В 1918 г. особо подчеркивалась необходимость рационального географического размещения производственных сил страны, вызывающих строительство новых и преобразование и развитие существующих городов и других населенных мест. Это дает возможность наиболее эффективно использовать природные ресурсы и имеющиеся трудовые резервы, что связано с общим подъемом экономического состояния каждой республики, области и населенного места.
Строительство и благоустройство населенных мест осуществляют на основе схем районной планировки в пределах территории каждого из экономических районов. Разработки таких схем имеют целями: приближение промышленных и других предприятий к источникам сырья и энергетических ресурсов, а также к районам потребления продукции; подъем народного хозяйства и культуры в ранее отсталых республиках и округах; специализацию и комплексное развитие различных по природным богатствам и другим показателям экономических районов страны.
Исходными данными для разработки схем районной планировки служат пятилетние планы развития народного хозяйства, а также прогнозы научных органов и рекомендации союзных, республиканских и областных планирующих учреждений о перспективах развития каждого из экономических районов страны на 25—30 лет с установлением его границ, основного профиля и темпов развития.
Предварительные прогнозы комплексного перспективного развития народного хозяйства страны в целом и каждого экономического района составляют и научно обосновывают головные институты Академии наук. В таких прогнозах рассматриваются прогрессивные варианты размещения производственных сил с учетом наиболее рациональной специализации экономических районов союзных республик страны. Они имеют целями равномерное размещение новых предприятий в средних и небольших городах и поселках, регулирование роста крупных городов и развитие средних и малых городов, чтобы не допускать скученности населения в отдельных сильно развитых экономических районах и укрупнить сельские населенные места.
В этих целях проектируют комплексную систему взаимосвязанных между собой населенных мест по принципу группового расселения, решаемую схемами районной планировки. Кроме того, в схеме районной планировки, как указывалось, намечают места расположения не только новых городов и поселков, обслуживающих комплексы предприятий, но и существующих предприятий и населенных мест с учетом их взаимосвязи и возможностей развития. В схемах определяют также направления, системы и виды наиболее удобных транспортных скоростных магистралей, энергетических установок и других современных инженерных коммуникаций и устройств, предназначенных для совместного обслуживания ими всех объектов района.
Основными видами районной планировки являются: схемы планировки районов, развивающихся преимущественно на базе добывающей или обрабатывающей промышленности и зон влияния крупных гидротехнических и энергетических сооружений; схемы планировки сельских административных районов, санаторно-курортных районов, а также пригородных зон крупных городов.
Для первых очередей строительства разрабатывают дополнительные схемы планировки с учетом утвержденной схемы районной планировки экономического района в целом. В частности, для первой очереди составляют схемы на 10 лет с определением объектов первоначального комплексного строительства и соответствующей численности населения.
Для комплексного решения в схемах районной планировки всех сложных плановых, экономических, инженерно-технических и градостроительных вопросов предварительно разрабатывают технико- экономические обоснования (ТЭО) перспектив развития производительных сил и реконструктивных мероприятий на территории экономического района в пределах установленных для него границ и с учетом развития народного хозяйства в соседних с ним экономических районах.
Исходными материалами для градостроительных и других обоснований служат директивные указания союзных и республиканских организаций по развитию народного хозяйства в данном экономическом районе, а также научные прогнозы и конкретные технико-экономические изыскания.
На основе технико-экономических обоснований (ТЭО) разрабатывают два-три возможных варианта схем районной планировки, обеспечивающих выбор наиболее прогрессивной и экономически реальной из них для составления проекта схемы районной планировки.
При выборе наиболее оптимального варианта схемы районной планировки исходят из задач достижения высокой экономической эффективности и ускоренных темпов ввода всех видов строительства и реконструкции производственных объектов в районе с учетом наименьших расходов по городскому хозяйству, транспорту, на строительство энергетических и инженерных сооружений и т. п.
К техническим вопросам изысканий относятся: изучение природных условий и ресурсов района с характеристикой особенностей рельефа, гидрогеологических и других инженерного хозяйства, а также ресурсов полезных ископаемых и строительных материалов; выявление площадок, пригодных для размещения предприятий и населенных мест; характеристика транспортного обслуживания, изучение существующих населенных мест, предприятий и транспорта, наличие озеленения, водных пространств и т. д.
При технико-экономическом сравнении вариантов районной планировки учитывают следующие факторы: наличие сырьевой и топливно-энергетической базы и удаленность ее от намечаемых крупных промышленных объектов; характер размещения, объем и способ производства; специализацию и метод производства; возможность кооперирования и специализации отдельных промышленных комплексов и района в целом; возможные сроки ввода в действие основных фондов и т. п.
При решении вопросов расселения в экономическом районе нужно учитывать перспективы развития средних городов, которые могут стать центрами групповых систем взаимосвязанных населенных мест, входящих в сферу их производственного и культурного влияния. [16]
Экспертная оценка
Оценка территории в районной планировке может быть частной или комплексной. Частная оценка территории производится с точки зрения интересов какого-то одного вида, а общая — с точки зрения интересов всех возможных видов ее хозяйственного использования.
Под комплексной оценкой территории в районной планировке понимается сравнительная планировочная оценка отдельных участков всей территории района по комплексу природных и антропогенных факторов с точки зрения благоприятности этих участков для размещения основных видов хозяйственной деятельности (строительства, массового отдыха, сельского, лесного хозяйства и др.).
В схемах районной планировки задачи комплексной оценки территории обусловлены проблемами, которые должны быть решены на данной стадии проектирования и заключаются в следующем:
найти территориальные ресурсы для развития выбранных видов народнохозяйственного использования территории или для размещения отдельных крупных промышленных, гражданских и других комплексов, технических коммуникаций и сооружений;
выявить свойства территории, ограничивающие и осложняющие развитие того или иного вида ее использования;
определить виды хозяйственной деятельности, обеспечивающие выполнение главных задач районной планировки на территории области (края, АССР).
Комплексная оценка территории в проекте районной планировки должна базироваться на результатах, полученных при оценке территории в соответствующей схеме районной планировки, детализируя, углубляя и развивая их в соответствии с потребностями планировки того или иного района.
В схеме районной планировки в качестве основных видов использования территории выступают наиболее генерализованные виды народнохозяйственной деятельности: промышленное и гражданское строительство, сельское, лесное, рыбное - хозяйства, массовый отдых, охрана природы, памятников истории и культуры. Выбор того или иного вида использования территории и их число производится в зависимости от потребностей страны в целом, экономико-географического положения территории — объекта районной планировки, ее хозяйственными особенностями, природными условиями, ресурсами и возможностью их освоения,
В проекте районной планировки в качестве видов использования территории выступают более дробные категории — гражданское строительство, промышленное строительство, полеводство, садоводство, животноводство на естественных кормовых угодьях, лесное хозяйство, лесозаготовительная промышленность, рыболовство, рыбоводство, длительный отдых, кратковременный отдых, охрана природы, охрана памятников истории и культуры. Выбор того или иного вида использования территории зависит от природных и хозяйственных особенностей территории района-объекта районной планировки, а также от требований, предъявляемых к данному району задачами его планировки. В проекте районной планировки число основных землепользователей, применительно к которым производится оценка территорий, как правило, больше, чем в схеме районной планировки.
Объектом комплексной оценки в схеме районной планировки является вся территория области (края, АССР), за исключением территории, народнохозяйственная функция за которыми закреплена навечно (заповедники, заказники, места сосредоточения памятников истории и культуры, леса I группы и др.)
В качестве объекта комплексной оценки в проекте районной планировки, как правило, выступает определенная функциональная зона (или несколько таких зон), выделенная в пределах рассматриваемой территории на стадии разработки схемы районной планировки. Из процесса оценки целесообразно исключать участки территории, изменение вида использования которых явно нежелательно по социально-экономическим и экологическим условиям.
Оценка территории производится по двум группам факторов — природным и антропогенным. К природным относятся: инженерно-геологические, почвенно-растительные, климатические условия, водные и минерально-сырьевые ресурсы и др. К антропогенным факторам относятся: обеспеченность территории транспортными и инженерными сетями и сооружениями, предприятиями стройиндустрии, транспортная доступность основных промышленных, административно-хозяйственных и культурных центров, санитарно-гигиенические условия и требования охраны природы, а также архитектурно-эстетические достоинства отдельных природных или культурных ландшафтов.
Число факторов оценки в проекте районной планировки обычно бывает большим, чём в схеме районной планировки.
Оценка территории по различным факторам и их элементам производится по существующему положению с учетом строящихся и перспективных объектов, коммуникаций и мероприятий, осуществление которых намечено в государственных планах) постановлениях министерств, ведомств, местных организаций.
При охвате планировкой значительных территорий показатели оценки могут изменяться в, больших пределах. Каждый из оценочных факторов в зависимости от конкретных значений его показателей может выражать степень благоприятности или неблагоприятности освоения территории конкретным видом народнохозяйственного использования. Поэтому при комплексной оценке территории следует разделять объект планировки на оценочные районы (в _ схемах) и оценочные участки (в проектах) по определенной степени пригодности территории для того или иного вида хозяйственного использования. Целесообразно выделять три группы оценочных районов (участков): благоприятные, ограниченно благоприятные и неблагоприятные. Выделение большего числа оценочных районов и участков возможно, но нецелесообразно, так как ведет к неоправданной перегруженности текстовых и графических материалов.
Выделение оценочных районов (участков) и соответственно оценка территории по какому-либо одному свойству того или иного фактора может проводиться по натуральным показателям оценки этого свойства. Эти показатели устанавливаются для каждой категории оценочных районов по каждому свойству каждого фактора. Контуры оценочных районов выделяются, исходя из крайних значений установленных для них интервалов натуральных показателей.
В качестве критериев натуральных показателей оценки и выделения оценочных районов (участков) принимаются затраты, необходимые для приведения фактических натуральных показателей оценочных факторов до уровня нормативных. При. этом нормативными считают натуральные показатели, обеспечивающие наиболее эффективное функционирование того или иного вида хозяйственной деятельности на данной территории. В соответствии с этим к благоприятным относятся территории с натуральными показателями, обеспечивающими функционирование той или иной народнохозяйственной отрасли без проведения значительных инженерных мероприятий и дополнительных капиталовложений. К ограниченно благоприятным относятся территории с натуральными показателями, требующими проведения инженерных мероприятий, вызывающих значительные удорожания при освоении этих территорий. К неблагоприятным относятся территории с натуральными показателями, приведение которых до уровня нормативных показателей связано с осуществлением серьезных инженерных мероприятий, что ведет к удорожанию освоения территории.
Комплексная оценка территории может производиться на основе простой и дифференцированной балльной, стоимостной и смешанной оценок. Наиболее точная — стоимостная оценка, основанная на определении сравнительных удорожаний по каждому рассматриваемому фактору в зависимости от вида хозяйственной деятельности.
Стоимостная оценка основана на сложении стоимостных показателей оценочных районов (участков) при их наложении друг на друга и сопоставлении полученных сумм со сравнительными удорожаниями, определяемыми в зависимости от установленных коэффициентов оценки и базовых стоимостей освоения 1 га территории (за базовую принимается общая стоимость освоения 1 га наилучших по природным и антропогенным условиям участков, территории объекта схемы районной планировки).
Стоимостные показатели соответствуют размерам удельных (на 1 га территории) затрат, необходимых для приведения фактических показателей оцениваемых свойств до уровня нормативных [в данном. случае принятых натуральных показателей оценки 'ограниченно благоприятных и неблагоприятных категорий районов (участков) до уровня показателей благоприятных категорий.
В качестве критериев стоимостной оценки по тому или иному свойству принимаются частные коэффициенты оценки, а по каждому фактору и совокупности факторов—общие коэффициенты оценки (сравнительные удорожания в % к базовой стоимости- строительства, сельскохозяйственного или рекреационного освоения 1 га территории). Они получены из сопоставления базовой стоимости освоения 1 га территории для того или иного вида использования со стоимостными показателями, характеризующими затраты на проведение дополнительных мероприятий по инженерной подготовке территории, привлечению - водных ресурсов, облесению, необходимому транспортному- строительству и т. д. Частные коэффициенты оценки определяют интервалы шкал стоимостных показателей по отдельным свойствам, а общие коэффициенты— по отдельным факторам и группам факторов. [3]