(технологии системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л. Г.)
Вид деятельности: Познавательно-исследовательскаяПодготовительная группа.
Тема: «Объемные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр».
Цель: Создать условия для совершенствования навыков количественного и порядкового счета в пределах 10.
Задачи:
- организовать деятельность для закрепления умения группировать предметы по цвету, форме, размерам. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр;
- организовать деятельность по формированию математических представлений и развитию познавательной активности.
- организовать рефлексивную деятельность
Методы и приемы: Словесный, наглядный, познавательный.
Материалы и оборудование: простые карандаши, геометрические фигуры и тела, мешочек, различные предметы, имеющие четкую геометрическую форму (кубик, тарелочка, зеркальце и др.), блоки Дьенеша;
Здоровьесберегающие технологии: Физминутка «Фигуры - непоседы».
Вот фигуры-непоседы, Любят в прятки поиграть. Так давайте их, ребята, Будем глазками искать. Дружно глянем все налево. Что там? Это же … квадрат. Не уйти тебе проказник, От пытливых глаз ребят. На четырех углах квадрат Шагает, прямо как солдат. (Дети шагают на месте) Теперь вправо посмотрите, Узнаете? Это – … круг. И тебя мы отыскали. Нас встречай, любимый друг. Вокруг себя мы повернемся И на место вмиг вернемся. (Дети кружатся на месте) Кто так высоко забрался, Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура Называется –… овал. Прыгай, руки поднимай, До овала доставай! (Дети прыгают с поднятыми вверх руками) Вниз глазами поведем, Треугольник там найдем. И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем! (Дети приседают).
Этапы ОС | Деятельность педагога Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога. | Деятельность детей Прописывается текст (с возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. | Ожидаемые результаты Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) | Мотивационная технология. Ребята, чтобы узнать, тему нашего занятия, мы немного поиграем.Кто хочет поиграть? | Дети слушают воспитателя, соглашаются. | Создание положительного эмоционального фона. |
2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений | Коммуникативная технология. Игра «Волшебный мешочек» (дети стоят полукругом). Предлагаю детям на ощупь определить форму предмета в мешочке и назвать ее (в мешочке предметы формы шара, куба, пирамиды, круга, квадрата, треугольника). Показываю детям фигуры, форму, которых они определяли на ощупь. Дети называют их. - Возьмите квадрат и куб. - Что это? (фигуры) - Что в них общего? | Закрепление детьми знаний через игру. Ответы детей. | Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей. Развитие артикуляционной речи. |
3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы) | Проблемно – поисковая технология. Как вы думаете, они одинаковые? Чем отличаются друг от друга? | Ответы детей. | Развитие логического мышления. |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) | Исследовательская деятельность.Для того, чтобы узнать одинаковые ли эти фигуры, расположите эти фигуры на листе бумаги. Посмотрите внимательно и скажите, целиком ли фигуры уместились на плоскости листа? Противоречие. (Если все дети отвечают: «Нет»). - Что интересного вы заметили? (квадрат полностью поместился на листе, а куб – нет). - Какой возникает вопрос? (почему куб не поместился на бумаге). С толкновение мнений. - Все согласны? (Одни дети говорят: «Да», другие – «Нет»). - Сколько мнений в группе? (2). - Какой вопрос возникает? (кто прав?) - Давайте разберемся. Квадрат лежит на плоскости листа, а теперь обведите его карандашом. Какой след остался – квадрат, а теперь обведите куб и посмотрите, какой остался след? – тоже квадрат. - Полностью ли куб лежит на плоскости листа? (нет). - Да, на бумаге лежит только одна грань, а остальные расположены выше листа бумаги. Поэтому квадрат – это плоскостная фигура, а куб – объемная фигура. Также сравнить круг и шар, треугольник и пирамиду. А теперь немного отдохнём. | Наблюдают за действиями воспитателя, отвечают на вопросы, играют. Выполняют физминутку. | Активизировать познавательную деятельность детей через сравнение. Развитие артикуляционной речи, мышления. |
5. Включение нового знания в систему знаний и умений | Игровая технология. Игра «Найди и расскажи» (пройтись по группе и найти нужные предметы). Дети находят в окружающей обстановке предметы формы шара, куба и пирамиды. Дидактическое упражнение «Собери цепочку». Дети делятся на 2 команды для работы с блоками Дьенеша. По сигналу воспитателя команды составляют цепочку из блоков по схеме. | Отвечают на вопросы, проявляют смекалку. Играют, собирают цепочку по схеме. | Расширение представлений о геометрических фигурах. |
6. Осмысление (итог, рефлексия) | Рефлексивная технология.Ребята, какое понятие мы сегодня с вами закрепили? Что нового узнали?Понравилось ли занятие? | Индивидуальные высказывания детей. | Владеть устной речью, умение выражать свои мысли. |