Прочитайте текст и выполните задания 20-25. (1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре




 

(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и на их хозяев, тут же вправленных в рамки. (3)Музей этот очень богат, и, может, оттого нас запустили группой, заперли дверь огромным железным засовом и снаружи поставили милиционера.

 

(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой, не зная, куда отворачиваться от неестественного блеска, которого, может быть, хватило бы для игры и перелива целому озеру Селигеру.

 

(5)И тут наткнулся я на оригинальную запись, вывешенную на стене. (6)Это была опись 1641 года об оружии, установленном на крепостной стене монастыря.

 

(7)Там писалось: «На красной башне против святых ворот пищаль полуторная, медная.

(8)Другая пищаль на колѐсах, пушкарь у той пищали Первушка Фѐдоров».

 

(9)И словно бы всѐ ожило тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на месте ли сторожа, на посту ли пушкари, а то не приведи господи... (10)А Первушка Фѐдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колѐсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, в узлах, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелѐнная на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.

 

(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всѐ это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронѐс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.

 

(15)— Ах ты, Первушка Фѐдоров, — приговаривал я про себя.

(16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно,


Новошинцева О.В.,АОУ СОШ №4 имени Г.К.Жукова МО Динской район Краснодарского края


 

твоего лица. (18)На старых деревянных иконах, где на передний план, почти на рамы властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я только предположительно нахожу тебя, мой дорогой предок. (19)3а объѐмными плечами князя, где скорой рукой мальчика-подмастерья выписаны сто шлемов подряд или просто жѐлтой охрой серпы волос, ты и стоишь там, предок Первушка Фѐдоров. (20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами единого человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фѐдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941!

 

(23)А пока ты есть, Первушка Фѐдоров, на земле, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами

 

тех пушкарей. (А. Приставкин*)

 

* Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931—2008) — русский писатель, общественный деятель. Широкую известность принесла повесть «Ночевала тучка золотая...» (1987).

 

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1) Автор с восхищением рассматривал драгоценности, выставленные в музее Троице-Сергиевой лавры.

 

2) Упоминание о пушкаре Первушке Фѐдорове пробудило воображение автора.

 

3) Домотканая рубаха пушкаря до сих пор хранится под стеклом в музее Троице-Сергиевой лавры.

 

4) Автор вспоминает изображения русских пушкарей на старинных деревянных иконах.

 

5) Благодаря мужеству простых русских людей, таких как пушкарь Первушка Фѐдоров, Россия преодолела все невзгоды и испытания.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1—2 представлено повествование.

2) Предложение 17 уточняет, конкретизирует содержание предложения 16.

3) В предложениях 20—23 представлено рассуждение.

4) Содержание предложений 11 и 12 противопоставлено.

5) В предложениях 5—6 представлено описание.

 

24. Из предложения 10 выпишите архаизм (архаизмы).

25. Среди предложений 1—9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и определительного местоимения. Напишите


 

 

номер этого предложения.

 

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведѐнными в бланке образцами.

«Текст Анатолия Приставкина погружает нас в далѐкое историческое прошлое России XVII века, поэтому автор использует такое лексическое средство, как (А) ___ («вельможи», «пищаль», «пушкарь» и др.). Читатели становятся свидетелями давних событий благодаря (Б)___(предложения 7-8). Автор как будто беседует с героем произведения, и это впечатление достигается с помощью (В) ___ (в предложениях 16). Своеобразие авторской речи создается также использованием такого синтаксического приема, как

(Г) ___ (предложения 21—22)»

Список терминов:

1) метафора

2) оксюморон

3) устаревшие слова

4) паронимы

5) сравнение

6) парцелляция

7) риторическое восклицание

8) цитирование

9) анафора

 

Часть 2.

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

 

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

 

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

 

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие).


Новошинцева О.В.,АОУ СОШ №4 имени Г.К.Жукова МО Динской район Краснодарского края

 

Объѐм сочинения – не менее 150 слов.

 

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулѐм баллов.

 

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: