирским отделением Г. Фуругельм признал Русский остров наряду с другими районами наиболее подходящим для организации земледелия. Несмотря на это, в число земель удельного ведомства в 1867 году Русский не вошёл.

Развитие береговой обороны острова и размещение здесь войск привело к тому, что на нём стало увеличиваться и число гражданских жителей. Одни из них занялись огородничеством, обеспечивая овощами не только остров, но и Владивосток. Другие включились в обслуживание нужд военных. В это время число гражданского люда на острове достигло 236 человек, а к 1895 году возросло до 3 тысяч. Дополнительной деятельностью местных жителей стало обеспечение владивостокцев дровами, а заводчик М. Фёдоров арендовал винтовой катер «Дружок» и организовал регулярные рейсы в город.

В 1890 году под руководством инженера-подполковника К. Чернокнижникова был разработан проект строительства Владивостокской крепости, в котором впервые обращается внимание на географические преимущества Русского острова для обороны Владивостока. В частности, согласно плану, следовало построить форт на горе Русской и прорыть канал через перешеек на севере острова.

Основная статья: Владивостокская крепость

Канал, разделивший Русский остров и остров Елены

Ворошиловская батарея

Строительство в 1898 году канала, соединившего пролив Босфор Восточный с бухтой Новик, где в русско-японскую войну базировались подводные лодки, имело особое значение для развития Русского острова. Искусственно возникший при этом остров назвали именем Елены.

В 1895 —1896 годах, когда началось усиленное строительство на острове, в связи с чем обозначился новый прирост населения, было решено возвести храм Владивостокского крепостного пехотного полка. Строительство церкви осуществлялось за счёт пожертвований населения, но основной вклад средств принадлежал подрядчику военного ведомства и купцу первой гильдии М. Суворову. Церковь на 400 верующих возводилась из дерева и была завершена в 1897 году, а также освящена в присутствии губернатора Приморской области. В 1909 году было открыто кладбище, в 1916 — почтовое отделение.

После русско-японской войны 1904—1905 годах на острове появились первые домовые церкви, а затем и каменные храмы Сибирских стрелковых полков. К сожалению, до наших дней дошло только одно здание полкового храма в посёлке Подножье.

С 1899 по 1914 годы, в период обострения отношений с Японией, на острове развернулось активное строительство Владивостокской крепости. В связи с этим на Русском даже появилась канатная дорога, которая обеспечивала доставку грузов к местам строительства. Этот период оставил особый след на карте острова. Масштабы строительства были просто невиданными. К 1915 году на Русском были возведены 6 фортов и 27 береговых батарей, пороховые погреба и патронные склады, пристань для кораблей, минно-пристрелочная (торпедная) станция, 4 телефонные станции, капониры и полукапониры, артиллерийские мастерские, военные городки, пирсы, кирпичный завод, мощные радиостанции, проложены десятки километров кабелей и линий связи, обустроены пороховые и тоннельные погреба. Из 16 фортов крепости на острове располагалось 6, из 50 береговых батарей — 27.

Население острова к 1908 году достигло 25 тысяч человек. Строительство крепости окончательно завершилось к 1922 году, когда японские войска по договору с советским правительством согласились покинуть Приморье при условии, что крепость закроют.

Также в 1908 году на острове была построена первая в России станция обсервации, надёжно защищающая Владивосток от чумы, холеры и других заболеваний[8].

В этом же году пребывавший на Русском великий князь Сергей Михайлович Романов назвал Владивостокскую крепость самой подготовленной, и одна из батарей была названа Великокняжеской. В 1913—1914 годах на Русском острове проходил службу герой японской войны генерал Корнилов, пребывая в ссылке. Здесь же располагался знаменитый на всю страну дисциплинарный батальон.

Также в 1913—1914 годах на острове проходил службу будущий пилот и советский авиаконструктор Константин Калинин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: