ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Настоящее исследование посвящено проблеме стереотипа.
С одной стороны, стереотип является помощником, который сокращает время для опознавания окружающего мира и подаёт уже готовую картину мира. С другой – стереотип явление практически монолитное, т.е. оно очень медленно и постепенно изменяется в течение времени, а значит – искажает, частично или во многом, информацию, которая изменяется со временем.
Стереотип охватывает все области жизни людей. Есть стереотипы о семье, обществе, в котором живёт индивидуум, об образе жизни в социуме. Есть стереотипы, которые «разделяют» мир на женский и мужской (гендерный стереотип), прописывая правила поведения и обязанности по половой принадлежности.
Стереотипы играют активную роль в международных отношениях, (национальные стереотипы) пытаясь выявить, какими для конкретной страны являются жители другой.
В процессе глобализации стереотипы с одной стороны обновляются, они не являются устаревшими, а значит искаженными, но с другой – международная обстановка разительно может поменяться в течение нескольких лет, а стереотип по инерции будут существовать и транслироваться в первоначальном варианте.
Помимо естественных причин появления стереотипов, указанных ранее, имеют места быть искусственные причины, которые создаются сознательно. Это, например, связано с пропагандой государства, которая, к примеру, хочет создать «образ врага» или «чужого», чтобы противопоставлять себя по принципу «мы» – «они»
Также стереотипы сознательно создают для более эффективного управления людьми. В данном случае стереотип более созвучен с пропагандой, где главная задача – создать «правильное» и «истинное» сознание людей.
Степень научной разработанности
В книге У. Липманна «Общественное мнение» (1922) автор рассматривает понятие «стереотип». Вопрос о формировании стереотипа ставит Р. О'Хара в своей книге «Средство для миллионов» (1986) и рассматривает этапы их формирования. В своей монографии «Философский анализ стандартов естественности российский и зарубежных сообществ» (2015) Н. Дуреева и Р. Галиахметов рассматривают виды стереотипов. Психологический аспект стереотипа раскрывает В. Агеев в своём труде «Психологические аспекты социального стереотипа» (1986). Черты стереотипов приводит исследовательница П. Дидвайн в своей работе «Стереотипы и предрассудки: их автоматические и управляемые компоненты» (1989).
Стереотипы, как способ манипулировать общественным сознанием в кинематографе, рассматривает в своей статье «Инструменты манипулирования массовым сознанием на примере кинематографа США» (2014) О. Жемчугова, где прослеживается связь внешней политики с кинематографом. М. Скрипкарь рассматривает технологии влияния кинематографа на массовое сознание в статье «Манипулятивные технологии кинематографа»(2009). Г. Ванштейн проследил как «Фабрика грёз» отражает русских в кинематографе и как меняется под влиянием внешнеполитической ситуации в статье «Образ Голливуда формировали профессионалы психологической обработки» (2015). А. Мельникова в статье «Агрессивная Россия в зарубежном кино» (2015) пытается выяснить причины, почему в современном кинематографе русские, как правило, изображены бандитами и злодеями.
Объектом исследования является зарубежный кинематограф
Предметом исследования выступает стереотипное восприятие России в зарубежном кинематографе
Цель работы выявить стереотипное восприятие России в щарубежном кинематографе и причины их формирования.
Задачи:
· раскрыть определение понятия «стереотип»; выявить его уровни, особенности и причины возникновения.
· изучить классификации стереотипа и сделать их сравнительный анализ.
· выявить начальные этапы зарождения стереотипов восприятия России в зарубежном кинематографе
· проследить последующую динамику стереотипного восприятия России в зарубежном кинематографе.
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы:
интерпретативный, применяемый для анализа источников, изучения взглядов исследователей;
структурно-функциональный, помогающий установить структуру стереотипа;
сравнительный (компаративистский), позволяющий сравнить несколько классификаций стериотипов, сопоставляя их сходства и различия
структурный метод заключается в разложении стереотипа на составные части и выявлении связи с такими понятиями как «клише», «клиповое мышление», соотношения между ними, а так же определение функций стереотипа.
метод дедукции, который позволяем рассуждать и делать определенные выводы и заключения.
Был использован системный подход, позволяющий выделить основные факторы стереотипа, определить их основные характеристики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.