Операция присваивания. В начало




A:=10;

Да, это выглядит именно так. В этой коротенькой строчке переменной с именем A присваивается значение - число 10. Многие думают, что прекрасно понимают, что в этом случае происходит с компьютером и программой. А если это так, то дли-и-и-и-н-н-н-ы-е рассуждения об этом вам не покажутся скучными.

Встретив такую конструкцию, программа ищет в памяти компьютера отведенный для этой переменной блок, на который будет указывать имя этой переменной - в данном случае A. В этот блок, размер которого определяется типом этой переменной: в данном случае числовым; поместит значение этой переменной: в данном случае число 10. В дальнейшем, когда в программе встретится где-то в выражении или другой конструкции имя этой переменной то будет использоваться не символ A, а значение этой переменной, то есть число 10 на которое и указывает имя этой переменной, а это ничто иное, как A.

6. Простые примеры. В начало

Чтобы научиться программировать, нужно это делать. Итак начнем.

  Program POGRESHNOST; {N+} {Директива для использования числового сопроцессора} Var x: single; y: double; POGR: extended; Begin x:= 1/3; y:= 1/3; {x и y, казалось бы, равны, но...} POGR:= abs(x-y); writeln('POGR=',POGR:15:15); {<Мы вычисляем разность между одинаковыми операциями. Погрешность указывает на разницу в диапазонах разных типов данных} Readln; End.
  Program KUB; Var A: Integer; V, S: Longint; Begin Write('Введи целое число – размер ребра куба '); Readln(A); V:=A*A*A; Writeln('Объем куба = ',V<); S:=6*A*A; Writeln('Площадь поверхности = 'S); Readln; end. {В программе нечего объяснять}
  Uses Crt; {Вывод звукового сигнала Begin Sound(600); {включение звука, частота 600Гц} Delay(100); {Задержка 100мс} NoSound; {выключение звука} End.   Поэкспериментируйте с частотой и длительностью и сможете услышать гудки и писки из своего компьютерного динамика.
  Var {Определение максимального числа} A, B, C: Integer; Max: Integer; Begin Write('Введи 3 числа'); Readln(A,B,C); Max:=A; If B>Max then Max:=B; If C>Max then Max:=C; Writeln('MAX=',Max);< Readln; End.
  Uses Dos; {Определить версию операционной системы} Var V:Word; Begin V:=DosVersion; WriteLn('OS-version: ',Lo(V),'.',Hi(V)); Readln; End.


Я сознательно не комментировал подробно эти очень простые примеры. Вы уже в состоянии разобраться с ними сами. Как и во всех следующих программах (за очень редким исключением) в них идут:

- Объявление переменных.
- Ввод исходных данных.
- Обработка или простые вычисления.
- Вывод результата на экран.

Так как это простые программы, то, сделав свое дело, они исчезают с экрана. Для анализа результатов их работы в конце почти каждой стоит оператор ReadLn;. В работающей программе он просто ждет, что вы, просмотрев результаты, нажмете клавишу Enter, и лишь после этого произойдет завершение ее работы.

Построение выражений и встроенные функции. В начало

Любая программа что то вычисляет, или что то обрабатывает. Поэтому без программной конструкции вычислительное выражение не обходится практически ни одна из них. Выражения формируются из констант, переменных, функций, знаков операций и круглых скобок по определенным синтаксическим правилам.

Круглые скобки используются для изменения порядка вычисления частей выражения. Выражения без скобок вычисляются в порядке, соогласно приоритета операций.

- вычисление значений функций;
- унарные операции (not,+,-);
- операции типа умножения (*,/,div,mod,and);
- операции типа сложения (+,-, or, xor);
- операции отношения (=, <>, <, >, <=, >=).

Построение вычислительных выражений мы рассмотрим на примере использования встроенных функций языка Pascal.

VAR
X: Integer;
Y: Real;

Begin
Write('Введи число '); Readln(X);
Writeln('Модуль X =', ABS(X));
Writeln('Синус X=',SIN(X));

Write('Введи вещественное '); Readln(Y);
Writeln('Целая часть Y =', INT(Y));
Writeln('Корень из Y =', SQRT(Y):4:4);
Writeln('Случайное число =', RANDOM);
Writeln('Логарифм Y =', LN(Y));
Writeln('('Округленное Y =', ROUND(Y));
Writeln('Дробная часть Y =', FRAC(Y));
Writeln('Y без дробной части =', TRUNC(Y));

Inc(X);
Writeln('X+1=',X);
Dec(X);
Writeln('X-1=',X);

readln;
End.

В программе показано использование часто употребляемых функций Паскаля. Все остальные функции могут быть вами рассмотрены самостоятельно. Достаточно нажать в оболочке Паскаля комбинацию клавиш Shift+F1 и вы увидете очень подробную подсказку. Почти по каждой функции имеется демонстрационный пример.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: