I. Краткая характеристика боевой готовности частей
военно-воздушных сил Юго-Западного фронта
по состоянию на 22.6.41 г.
1. В состав Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта к началу войны входили:
а) 14-я смешанная авиационная дивизия – 17, 46, 89-й истребительные и 253-й штурмовой авиационные полки;
б) 15-я смешанная авиационная дивизия – 23, 28, 164-й истребительные и 66-й штурмовой авиационные полки;
в) 16-я смешанная авиационная дивизия – 87-й и 92-й истребительные, 86-й ближне-бомбардировочный авиационные полки;
г) 17-я смешанная авиационная дивизия – 20, 91-й истребительные, 48, 224, 225, 242-й и 244-й ближне-бомбардировочные авиационных полки;
д) 18-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия – 90-й и 93-й дальне-бомбардировочные авиационные полки;
е) 19-я бомбардировочная авиационная дивизия – 33, 136-й и 138-й ближне-бомбардировочные авиационные полки;
ж) 36-я истребительная авиационная дивизия – 2, 43, 254-й и 255-й истребительные авиационные полки;
з) 44-я истребительная авиационная дивизия – 88, 248, 249-й и 252-й истребительные авиационные полки;
и) 62-я бомбардировочная авиационная дивизия – 52, 94, 226, 227-й ближне-бомбардировочные, 243-й и 245-й штурмовые авиационные полки;
к) 63-я смешанная авиационная дивизия – 165-й истребительный и 62-й штурмовой авиационные полки;
л) 64-я истребительная авиационная дивизия – 12, 149, 166, 246-й и 247-й истребительные авиационные полки;
и) 315-й и 316-й разведывательные авиационные полки.
2. Укомплектованность авиационных полков,
входивших в состав Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта,
самолетами, летным составом и их боевая готовность
по состоянию на 22.6.41 г.
[1] При подсчете итога получается – «2359» [летчиков] (cноска публикаторов документа. – М.А.).
[2] Так в документе. При подсчете итога получается – «1308» [летчиков-наблюдателей] (сноска публикаторов документа. – М.А.)
3. Всего по Военно-воздушным силам Юго-Западного фронта к 22.6.41 г. по видам авиации имелось:
4. Кадры и летный состав второго этапа обучения частей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта, имевших на вооружении самолеты старых типов (И-16, И-153, СБ и другие), к боевым действиям были подготовлены хорошо. Летный состав первого этапа обучения – слабо.
Летный состав частей, перевооруженных в 1941 г. на новую материальную часть (МИГ-3, ЯК-1, ЯК-2-4, ПЕ-2, СУ-2 и другие), к началу войны боевым применением на новой материальной части не овладел и к боевым действиям был подготовлен слабо.
5. В целом Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта к боевым действиям были подготовлены недостаточно по причинам:
а) При перевооружении частей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта на новую материальную часть некоторые старые сколоченные авиационные полки (52, 48-й ближне-бомбардировочные авиационные полки и другие) к началу боевых действий не имели необходимого количества самолетов новых типов, а старая материальная часть у них была взята для новых формирований, в результате чего эти полки оказались перед началом войны в состоянии пониженной боеспособности;
б) Летный состав всех авиационных полков, перевооруженных на новую материальную часть в период, непосредственно предшествовавший войне, стрелковым и бомбардировочным вооружением самолетов новых типов не овладел, в результате чего в первые дни войны новая материальная часть использовались недостаточно эффективно;
в) Некоторые авиационные полки формирования 1940 г. (224, 225, 138-й ближне-бомбардировочные авиационные полки и другие) были укомплектованы материальной частью только на 20–50 % от штатной нормы, в результате чего их удельный вес в боевых действиях был незначителен;
г) Командирами авиационных дивизий и авиационных полков Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта зимний период 1940-41 гг. очень слабо был использован для проведения боевой подготовки с полетами при снежном покрове аэродромов на колесах, в результате чего молодые летчики в своем подавляющим большинстве зимой летали очень мало и введены в строй не были, а период май-июнь (период напряженной летной работы) не обеспечил необходимой их подготовки к боевым действиям;
д) В частях Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта до начала войны вопросы маскировки аэродромов и находящихся на них самолетов решены не были, противовоздушная оборона аэродромов была организована неудовлетворительно, что объясняется не только отсутствием необходимых маскировочных средств, некомплектом средств противовоздушной обороны, но и тем, что этим вопросом со стороны командиров всех степеней должного внимания не уделялось;
е) Отсутствие необходимой организованности и четкости в действиях летных и наземных частей Военно-воздушных сил фронта при отражении налетов авиации противника на наши аэродромы в первые три дня войны подтверждают, что боевая готовность частей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта была на низком уровне и в этот ответственный период действия летных и наземных частей Военно-воздушных сил по боевой тревоге не соответствовали требованиям приказа Народного комиссара обороны СССР № 075-38 г. […]
II. Боевые действия военно-воздушных сил Юго-западного фронта за период с 22.6 по 10.8.41 г
1. В период с 22.6 по 10.8.41 г. Военно-воздушные силы Юго-западного фронта выполняли следующие задачи:
а) Уничтожение мотомеханизированных частей противника, прорвавшихся на нашу территорию, на дорогах и в местах их сосредоточения;
б) Уничтожение танков, пехоты, артиллерии и огневых минометных и пулеметных точек противника на поле боя во взаимодействии с наземными войсками;
в) Прикрытие наших войск в районах их сосредоточения и на поле боя;
г) Прикрытие своих аэродромов, крупных населенных пунктов, железнодорожных узлов, мостов и переправ через рр. Днепр, Припять, Десна и другие;
д) Борьба с авиацией противника в воздухе и на земле;
е) Ведение непрерывной наземной разведки в интересах штабов армий и штаба фронта.
Основной задачей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта на протяжении всего периода боевых действий являлась борьба с мотомеханизированными частями противника, прорвавшимися на нашу территорию.
2. В период с 22.6 по 1.7.41 г. основные усилия Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта были направлены на уничтожение мотомеханизированных частей противника в районах Ковель, Усьцилуг, Сокаль, Радзехув, Луцк; Ровно, Дубно, Кременец, Оструг.
Одновременно с выполнением задач по уничтожению мотомеханизированных частей противника в указанных районах Военно-воздушные силы фронта прикрывали в тех же районах наши мотомеханизированные части, прикрывали Львов, Дрогобыч, Станиславув, Черновицы, Тарнополь и железнодорожные узлы Новоград Волынский, Шепетовка, Тарнополь.
В результате бомбардировочных и штурмовых действий Военно-воздушных сил фронта противнику нанесены серьезные потери. В период 28.6-29.6.41 г. вышедшая в район Оструг танковая группа противника (до дивизии) действиями наших бомбардировщиков во взаимодействии с войсками Шепетовского укрепленного района от Оструг была отброшена и рассеяна в лесах западнее и юго-западнее Оструг. Наступление противника в направлении Оструг, Славута, Шепетовка было задержано.
К недостаткам в действиях Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта нужно отнести очень слабую организацию взаимодействия летных частей с наземными войсками. Штабы Военно-воздушных сил армий, не укомплектованные личным составом, организовать взаимодействие летных частей с наземными войсками не могли, а штаб Военно-воздушных сил фронта с этой задачей не справился. Наши наземные войска в этот период свое расположение, как правило, условными сигналами не обозначали, что затрудняло действия летных частей в интересах наземных войск непосредственно на поле боя.
3. В период с 1.7 по 1.8.41 г. Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта во взаимодействии с наземными войсками уничтожали мотомеханизированные части противника в районах:
а) Новоград Волынский, Ровно, Луцк, Дубно, Славута;
б) Золочов, Трембовля, Тарнополь, Волочиск;
в) Шепетовка, Нв. Мирополь, Полонное, Бердичев;
г) Житомир, Фастов, Брусилов, Коростышев, Юров;
д) Бердичев, Казатин, Тетиев, Звенигородка, Тараща, Белая Церковь;
е) Малин, Черняхов, Топорище,
ж) Перед фронтом 5, 6-й и 12-й армий во взаимодействии с наземными войсками.
Одновременно с выполнением задач по уничтожению мотомеханизированных частей противника Военно-воздушные силы фронта действовали по аэродромам противника с задачей уничтожения находящейся на них материальной части.
Истребительная авиация прикрывала наши войска и железнодорожные узлы Киев, Нежин, Чернигов, Бахмач, Конотоп; железнодорожные мосты и переправы через рр. Днепр, Припять, Десна.
В результате бомбардировочных и штурмовых действий летных частей во взаимодействии с наземными войсками в районе Славута, Полонное, Нв. Мирополь нанесены значительные потери мотомеханизированным частям противника, которые на подступах к Славута были задержаны до 9.7.41 г.
Мотомеханизированные части противника, прорвавшиеся по шоссе Новоград Волынский, Житомир, Киев и через Бердичев на Житомир, Киев, подверглись интенсивным бомбардировочным и штурмовым действиям нашей авиации, в результате чего в период 9.7-14.7.41 г. было рассеяно и частично уничтожено до танковой дивизии противника в районе Житомир, Коростышев, Юров. Под непрерывным воздействием наших Военно-воздушных сил мотомеханизированная колонна противника освободила шоссе Житомир, Киев и ушла в леса в районе Фастов, Брусилов, Юров, понеся большие потери.
К 1.7.41 г. были установлены сигналы, обозначающие нашу авиацию, наземные войска, и Военно-воздушные силы фронта свои боевые действия начали проводить в более тесном взаимодействии с наземными войсками.
4. В период с 1.8 по 10.8.41 г. Военно-воздушные силы Юго-Западною фронта во взаимодействии с наземными войсками уничтожали мотомеханизированные части перед фронтом 26-й армии и Киевского укрепленного района. Одновременно продолжали прикрывать город Киев, мосты и переправы через рр. Днепр, Припять, Десна и уничтожали авиацию противника на его аэродромах.
В этот же период проводились ночные одиночные и групповые налеты самолетов СБ и Р-5 на аэродромы противника, железнодорожные узлы, железнодорожные станции и места скопления войск противника с задачей их уничтожения и изнурения