Кафедра медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
По дисциплине «Информатика»
Для специальности 060301 – Фармация
(очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №10
ТЕМА: «Microsoft Word»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «21» ноября 2011 г.
Заведующий кафедрой
д.м.н., проф. ________Россиев Д.А.
Составители:
старший преподаватель _________ Кичигина Е.И.
Красноярск
Занятие №10
Тема: «Microsoft Word. Редактирование и форматирование текста. Применение стилей. Сноски, перекрестные ссылки, гиперссылки. Оглавление и списки иллюстраций. Вставка и форматирование рисунков, таблиц, диаграмм. Подготовка научной статьи (работы) к публикации ».
2. Форма организации учебного процесса: практическое. Разновидность занятия: традиционное, занятие-упражнение. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический.
3. Значение темы: овладение навыками работы в текстовом редакторе позволит студентам грамотно оформлять рефераты, научные статьи, деловые письма и т.д.
Цели обучения:
- общая (обучающийся должен обладать способностью и готовностью к редактированию текстов профессионального содержания (ОК-5); владеть компьютерной техникой, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31));
- учебная:
знать способы использования информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении; способы переработки и преобразования информации в медицинских и биологических системах;
уметь проводить текстовую обработку медицинских данных с использованием стандартных средств операционной системы и общепринятых офисных приложений, а также прикладных и специальных программных средств,
владеть базовыми технологиями преобразования информации: текстовые редакторы.
4. Место проведения практического занятия: компьютерный класс.
5. Оснащение занятия: программное средство MS Word, упражнения по редактированию статей медицинского и общекультурного содержания, расположенные в системе дистанционного обучения КрасГМУ.
6. Структура содержания темы.
Хронокарта практического занятия
№ п/п | Этапы практического занятия | Продолжи-тельность (мин) | Содержание этапа и оснащенность |
11. | Организация занятия | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся | |
22. | Формулировка темы и целей | Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия | |
33. | Контроль исходного уровня знаний, умений | Тестирование или фронтальный опрос. | |
44. | Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия | Изложение основных положений темы. | |
55. | Работа на практическом занятии с упражнением по редактированию статьи | Работа: Редактирование статьи | |
66. | Итоговый контроль знаний (письменно или устно) | Тесты по теме, отработка практических навыков, защита работы | |
77. | Задание на дом (на следующее занятие) | Учебно-методические разработки след. занятия, тесты, сит. задачи | |
Всего: |
7. Аннотация (краткое содержание темы).
Общие сведения по работе в текстовых редакторах
Все материалы, полученные в процессе исследования, разрабатывают, систематизируют и оформляют в виде научной работы. Это документ, который содержит исчерпывающие систематизированные сведения о выполненной работе.
Оформление - одна из важнейших стадий работы в научном исследовании. Придание соответствующей формы тексту описания результатов научного исследования имеет принципиальное значение. Причем определенные элементы оформления нельзя откладывать «на потом» - на то время, когда текст в своей основе уже будет написан. Об оформлении нужно думать по ходу работы над темой, в процессе создания черновой рукописи. Ведь результаты научного исследования часто состоят не только из текстовой части, но включают в себя формулы, приложения, таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации. Все эти виды материала должны быть представлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать.
Оформление результатов исследования с помощью текстового редактора
Текстовые документы выполняют с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 по ГОСТ 2.301-68 шрифтом Times New Roman размером 14, межстрочный интервал принимают полуторный. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту документа и равен 1,25 см.
Как открыть новый документ и начать ввод текста?
Как сохранить документ в Word?
Как форматировать текст (устанавливать тип шрифта, размер шрифта)?
Как установить межстрочный интервал и абзацный отступ?
Как установить размер полей для документа?
Заголовки структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ», «РЕФЕРАТ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» располагают симметрично тексту и отделяют от текста интервалом в одну строку. Заголовки не подчеркивают и не нумеруют.
Текст основной части документа делят на разделы.
Текст разделов при необходимости разбивают на подразделы, пункты и подпункты. При делении текста на пункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты могут не иметь заголовков. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов или пунктов.
Заголовки разделов, подразделов и пунктов печатают с абзацного отступа, с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их отделяют точкой.
Заголовки разделов и подразделов отделяют от текста интервалом в одну строку.
Как добавить заголовок?
Как применить стиль заголовка?
Как настроить стиль заголовка?
Разделы, подразделы, пункты и подпункты нумеруют арабскими цифрами, номер проставляют перед заголовком.
Разделы нумеруют в пределах основной части документа.
Пример – 1; 2; 3; 4 и т. д.
Нумерация подразделов должна быть в пределах каждого раздела и номер подраздела должен состоять из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.
Пример – 1.1; 1.2; 1.3; 1.4 и т. д.
Если раздел не имеет подраздела, то номер пункта в нем должен состоять из номера раздела и пункта, разделенных точкой.
Нумерация пунктов должна быть в пределах каждого подраздела и номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой.
Пример – 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4 и т. д.
Пункты при необходимости делят на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.
Пример – 1.1.1.1; 1.1.1.2; 1.1.1.3; 1.1.1.4 и т. д.
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис и запись производить с абзацного отступа. Для дальнейшей детализации необходимо использовать арабские цифры со скобкой.
Пример
______________________:
1) ____________;
2) ____________
______________;
______________________.
Если необходимо в тексте документа дать ссылку на один из элементов перечисления, то перед каждой позицией вместо дефиса ставят строчную букву, приводимую в алфавитном порядке, а после нее – скобку.
Как установить нумерацию заголовкам?
Нумерация страниц
Страницы текстового документа следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу.
В диссертациях номер страницы проставляют в центре нижней части листа.
Титульный лист текстового документа включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Как добавить номер страницы?
Формулы
Формулы выделяют из текста в отдельную строку. Если формула не умещается в одну строку, то она может быть перенесена после знаков выполняемых действий, причем знак в начале следующей строки повторяют.
Формулы, за исключением помещаемых в таблицах, приложениях и поясняющих данных к иллюстрациям, нумеруют по порядку арабскими цифрами в пределах документа. Номер указывают в круглых скобках с правой стороны листа на уровне формулы.
Допускается формулы нумеровать в пределах каждого раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой.
Пример – (1.1)
Формулы, помещаемые в таблицах или в поясняющих данных к иллюстрациям, не нумеруют.
Формулы, помещаемые в приложениях, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой.
Пример – (А.1)
Пример – Для каждой точки кривой титрования определить объём титранта (Vj), соответствующий заданной степени оттитрованности (f), по формуле
Vj = fj⋅VB(ТЭ1), (1)
где VB(ТЭ1) — эквивалентный объём титранта.
Требования к написанию математических, химических уравнений в текстовом документе такие же, как и при оформлении формул.
Как вставить сложные формулы?
Таблицы
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения числового или текстового материала.
Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают непосредственно под текстом, в котором дана ссылка на нее, или на следующей странице, а, при необходимости, в приложении к документу.
Как вставить таблицу?
Над таблицей помещают слово «Таблица» без абзацного отступа, затем – номер таблицы, через тире – название таблицы.
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким.
Таблицы нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах текстового документа.
Если в тексте документа одна таблица, то ее обозначают «Таблица 1».
Таблицы в тексте приложения нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, добавляя перед номером таблицы обозначение данного приложения и разделяя их точкой.
Пример – Таблица А.1– Перечень сокращений слов и словосочетаний
Заголовки граф и строк таблицы печатают с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком граф, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков граф таблицы точки не ставят.
Пример
Таблица 1 – Анализ катионов первой группы.
Название иона | Реагент | Условия эксперимента | Наблюдаемый эффект | Мешающие ионы |
Литий | Торон [1(2-арсонофенилазо)-2-нафтол_3,6-дисульфокислота] (pH>7-оранжево-красная окраска) | pH>7 | Жёлтая окраска | |
8-Оксихинолин (0,03% этанольный раствор) | pH>7 | Голубовато-зелёная флуорисценция | Al, Mg, Zn |
Заголовки граф следует располагать параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
Разделять заголовки и подзаголовки граф и боковика диагональными линиями не допускается.
Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.
При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в первой графе (боковике) таблицы перед их наименованием.
Пример
Таблица 1 – Исходные данные
Наименование показателя | Значение показателя |
1 Нормативный срок эксплуатации оборудования, лет | |
2 Площадь земли, занимаемая производством, м2 | |
3 Численность персонала, обслуживающего установку, чел. |
Текст в таблице допускается выполнять через один межстрочный интервал шрифтом размером 12 и менее.
Если графы или строки таблицы выходят за формат листа, то таблицу делят на части и помещают их одну под другой или на следующей странице. При этом слово «Таблица», номер и наименование таблицы помещают над первой частью, а над другими частями – слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера.
Для сокращения текста заголовков и/или подзаголовков граф таблицы отдельные наименования параметров заменяют буквенными обозначениями, установленными ГОСТ 2.321-84, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или графическом материале. При этом буквенные обозначения выделяют курсивом.
Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение указывают один раз справа над таблицей.
Если числовые значения величин в графах таблицы выражены
в разных единицах физической величины, то их обозначение указывают в заголовке каждой графы или строки через запятую.
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, диаграммы, фотоснимки, схемы) используют в тексте документа, чтобы придать излагаемому материалу ясность и конкретность.
Иллюстрации располагают непосредственно после упоминания в тексте или на следующей странице и обозначают словом «Рисунок».
Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах документа.
Если в документе одна иллюстрация, то ее обозначают «Рисунок 1».
Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела.
Иллюстрации, помещаемые в приложениях, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой.
Пример – Рисунок А.1
Иллюстрации могут иметь тематическое наименование и поясняющие данные (подрисуночный текст). Подрисуночный текст помещают под иллюстрацией, а ниже по центру печатают слово «Рисунок», его номер и наименование.
Для оформления подрисуночного текста допускается применять шрифт размера 12 и менее.
Если рисунок не умещается на одной странице, допускается переносить его на другие страницы. При этом тематическое наименование помещают на странице, с которой начинается рисунок, поясняющие данные к рисунку – на любой из страниц, на которых расположен рисунок, и на каждой странице указывают номер листа.
Примеры
Рисунок 1 – Блок-схема процессов при проектировании, лист 1
Рисунок 1, лист 2