ПОНЯТИЕ О ГРУЗАХ. ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУЗОВ. СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ГРУЗОВ
1.1. Понятие груза
1.2. Транспортная характеристика грузов
1.3. Транспортабельность грузов
1.4. Система классификации грузов
Понятие груза
Ежедневно различными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, воздушным, водным и трубопроводным) перевозится большое количество товарной продукции и сырьевых ресурсов.
С момента добычи или производства до момента переработки или потребления товарная продукция проходит следующие технологические стадии:
С момента передачи на транспорт для пространственного перемещения продукт приобретает новое качество – становится грузом, т.е. объектом перевозки.
Основными участниками перевозки груза являются не производитель и потребитель, а грузовладелец и владелец подвижного состава со своими обслуживающими организациями. Естественно, перевозка повышает стоимость продукта для потребителя.
Таким образом, с момента приема к перевозке на станции отправления и до момента выдачи на станции назначения вся товарная продукция носит название «ГРУЗ».
Транспортная характеристика грузов
Для того, чтобы обеспечить сохранность и своевременность доставки перевозимого груза, необходимо знать его характеристики и свойства.
К транспортной характеристике груза относятся:
1) физико-химические свойства;
2) объемно-массовые характеристики;
3) биохимические процессы;
4) свойства, определяющие степень опасности груза;
5) свойства, определяющие Технические условия (ТУ) перевозки, перегрузки и хранения;
6) требования к таре и упаковке груза.
Учет транспортных характеристик и свойств груза позволяет сделать правильный выбор подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ), средств хранения и режимов перевозок.
Знание транспортной характеристики грузов является непременным условием для выполнения основной транспортной задачи – своевременной, сохранной, в качественном и количественном отношениях, доставки груза из пункта отправления в пункт назначения.
Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.
Транспортабельность грузов
Груз считается транспортабельным, если он:
– соответствует стандартам и условиям перевозки;
– имеет исправную тару, упаковку, пломбы, замки, положенную маркировку (тарно-штучный груз);
– защищен от неблагоприятного внешнего воздействия (влаги, окружающей среды, посторонних запахов);
– в период действия отрицательных температур проведены мероприятия по предотвращению смерзаемости груза при перевозке и хранении.
Выполнение всех вышеперечисленных условий является гарантией качественной и сохранной доставки груза в пункт назначения.
Система классификации грузов
На железнодорожном транспорте различают следующую классификацию грузов.
Транспортная классификация
Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса.
Транспортная классификация определяется видом и состоянием груза, предъявляемого к перевозке, типом упаковки, способом погрузки и перевозки.
В транспортной классификации все грузы сгруппированы в три группы:
1) сухогрузы;
2) наливные грузы;
3) живность.
Каждая группа делится на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки.
¨ Сухогрузы можно разделить на три подгруппы:
– навалочные грузы;
– сыпучие грузы;
– генеральные грузы.
Навалочные грузы – принимаются к перевозке без счета мест (твердое топливо, руда, лесоматериалы и др.).
Различают навалочные грузы, которые:
– не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления – перевозятся на открытом подвижном составе;
– требуют защиты от атмосферных осадков, подвержены распылению, загрязнению, порче – перевозятся в крытых вагонах.
Сыпучие грузы – представляют собой однородную массу фракционных составляющих, обладающих взаимной подвижностью (сыпучестью).
Сыпучие грузы перевозятся насыпью в универсальных и специализированных вагонах, делятся на грузы, которые:
– не требуют защиты от атмосферных осадков – перевозятся на открытом подвижном составе или в специализированных вагонах;
– требуют защиты от атмосферных осадков – перевозятся в крытых или специализированных вагонах-хопперах: зерновозах, минераловозах, цементовозах.
При оформлении перевозочных документов на навалочные и сыпучие грузы в накладной в графе «количество мест» грузоотправитель указывает «навалом» или «насыпью».
Генеральные грузы – различные штучные грузы (контейнеры, штучные, тарно-штучные грузы).
· Контейнер – единица транспортного оборудования с внутренним объемом не менее 1 м3.
По назначению контейнеры делятся на универсальные и специализированные.
Универсальные контейнеры предназначены для перевозки грузов широкой номенклатуры и принадлежат, как правило, различным транспортным министерствам и ведомствам.
Специализированные контейнеры предназначены для перевозки одного или группы однородных грузов и принадлежат, как правило, грузоотправителям или грузополучателям.
В зависимости от массы брутто контейнеры делятся на:
– крупнотоннажные – массой брутто 10 т и более (20, 24, 30, 32 т);
– среднетоннажные – массой брутто от 3 до 10 т (3 и 5 т);
– малотоннажные – массой брутто до 3 т (0,625 и 1,25 т).
·Тарно-штучные и штучные грузы – те, которые принимаются к перевозке по количеству грузовых мест, указанному в накладной, или массе, указанной на грузовых местах.
Тарно-штучные грузы (ТШГ) перевозятся в затаренном виде (ящики, мешки, бочки и т.д.).
В зависимости от объемно-массовых характеристик тарно-штучные и штучные грузы делятся на 4 группы:
1-я группа – грузы массой до 500 кг (продукты питания, товары народного потребления) – перевозятся, как правило, в крытых вагонах;
2-я группа – тяжеловесные грузы, имеющие массу одного грузового места более 500 кг (машины, оборудование и т.д.);
3-я группа – длинномерные и крупногабаритные грузы (рельсы, металлопрокат, техника и т.д.);
4-я группа – негабаритные грузы.
¨ К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах.
Из всех перевозимых железнодорожным транспортом наливных грузов 90 % составляет сырая нефть и нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и др.), 10 % – пищевые грузы (спирт, вино, растительные масла и др.) и химические (кислоты, щелочи, сжиженные газы и др.).
Наливные грузы делятся на неопасные (перевозимые на общих основаниях) и опасные (перевозимые на основании «Правил перевозок опасных грузов» [13]).
¨ К живности относятся крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади, дикие звери, птицы всякие, живая рыба, раки и пчелы.
2. В зависимости от специфических свойств и условий перевозок все грузы делятся на 11 групп:
1) скоропортящиеся – требующие защиты от низких или высоких температур, которые влияют на качественное состояние груза;
2) обладающие гигроскопичностью (способностью поглощать влагу из окружающей среды);
3) легко впитывающие посторонние запахи;
4) обладающие специфическими запахами;
5) постоянно сохраняющие свои свойства, мало подверженные воздействию окружающей среды;
6) теряющие в процессе перевозки свойство сыпучести в результате смерзания и спекания отдельных частиц;
7) подверженные слеживаемости в результате длительного хранения и перевозки;
8) опасные;
9) подверженные в процессе перевозки потерям массы;
10) живность;
11) продукция машиностроения.
3. По условиям хранения грузы делятся на 3 группы:
1) ценные грузы и грузы, боящиеся внешних воздействий (хранятся в складах крытого типа);
2) не подверженные воздействию температурных изменений, но впитывающие влагу (хранятся в крытых складах или на крытых площадках);
3) не подверженные влиянию окружающей среды (хранятся на открытых площадках).