Ответить на вопросы:
1.Какие периоды в развитии литературы 20 века нашли отражение в поэзии конца20 века-начала 21 века?
2.В чем особенности авторской песни?
3. Что объединяет поэтов «традиционной поэзии» и поэтов начала 21 века?
Домашнее задание. Дать идейно-художественный анализ одного из стихотворений указанных авторов (Б.Ахмадуллиной, Т.Бек, Н.Горбаневской, А.Жигулина, В.Соколова, О.Чухонцева) (по вашему выбору)
Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. В стихотворении «По улице моей который год…» (1959) Ахмадулина грустит о друзьях, которые покидают её.
Уже в ранних стихах Ахмадулиной обнаружилось её стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию.
Для Ахмадулиной дружба важнее, чем любовь. Исследователи отмечают, что у Ахмадулиной «нет любовной лирики в общепринятом значении слова. Чаще всего она передает чувство любви не к конкретному человеку, а к людям вообще, к человечеству, к природе». В сборник «Друзей моих прекрасные черты» (1999) вошли поэтические портреты современников Ахмадулиной (Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой).
По улице моей который год
Звучат шаги – мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
Той темноте за окнами угоден.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
Утешусь, прислонясь к твоей груди,
Умоюсь твоей стужей голубою.
Запущены моих друзей дела,
Нет в их домах ни музыки, ни пенья,
И лишь, как прежде, девочки Дега
Голубенькие оправляют перья.
Дай встать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву и поднести к лицу,
И ощутить сиротство как блаженство.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
Вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
Друзья мои, туманит ваши очи.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
Твоих концертов строгие мотивы,
и – мудрая – я позабуду тех,
Кто умерли или доселе живы.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно ты замыкаешь круг,
Не внемля увереньям бесполезным.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
Объявит свои детские секреты.
И вот тогда – из слез, из темноты,
Из бедного невежества былого
Друзей моих прекрасные черты
Появятся и растворятся снова.
– Как относится автор к тем, кто забыл о былой дружбе?
Лирическая героиня искренне желает добра любимым ею людям, хотя видит, что их отуманила «к предательству таинственная страсть». Но нет ни жалоб, ни осуждения. Героиня не виновата в том, что так происходит, она не противится уходу своих товарищей, пытается лишь понять его причины.
Сначала звучит восклицание: «О, одиночество, как твой характер крут!» Но мир одиночества приносит и духовные блага («тишь библиотек», «строгие мотивы» концертов). В затворничестве героиня постигает «тайный смысл» предметов, «детские секреты» природы… Познав «мудрость и печаль», лирическая героиня вновь – уже с более глубоким чувством – видит друзей своих «прекрасные черты»…
– Какие поэтические приемы использует автор для раскрытия внутреннего состояния героини?
Произведение написано в жанре романтической элегии, передающей его высокую, торжественно печальную тональность. Инверсия («запущены моих друзей дела»), славянизмы («очи», «не внемля»), восклицательное междометие «О» создают приподнятую интонацию.
Сложные метафоры (обращение к одиночеству «Умоюсь твоей стужей голубою»), образные ассоциативные сравнения (одиночества – с циркулем, замыкающим круг, а самой себя – с «баловнем», «обласканным» одиночеством), психологические и эмоционально-оценочные эпитеты («беззащитных», «бесполезным» и др.) позволяют ощутить атмосферу одиночества и одновременно душевную тревогу за судьбы друзей.
Учитель. Тема творчества – следующая, самая мучительная тема Ахмадулиной:
Всю ночь напролет для неведомой цели
Бессмысленно светится подвиг души…
Смотрю, как живет на бумаге строка
Сама по себе. И бездействие это
Сильнее поступка и слаще стиха.
«Луна в Тарусе», 1976
В «Осени» (1962) героиня ощущает себя частью природы:
Не действуя и не дыша
Все слаще обмирает улей.
Все глубже осень, и душа
Все опытнее и округлей.
Она вовлечена в отлив
Плода, из пустяка пустого
Отлитого. Как кропотлив
Труд осенью, как тяжко слово.
Тема природы стала важнейшей в сборнике «Сад», удостоенном Государственной премии в 1989 году. Если в поэзии Цветаевой сад – это покой, отдых от постоянных забот, то у Ахмадулиной это не только стремление к спокойной жизни, но также связь с темой творчества, глубокими раздумьями о судьбе. Поэтесса умеет разглядеть все многоцветье окружающего её мира, поэтому так много в лирике Ахмадулиной цветов: гордые розы, загадочные сирень и черемуха, колокольчики, робкие лютики и многие другие растения:
Фиалки, водосбор, люпин,
Качанье перьев, бархат мантий.
Но ирис боле всех любим:
Он – средоточье черных магий.
