Западноевроп. Модель: характерна соц-ориентир. Модель. Америка-либеральн. Основные черты соц-ориентир. Менеджмента: сочетание разл.форм собственности, сильн. Функции государства, индикат. Планирование и прогнозирование. Существует 2 варианта соц-ориентир. Менеджмента: 1 – предложил Людвиг Эрхард (усиление гос. Регулирования во всех сферах хозяйствования, направленность на создание сильного, «социального гос-ва», которое регулирует как общественные процессы, так и проводит соц. Политику в интересах повышения благосостояния населения; введение индикативного планирования на смену директивному(четкое и большое кол-во показателей, обязательных для выполнения), которое предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным; социальное партнерство – особый тип отношений между предприни-ми и работниками, при котором достигается между ними «социальный мир», а возникающие конфликты разрешаются цивилизованными методами.
2 модель – шведская модель социализма Мюрдаля, основана на теории социального рыночного хозяйства, соц. Партнерства. Главное – создание системы соц. Защиты населения, регулирование гос-вом рыночных процессов способствует созданию эффективной экономики; обеспечение условий труда, поддержка семьи
Общие выводы: 1- для всех моделей евр. Менеджмента, 2- соц. Партнерство,3- практика коллективного принятия решений. 4- децентрализованное управление, 5-широкая практика делегирования полномочий, 6-практитка семейного бизнеса.
Особенности российского менеджмента
В России складывается собственная система корпоративного управления, включающая характеристики разных моделей. Так, к англо-американским элементам относятся: достаточно развитое законодательство, направленное на обеспечение прав владельцев небольших пакетов (слабость его применения на практике - другой вопрос); серьезный уровень требований к информационной прозрачности компаний; быстрое формирование институциональной среды для коллективных инвестиций. С германской моделью роднят высокая концентрация акционерного капитала и неразвитость рынка слияний и поглощений (случаи враждебных поглощений довольно редки).
Важнейшей проблемой является интернационализация передового опыта, использование национальных достижений в области организации труда и управления зарубежными компаниями.
характеристики | Япония | США | РФ |
Постановка целей и планирование | Преимущественно долгосрочный характер | Краткосрочный характер | Краткосрочный из-за нестабильности эк. И полит. Ситуации |
Организация управления | Гибкая | Формализованная (стандартная) | Переход от формализов. К гибкой |
Состав менедж. | Инженеры | Экономисты и юристы | Пока преобладают инженеры (от сов. Времени, но новые менеджеры – на базе экономического образования) |
Разделение труда | Принцип совмещения профессий | Четкое разделение функций, узкая специализация, «это не моё дело» | Узкая специализация, малое совмещение профессий |
Ответственность | Коллективная | Индивидуальная | Специфич. Формы -индивид. По форме, коллектив. – по содержанию |
Заинтересованность в результате | Успех в организации в целом | Зависит от участника | Сохранение своего рабочего места |
Формы стимулирования | Моральное, материальное, по коллективным результатам. Продвижение по службе | Мат. Стимулир. По индивидуальным результатам | Мат., по индив. И коллективным результатам |
Принятие решений | Коллективное, согласованное | Единоличное | единоличное |
Реализация решений | Одновременно с принятием решений | Строго после принятия решений | В основном америк., но иногда осущ.-ся до принятия решения |
Решение конфликтов | Путем переговоров, с помощью посредников, согласия | В судебном порядке | Цивилизов. И нецивилизов методы(суд) Отсуствуют отд. Упр. Чел. Ресурсами, низкий уровень корп. культуры |
Что нам необходимо: Рос. Предпр. Недостаточно внимания уделяют управленч. Персоналу, низкий уровень корпоративной культуры. Советские правила забыты, а новые не созданы. На Западе -быть честным выгодно. Необх. Разграничение функций собственников и менеджеров, повышение соц ответственности бизнеса перед обществом. Соц ответственность: полная уплата налогов, своевременная выплата з.п.. З.п. не ниже прожиточного минимума. Охрана окр. Среды, высокое качество продукции, честность рекламы.