Самохин В. Ю. (МБОУ Гимназия №2, г. Брянск, РФ)
Современный мир вступает в новую информационную эпоху. Процессы глобализации становятся все ощутимее, происходит культурная интеграция. Вместе с этим потребность в знании иностранных, в особенности – европейских, языков тоже увеличивается. Однако некоторые граждане стремятся сохранить суверенитет своих стран, ограничить влияние Запада на национальные традиции и устои, в том числе – на язык. Так, в обществе часто обсуждается вопрос, необходимо ли, полезно ли изучать иностранные языки или стоит беречь свою самобытность и довольствоваться своим родным языком и культурой.
Тема нашей статьи – изучение соотношения информационного контента в сети Интернет на русском и английском языках. Целью исследования мы ставили изучение и выявление соотношения потенциально полезного контента на русском и английском языках. Объект нашего исследования – иностранный язык как среда информационного контента, а предмет – информационный контент по конкретной тематике, полученный с помощью разных поисковых систем: «Google» и «Яндекс».
В ходе работы мы проверяли гипотезу, что имеется существенное различие в характеристиках информационного контента в выдаваемых разными поисковыми системами результатах по запросу на русском и английском языках.
Перед собой мы ставили следующие задачи: во-первых, теоретически изучить точки зрения, связанные с проблемой значимости изучения иностранных языков; во-вторых, проанализировать понятие, виды, формы трансляции информационного контента; наконец, в-третьих, исследовать параметры информационного контента по нескольким актуальным темам на русском и английском языках методом поиска.
На первом этапе мы обратились к мнениям известных российских деятелей. Так, К.Д.Ушинский выделял три цели изучения языка. Основная цель – ознакомление с литературой того народа, язык которого изучается. Вторая цель – предоставление уму средства логического развития. Третья цель – возможность непосредственного контакта с носителями языка. Помимо этого есть еще один плюс, который выделял педагог, - второй иностранный язык изучать легче, если уже изучен первый.[1]
Другой известный деятель, исполнительный директор фонда «Русский мир» В.Кочин, считал, что изучение языка - фактор, скрепляющий гуманитарное пространство, оно дает возможность избежать ошибочных трактовок, встречаемых повсеместно.[2]
Мы проанализировали термины, составляющие понятийный аппарат нашей работы. Предмет исследования - непосредственно контент. Контент – это содержимое, информационное наполнение сайта, издания. [4] Именно он – цель и результат поиска в сети. Контент разделяют на коммерческий и некоммерческий. А также – на текстовый, звуковой и графический. В своей работе мы исследовали только текстовый контент. Содержание сайтов разделяют и по степени уникальности. К уникальному контенту относят статьи, снимки и другие файлы, не имеющие аналогов в Интернете. Частично уникальный контент – это контент, созданный на базе уже имеющегося в сети материала. Неуникальный контент – точные копии уже имеющихся в Интернете снимков, статей и прочего. [3]
Определившись с целью, задачами и методами исследования, изучив теоретическую базу проблемы, мы приступили к практической реализации задач. Объектами поиска выбрали темы работ одноклассников. Это: проблемы уличного освещения («Освещение жилого массива»/ “Housing estate lighting”), факторы разрушения автодорог («Факторы разрушения автодорог»/ “Factors of road destruction”). Для получения точных результатов мы сузили исходные темы до размеров словосочетаний.
Было решено проводить поиск в двух поисковых системах, являющихся одними из самых популярных в мире – Яндекс и Google, на двух языках – английском и русском. Нами было изучено по 100 страниц на каждый язык (итого - 600 страниц). Просматривая каждую страницу, мы попытались сгруппировать их по типу, содержанию и назначению.
Начали изучение контента с поиска по теме освещения. Первой стала русская поисковая система «Яндекс». Сначала поиск велся на русском языке. Результаты этого поиска можно увидеть в таблице №1. Так, большинство сайтов – частные, включающие в себя рекламу и каталоги товаров, и научные.
Таблица 1 – Резльтаты поиска на тему «Освещение жилого массива» с помощью Яндекс
Сфера | Содержание | Количество | Итого на сферу |
Научная | реферат | 9 сайтов | 29 сайтов |
школьные материалы для уроков технологии | 9 сайтов | ||
Информационная статья | 11 сайтов | ||
Организации | Частные сайты | 30 сайтов | 30 сайтов |
Государственные органы | Государственные сайты | 10 сайтов | 21 сайт |
Санитарные нормы | 11 сайтов | ||
Новости | 11 сайтов | 11 сайтов | |
Остальное | 9 сайтов | 9 сайтов | |
Итого | 100 сайтов | 100 сайтов |
Затем мы задали поиск на эту же тему с помощью того же поисковика, но уже – на английском языке. Предложенный поисковой системой Яндекс в качестве результата поиска контент на английском языке не соответствовал заданной теме и не содержал полезной информации. Это же произошло и при поиске с помощью «Яндекса» на английском языке второй темы - «Факторы разрушения автодорог».
Потом провели поиск по вопросу освещённости с помощью поисковой системы “Google”. Результаты этого можно посмотреть в таблице №2. Видно, что количество частных сайтов по сравнению с первой таблицей выросло, а число страниц с научно-популярными материалами уменьшилось.
Таблица 2 – Результаты поиска на тему «Освещение жилого массива» с помощью Google
Сфера | Содержание | Количество | Итога на сферу |
Научная | Информационная статья | 8 сайтов | 12 сайтов |
Школьные материалы для уроков технологии | 4 сайтов | ||
Организации | Частные сайты | 43 сайтов | 43 сайта |
СМИ | Новости | 17 сайтов | 21 сайт |
Интервью | 4 сайтов | ||
Государственные органы | Государственные сайты | 10 сайтов | 14 сайтов |
Санитарные нормы | 4 сайтов | ||
Остальное | 10 сайтов | 10 сайтов | |
Итого | 100 сайтов | 100 сайтов |
Проанализировав результаты поиска по первой теме на русском языке, перешли к запросам на английском языке. Провели поиск с помощью англоязычной версии “Google”. Его результаты приведены в таблице №3. По сравнению с русскоязычными ресурсами, количество частных сайтов уменьшилось более, чем в два раза, а относительно русской версии “Google” количество научных страниц возросло в 2,5 раза.
Таблица 3 – Результаты поиска на тему «Housing estate lighting» с помощью Google
Сфера | Содержание | Количество | Итого на сферу |
Научная | Реферат | 10 сайтов | 30 сайтов |
Книги | 8 сайтов | ||
Информационные статьи | 12 сайтов | ||
Государственные органы | Государственные сайты | 22 сайта | 25 сайтов |
Санитарные нормы | 3 сайта | ||
Организации | Частные сайты | 14 сайтов | 14 сайтов |
СМИ | Новости | 19 сайтов | 22 сайта |
Интервью | 3 сайта | ||
Остальное | 9 сайтов | 9 сайтов | |
Итого | 100 сайтов | 100 сайтов |
Затем мы перешли ко второй теме – «Факторы разрушения автодорог» и снова начали работать с русским сервисом «Яндекс». Половина предложенных им страниц являлась научной. Результаты представлены в таблице №4.
Таблица 4 – Результаты поиска на тему «Факторы разрушения автодорог» с помощью Яндекс
Сфера | Содержание | Количество | Итого на сферу |
Научная | Справочник | 8 сайтов | 50 сайтов |
Реферат | 21 сайт | ||
Лекции | 3 сайта | ||
Информационные статьи | 18 сайтов | ||
Организации | Частные сайты | 11 сайтов | 11 сайтов |
Государственные органы | Государственные сайты | 4 сайта | 7 сайтов |
Технические нормы | 3 сайта | ||
Новости | 14 сайтов | 14 сайтов | |
Форумы | 7 сайтов | 7 сайтов | |
Остальное | 11 сайтов | 11 сайтов | |
Итого | 100 сайтов | 100 сайтов |
После этого мы обратились к русской версии “Google”. Количество научных страниц не изменилось, немного увеличилось количество частных сайтов. Результаты можно увидеть в таблице №5.
Таблица 5 – Результаты поиска на тему «Факторы разрушения автодорог» с помощью Google
Сфера | Содержание | Количество | Итого на сферу |
Научная | Реферат | 16 сайтов | 51 сайтов |
Справочник | 8 сайтов | ||
Информационные статьи | 14 сайтов | ||
Лекции | 6 сайтов | ||
Книги | 7 сайтов | ||
Организации | Частные сайты | 17 сайтов | 17 сайтов |
Государственные органы | Государственные сайты | 4 сайта | 12 сайтов |
Технические нормы | 8 сайтов | ||
Новости | 12 сайтов | 12 сайтов | |
Форумы | 5 сайтов | 5 сайтов | |
Остальное | 3 сайта | 3 сайта | |
Итого | 100 сайтов | 100 сайтов |
В исследовании мы также использовали английскую версию “Google”. Число частных сайтов по тематическому запросу в результате поиска сократилось более, чем в два раза по сравнению с аналогичным запросом в русскоязычной версии, количество страниц с научным контентом увеличилось. Результаты приведены в таблице №6.
Таблица 6 – Результаты поиска на тему «Factors of road destruction» с помощью Google
Сфера | Содержание | Количество | Итого на сферу |
Научная | Реферат | 15 сайтов | 57 сайтов |
Информационные статьи | 20 сайтов | ||
Лекции | 6 сайтов | ||
Книги | 16 сайтов | ||
Новости | 6 сайтов | 6 сайтов | |
Организации | Частные сайты | 7 сайтов | 7 сайтов |
Государственные сайты | 21 сайт | 21 сайт | |
Остальное | 9 сайтов | 9 сайтов | |
Итого | 100 сайтов | 100 сайтов |
Заключение
В ходе анализа мы выяснили, что русскоязычные поисковые системы выдают огромное количество частных сайтов, предлагающих различные услуги и продукцию. Некоторая доля предлагаемых поисковой системой рефератов была платной, случались повторения. В свою очередь, при работе по нашему запросу на английском языке поисковой системой была выдана масса уникального научного материала: статьи, различные книги и пособия, рефераты (30% и 57% результатов поисков по первой и второй теме соответственно). Предложенные поисковиком книги на английском языке были относительно новыми, все они были изданы не более, чем пять лет назад. В результате такого поиска было выдано немало государственных сайтов, но, должен отметить, что их основное содержание – различные отчеты и статистические данные, в которых встречается много полезной и интересной информации. Считаем, что поставленная нами исследовательская цель достигнута: изучены особенности контента, выдаваемого по запросу на русском и английском языках, а также выявлена доля полезного контента при разных условиях поискового запроса. В результате можем сделать вывод, подтверждающий выдвинутую гипотезу: существуют различия в выдаваемом поисковыми системами контенте при создании запросов на поиск на русском и английском языке, причём явное преимущество с точки зрения соответствия заданной теме, уникальности и содержательности - при работе на английском языке.
В ходе исследования нами замечен интересный факт, которому в начале работы мы не придавали особого значения: англоязычная версия поисковика “Yandex” предлагала сайты, из которых все оказались бесполезны и не имели ничего общего с объектами поиска. Из этого сделали вывод, что Yandex не приспособлен для работы с англоязычным материалом. Среди русскоязычных поисковых систем можно отдавать предпочтению «Яндексу», т.к. при работе с ним было предложено меньше коммерческих страниц. Однако, если пользователя интересуют товары или услуги, то лучше обратиться к Google.
Проанализировав содержание полученных в результате запросов разным поисковым системам, можем сказать, что выбранные для пробного исследовательского поиска проблемы эффективнее курируются на уровне государства в англоязычных странах (США и Великобритания), чем в России.
Список использованных источников
1. Шурыгина Ю.А. К.Д.Ушинский об изучении иностранных языков. Актуальность, традиции, современность // Известия ПГПУ им.В.Г.Белинского. 2006. №6. С.127-129.
https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-ob-izuchenii-inostrannyh-yazykov-aktualnost-traditsii-sovremennost#ixzz3U7HrYUKj
2. Интервью Владимира Кочина Евразийскому коммуникационному центру, 24.09.2014 https://www.russkiymir.ru/publications/151168/
3. Статья Классификация контента: формы и виды https://www.web-content.com.ua/publications.html?id=123
4. Статья о контенте в Викисловаре - https://ru.wiktionary.org/wiki/ %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82
5. Страница поиска в Google по теме «Факторы разрушения автодорог» https://www.google.ru/search?q=%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3&oq=%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3
6. Страница поиска в Google по теме «Освещенность жилого массива» https://www.google.ru/search?q=освещенность+жилого+массива&oq=освещенность+жилого+массива
7. Страница поиска в Google по теме “Housing estate lighting” https://www.google.com/?hl=en#hl=en&q=Housing+estate+lighting
8. Страница поиска в Google по теме “Factors of road destruction” https://www.google.com/?hl=en#hl=en&q=factors+of+road+destruction
9. Страница поиска в Яндексе по теме «Освещенность жилого массива» https://yandex.ru/yandsearch?lr=191&text=%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%B0
10. Страница поиска в Яндексе по теме «Факторы разрушения автодорог» https://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3&lr=191