«Пора, прощай, моя скала…», 1985
А. Твардовский, П. Антокольский, С. Довлатов, Б. Окуджава, В. Высоцкий.
Один из «шестидесятников», близкий друг поэтессы, Л. Шилов, справедливо сказал о ней: «Белле Ахмадулиной как русскому поэту в высшей степени присуще ощущение чужой боли как своей, абсолютная нетерпимость к произволу и насилию, мгновенная, взрывчатая реакция на любое проявление пошлости и подлости, безоглядное восхищение высотой человеческого духа… её стихам присущи… необычайная пристальность взгляда, пристрастие к «высоким» словам и оборотам речи, любовь ко всему живому и умение радоваться каждому новому дню».
IV. Итог урока.
Фигура Татьяны Бек сыграла важную роль в современном литературном процессе. Её деятельность – это не только яркие и искренние стихотворения, но и литературоведческие и критические работы.
Татьяна Бек родилась в Москве в семье писателей Александра Бека и Наталии Лойко. Её первые публикации датируются 1965 годом и относятся к журналу "Юность". Это два стихотворения, начинающиеся строками "Утро вечера мудренее" и "Я из этого шумного дома".
Я раскрыта земле этой настежь: вместе с нею надеюсь и мру
По искренности и уровню откровения некоторые строки Бек сами собой напрашиваются на сравнение с поэтическим голосом Цветаевой.
Но вот уже и точка,
Чтоб не было вранья.
Ты маменькина дочка,
Поэзия моя.
...А где-то, где-то, где-то
Грохочут поезда,
И громом их нагрета
Огромная звезда!
Под этими же словами можно сказать и некоторой "скромности" поэзии Бек. Она не стремится объять необъятное, а из больших абстрактных категорий – всегда работа лишь в поэтическом дискурсе ("И я боюсь, и мне не верится,//Что больше слово не засветится").
И если Цветаева стала программным и грандиозным поэтом русской литературы, то у творчества Бек такая перепрочтения ещё имеется в будущем. В то же время, крайне ценно в современной поэзии видеть нечто, что можно прочитать через культуры серебряного века.
Фото: https://sukharev.lib.ru/Photo/Bek300902/Bek-TA-01-34.jpg.htm
Серебряный век был одной из сфер интереса Татьяны Бек, ей принадлежит сборник "Акмэ. Антология акмеизма" и антология "Серебряный век". Глубокие знания этого культурного периода повлияли, пожалуй, не только на её поэзию, но и на творчество многих её семинаристов. В интернете уже сейчас имеются интересные воспоминания и размышления её учеников, например, мемуары Евгения Степанова "Бек с препятствиями, или Записки соседа" или эссе "Литература других регионов" Анастасии Строкиной.
Как наставник и как поэт, в поэзии больше всего Татьяна Бек ценила искренность повествования, наитие.
Ох ты, время лиходеево!
Выморочная сторонка!
(...Ни посаженного дерева,
Ни родного ребятенка...)
Льется песня помертвелая, -
А когда-то вся звенела:
- Как же ты, такая смелая,
Оказалась не у дела?
Он страшнее воя зверьева -
Этот плач из одиночки!
...Ни посаженного дерева,
Ни голубоглазой дочки...
Её первый сборник "Скворешники", выпущенный в 1974 году наиболее хорошо исполняет функцию картотеки, документа времени, исполненного не только пейзажных зарисовок, но и наблюдений характеров, настроений. И вместе с тем, уже первый сборник отвечает на вопрос "для чего?" написаны стихотворения – это запечатления уникальных опытов, часто озарений.
Он спросит, почему я так сутулюсь,
А я неслышно улыбнусь взамен,
И мы поедем вдоль продрогших улиц
Полозьями - по осени - к зиме...
И на ветру захлопают афиши.
Внизу замрут московские дома.
А я - на санках. Я лечу все выше.
Туда, где снег, сугробы и зима. (Заморозки)
Второй сборник "Сегирь", датированный 1980 годом представляет несколько другой взгляд, в котором меньше топографии, больше природы и внимания к чувствам, а значит, больше лиризма.
Вдохновение - это не навык.
Это - школьник, который влюблен.
Не умею писать без помарок!
Я горю. Я страшна, как огарок:
Я, гуляя, спугнула ворон (Вдохновение - это не навык.)
"Замысел" (1987) – третий сборник стихов вместил в себя ещё более яркие стихотворения, ещё более пёстрый и более народный синтаксис и, пожалуй, наметил поэтический курс Бек в сторону поэзии озарений.
Здравствуй, калина-малина! Привет,
Сказочный пень прошлогодней порубки...
Осень сошла по ступеням на нет
И объявляет об этом поступке. (Здравствуй, калина-малина! Привет…)
Татьяна Бек скончалась 7 февраля 2005 года в Москве.
Теги: