Фортепиано
Пояснительная записка.
Программа разработана самостоятельно
НОУ ДО ЧДМШ «Вдохновение»
Направленность: художественно-эстетическая.
Вид: за основу взята примерная программа по классу фортепиано, разработанная в 2008 году Санкт- Петербургским Учебно-Методическим Центром по образованию Комитета по культуре.
Актуальность программы: содержание программы предполагает решение множества воспитательных задач, а также решение проблемы культурного досуга детей; развитие специальных исполнительских способностей, выявление одаренных детей, их профессионального ориентирования в будущем.
Это даёт возможность осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, точнее определить перспективы развития музыкальных способностей. Курс обучения выбирается на основании результатов вступительных экзаменов и тщательного анализа способностей ребенка.
Педагогическая целесообразность заключается в том,что обучение данному предмету возможно лишь при условии использования форм и методов, воспитывающих трудолюбие, ответственность и дисциплинированность учащихся.
Цель программы: развитие музыкальных способностей, формирование широкого кругозора, воспитание художественного вкуса, а также формирование ранней профессиональной направленности у наиболее одаренных детей.
В программу включены учебный план, методические рекомендации по основным направлениям работы, примерные репертуарные списки, программы итоговых выступлений и переводных экзаменов.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать базовые теоретические знания и исполнительские навыки для самостоятельного разучивания, а также грамотного и выразительного исполнения на инструменте произведений из репертуара детской музыкальной школы.
Развивающие:
- развить основные музыкальные способности (слух, ритм, память);
- развить технические навыки игры на фортепиано;
- пробудить творческую активность учащихся, их эмоциональность, развить их художественное мышление.
Воспитательные:
- привить интерес учащихся к слушанию музыки и к музицированию, к творческой работе;
- формируя привычку к регулярным занятиям, воспитать трудолюбие, ответственность и аккуратность;
- развить коммуникативные способности;
- воспитать стремление к постоянному совершенствованию исполнительского мастерства.
Условия реализации программы:
Возраст: программа предназначена для обучения детей с 7 - 18 лет.
Сроки обучения: 7 лет.
Режим занятий: с 1 по 7 класс - дваурока в неделю. Продолжительность урока – один академический час. Общее количество часов в год – 72.
Формы работы: основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок, проводимый преподавателем индивидуально с каждым учеником. Важными формами работы являются: репетиция, концерт, выступление на конкурсе или фестивале, посещения концертов и мастер-классов, прослушивание записей выдающихся исполнителей и преподавателей.
Методы работы: объяснение,беседа, показ на инструменте, прослушивание записей выдающихся исполнителей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
по окончании ЧДМШ выпускник должен продемонстрировать достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также следующий комплекс знаний и умений:
- уметь самостоятельно разучить, грамотно и выразительно, технически свободно исполнить музыкальные произведения различных стилистических направлений, изучаемых по программе ЧДМШ;
- обладать достаточным кругозором в области музыкального искусства на уровне требований ЧДМШ (иметь представление о музыкальных формах, знать имена выдающихся композиторов и музыкантов, знать историю своего музыкального инструмента);
- уметь применять теоретические знания в исполнительской практике.
Основные способы проверки:
1. Основной формой учета успеваемости является выставление оценок текущих уроков, а также оценок и словесных характеристик, заносимых в журнал успеваемости по результатам:
- академических концертов (не менее одного раза в полугодие);
- технических зачетов (один раз в год с 1 по 7 класс);
- экзаменов с 1 по 7 классы.
2. Участие учащихся в публичных (городских и районных) концертах, детско-юношеских фестивалях и конкурсах исполнительского мастерства.
Программа обучения игре на фортепиано представляет собой систему, за время реализации которой у учащихся постепенно и последовательно, по нарастающей сложности накапливаются и развиваются основные профессиональные навыки и умения, а также воспитывается любовь к музыке.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов программы | Всего часов | Формы контроля |
Специальный инструмент – фортепиано | экзамен | ||
Теоретический цикл | |||
Сольфеджио | экзамен | ||
Музыкальная литература | экзамен | ||
Коллективное музицирование | |||
Хор | Академический концерт | ||
Итого: |
Содержание программы
Первый и второй годы обучения
Слушание музыки в исполнении педагога. Примерная тематика – «Что можно сыграть на фортепиано?» Показ «детской», бытовой музыки, художественного фортепианного репертуара, переложенного для голоса и разных инструментов. Подбор по слуху легких пьес. Транспонирование тех же песен и легких пьес фортепианного репертуара. Организация игровых движений. Изучение нотной грамоты. Творческие игры: сочинение песенок и пьес, импровизация на строчки легких стихотворных текстов. Исполнение разучиваемых пьес. Исполнение ранее выученных произведений.
Зачетные требования
Игра пьес фортепианного репертуара. Игра в ансамбле. Чтение с листа песенок и пьес.