В ней используются три основных комплекса упражнений:
1 - на отведение, противопоставление пальцев;
2 - на сопротивление; 3- на координацию.
С первым комплексом упражнений молено познакомиться в книге "Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком" (авторы Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В.). Каждое задание этого комплекса отрабатывается многократно в разных вариантах предъявления (в "пальчиковом бассейне", на столе, различных поверхностях - шероховатых и гладких, твердых и мягких и пр.).
В комплексе упражнений на сопротивление широко используются резинки разной степени упругости. Надетые в виде восьмерки на разводящие пальцы, или соединяющие три пальца в щепоть, они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений.
Упражнения на координацию обеспечивают формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых функций, а также тонких дифференцированных движений пальцев.
ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Особую значимость в практической работе приобретает сочетаемость коррекционно-развивающих методов и приемов, перспективное планирование которых проводится с учетом принципов:
1. Комплексности.
2. Учета индивидуальных особенностей ребенка.
3. Принципа поэтапного формирования навыков.
4. Дифференцированного подхода в логопедической работе.
1. Принцип комплексности
Принцип комплексности реализуется в двух направлениях. Первое направление определяется наличием "коррекционных зон взаимодействия" и выражается в содружественной координированной работе всех специалистов (см. табл.№ 3).
Таблица №3
Зоны взаимо- | Содержание работы | ||
действия | |||
Невропатолог и | Ежегодное невролого-логопедическое обследова- | ||
логопед | ние, в ходе которого заполняется карта движении | ||
(см. Приложение), итогом является постановка | |||
речевого и интеллектуального диагнозов, адекват- | |||
ный подбор медикаментозных средств, планиро- | |||
вание логопедической работы; | |||
обработка результатов невролого-логопедическо- | |||
го обследования и определение содержания ком- | |||
плексных нагрузок (для каждого ребенка);' | |||
общее динамическое наблюдение в течение всего | |||
периода обучения, целью которого является кор- | |||
рекция схемы лечения в соответствии с динами- | |||
кой в обучении (или отсутствием таковой) | |||
Служба Л ФК и ло- | Определение направлений и постановка задач | ||
гопед | общей лечебной физкультуры (ЛФК) и логопе- | ||
дической лечебной физкультуры (ЛЛФК); | |||
определение неврологического статуса ребенка с | |||
выделением ведущего неврологического синдро- | |||
ма, тяжести двигательного нарушения и состав- | |||
ление индивидуальной схемы лечения; | |||
разработка комплекса психологических устано- | |||
вок, учитывающего особенности личности каждо- | |||
го ребенка; | |||
интеграция методов и приемов ЛФК и ЛЛФК. | |||
Физиотерапевт и | Физиотерапевтические мероприятия, направлен- | ||
логопед | ные на: | ||
а)уменьшение проявлений неврологических син- | |||
дромов, | |||
б)подготовку артикуляционного аппарата к про- | |||
ведению ЛЛФК (термоаппликации на область | |||
оральной мускулатуры, магнитотерапия на рефлек- | |||
торные зоны, электросон при гиперкинезах и пр.). | |||
Физиотерапевтические процедуры приобретают | |||
особую значимость на первых этапах ЛЛФК. | |||
Воспитатель и ло- | соблюдение речевого и двигательного режима в | ||
гопед | группе на занятиях и в свободной деятельности. | ||
Например, развитие двигательной активности руки является одной из основных задач коррекционной зоны взаимодействия логопеда и массажиста. На первом этапе массажист создает предпосылки для осуществления движения (устраняя тонические рефлексы, патологические позы и двигательные стереотипы) и формирует умения. Логопед, в свою очередь, включает эти умения в разнообразную деятельность, достигая устойчивых двигательных навыков через усиление и обогащение следового образа движения. С этой целью используются вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн", резинки различной толщины, разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" и др.).
С помощью сегментарного массажа шейно-плечевого отдела
с элементами периостального массажа по системе Скворцова и мануальной терапии массажист (врач ЛФК) решает следующие задачи:
* подавление влияния тонических рефлексов на голову и туловище;
* устранение котрактур и блоков в плечевом поясе;
* формирование представления о физиологическом движении в плечевом поясе;
* укрепление мышц шейно-плечевого пояса.
Эти мероприятия являются подготовительными для последующего осуществления логопедического массажа, дыхательной гимнастики.
Важным условием второго направления является участие родителей в реализации обучающих программ, разработанных медико-педагогическим коллективом. Им оказывают не только психологическую поддержку, но и обучают их конкретным методам и приемам работы с детьми, например, упражнениям, направленным на развитие всех видов ощущений, пальчиковой гимнастике, мимической и артикуляционной гимнастике и др.
Назначая ребенку массаж оральной мускулатуры, родителей обучают простейшим упражнениям с использованием мягкой зубной щетки, которая может стать прекрасным домашним массажером. Используя поглаживающие, поколачивающие, вибрационные движения щетиной и обратной гладкой стороной, мама активизирует щечные мышцы, круговую мышцу рта, продольные и поперечные мышцы языка. Рассматривая с ребенком картинки, изображающие различных персонажей сказок, она закрепляет полученные на занятиях с логопедом умения удерживать мимические и артикуляционные позы, осуществлять движения и др.
Целью подобных практических занятий с родителями является реализация программы социальной адаптации семьи, а также сохранение непрерывности курса ЛЛФК по времени и нагрузкам.
2. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка
При планировании комплекса персональных нагрузок реализуется принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. В соответствии с ним дети делятся на условные подгруппы:
1. Основная.
2. С ограничением нагрузок.
3. С противопоказаниями.
Противопоказаниями к использованию логопедического массажа и ЛЛФК считаются обострения эпи. синдрома, аллергических реакций. В эту группу включены также дети с выраженным поведенческим негативизмом (в период их адаптации в учреждении). Ограничены нагрузки для соматически ослабленных детей, с судорожной готовностью в анамнезе, с эмоциональной лабильностью.
Важно также учитывать особенности личностных нарушений каждого ребенка (отсутствие или наличие мотивации, уровень притязаний и самооценка, ведущая форма общения, наличие (отсутствие гипо или гиперопеки). Данные о личностных нарушениях, отраженные в невролого - логопедическом обследовании, помогут специалистам правильно построить взаимоотношения с ребенком, формировать у него активные личностные установки.
3. Принцип дифференцированного подхода
С учетом принципа дифференцированного подхода, составляются индивидуальные микропрограммы для детей с различными формами церебрального паралича и дизартрии, их сочетанными и осложненными формами. Используя универсальные схемы (см. таблицы логопедического массажа и массажа по точкам), подбираются комплексные приемы и методы с учетом формы, степени выраженности дефекта, сопутствующих заболеваний. Ниже приведены примеры различных вариантов комплексных нагрузок.
1 вариант:
а) сегментарный массаж шейно-плечевого отдела (массажист);
б) логопедический массаж;
в) пассивно-активная гимнастика;
г) дыхательные упражнения.
2вариант:
а) плантарный (рук и кистей) массаж (массажист);
б) ЛЛФК (пассивно-активная гимнастика дистальных отделов с использованием вспомогательных средств);
в) задания, направленные на развитие фонематического слуха.
3вариант:
а) занятия в бассейне (инструктор ЛФК);
б) логопедический массаж;
в) пассивно-активная гимнастика;
г) голосовые упражнения.
Приложение 1
Как изготовить логопедическую щетки
"Ёжик"
1. Возьмите (купите) массажную щетку для волос с деревянными зубьями, с условием, что она должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка.
2. Выньте резиновую основу с зубьями, На обратную сторону резиновой основы приклейте кожу (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания "ежику" жесткой формы.
3. Возьмите резинку шириной 3,5 см и пришейте ее к "ежику", это способствует более плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведен).
Приложение 2
Пассивно-активная гимнастика рук с использованием "рукавички-ёжика"
1. Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса с использованием логопедической щетки "ежика" на каждой руке попеременно (игольчатая поверхность щетки в положении "б").
1.1. Прикасание поверхности щетки к различным частям тела ребенка (руке, щеке, груди), вызов положительных эмоциональных реакций с использованием игровых моментов "Поздоровайся", "Где ежик пробежал", "Большой и маленький ежик".
1.2. Легкие массажные движения (похлопывающие, поглаживающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа
"хлоп - хлоп | похлопывающие движения по ладони |
моя рученька" | поглаживающие - от кисти к локтю |
"С горки - | поглаживающее - от локтя к кисти |
бух | похлопывающее - по ладони |
на горку - | поглаживающее - от кисти к локтю |
ух" | похлопывающее - по локтевому суставу |
1.3. Различение ровных и неровных поверхностей (гладкой - зеркала, тарелки, неровной - расчески, логопедической щетки) с использованием эмоциональных стимулов (ситуации успеха, сопереживания). Все последующие упражнения выполняются с использованием логопедических щеток на обеих руках (игольчатая поверхность в положении "а").
2.Упражнения на соотнесение ритмическо го рисун ка стихотвор ного текста с ритмом движения.
Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отстукивая ритм обеими руками. Например:
/ / / / / / / /
"Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу".
С безречевыми детьми это упражнение выполняется способом совмещенных действий, когда логопед проговаривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.
3.Упражнения с использованием звукоподражаний голосам
животных, птиц, бытовым шумам.
3.1. Воспроизведение звукоподражаний с одновременным движением рук (отхлопыванием, отстукиванием): а) с наращиванием ряда:
тук, | хлоп-хлоп- хлоп, |
тук-тук, | хлоп-хлоп, |
тук-тук-тук. | хлоп. |
б) с заданным количеством (один - много).
3.2. Со сменой темпа (быстро-медленно).
3.3. Со сменой ударения (громко- на ударных слогах, тихо - на
безударных).
3.4. Со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений:
Звукоподражания | Движения |
бом - бом | хлопки ладонью по столу |
хлоп - хлоп | хлопки в ладоши |
тук - тук | ребром ладони по столу |
3.5. С изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).
4. Упражнения с использованием слоговы х рядов.
4.1. Проговаривание слоговых рядов с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога (рукавички на обеих руках):
а) одинаковых - па-па-па,
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - па - па - па - па, па-па-па-па; па - па- па-па-па-па; па-па- па - па - па -па-па-па- па.
в) с наращиванием ряда та, та-та, та-та-та, та-та-та-та. Целью подобных упражнений является достижение координации голосоподачи и движений. Учет количества слогов и движений не производится в упражнениях а), б).
4.2. Проговаривание слоговых рядов:
а) со сменой согласных - па-па-та, па-та-ка, ка-та-па, та-па-ка;
б) со сменой парных согласных - ба-ба-па, ба-па-па, па-па-ба, та-да-да, та-та-да, да-та-та.
4.3. Слоговые ряды со сменой ударной позиции слога:
а) произвольно выбранного слога (первого или последнего в слоговом ряду);
б) со звонкими согласными в ударной позиции - ба-па-па.
4.4. Запоминание слогового ряда с отхлопыванием или отстукиванием каждого слога по речевому и двигательному образцу взрослого.
4.5. Проговаривание слоговых рядов со сменой движения:
а) Слоговые ряды со сменой гласных: па-па-пу, па-пу-па, пу-па-па.
Слоги со звуком "А"проговариваем, отхлопывая ладошками, слоги со звуком "У" - отстукивая по столу.
б) Слоговые ряды с ритмичной сменой гласных: па-пу-па-пу, па-па-пу-па-па-пу.
4.6.Воспроизведение слога, слогового ряда с помощью образца движения. Логопед показывает движение руками и артикуляцию слога (беззвучно), побуждая ребенка громко повторить заданный слог, автоматизированный в ходе предварительной работы.
5. Упражнения с использованием слов.
5.1. Ритмическое проговаривание слова или звукокомплекса, контура слова (для безречевых детей) с одновременным движением обеих рук (отстукиванием, отхлопыванием):
а) с различной слоговой структурой,
б) с ритмической сменой "длинных и коротких" слов: машина - дом - машина - дом;
в) слов-паронимов:
лак - лук, дом - дым, сова - сама.
5.2. Запоминание цепочки слов:
а) с опорой на зрительный анализатор (игрушки, картинки);
б) с наращиванием ряда слов (игрушек, картинок),
5.3. Соотнесение ритмической схемы с заданным словом (кар-
тинкой). Дети вместе с логопедом отхлопывают слова различной слоговой структуры. Затем взрослый последовательно дает образец ритмической схемы слов этого ряда, предлагая детям соотнести схему со словом (картинкой).
Приложение 3. Карта движений (для детей 3-4 лет)
Заполнение карты движений проводится в ходе невролого-ло-гопедического обследования и позволяет решать следующие практические задачи:
- создание "профиля движений" на каждого ребенка,
- составление индивидуальных планов ЛЛФК,
- комплектация "малых групп" (2-3 человека) для проведения пассивно-активной гимнастики.
- отражение динамики движений, что является одним из объективных показателей успешности проведенного курса ЛЛФК.
Карта движений заполняется 2 раза: в начале и конце учебного года.
Наличие/отсутствие движений отмечается соответствующими знаками (+) (-), ограничение движений (+ -), характер движений - непроизвольный (Н), произвольный (П).
Карта движений видоизменяется и усложняется в зависимости от года обучения и возраста ребенка.
_________________ КАРТА ДВИЖЕНИЙ (для детей 3 - 4 лет) _________________
л оо | Щеки | Нижняя | челюсть | Синкинезии | Мягкое небо | ||||||||||
Ф.И.О. | нахмурить брови | Под-нять брови | надуть | Втя-нуть | откусывание | опускание | непроизвольные (при крике] | произвольные | |||||||
Губы | Язык | ||||||||||||||
Ф.И.О. | Лабиализация | Растяг в стороны | Оскал | Впе-ред | Вверх | Вниз | Впра-во | Влево | Облизыва-ние | ||||||
ЛИТЕРАТУРА
1. К.А. Семенова. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М.: Медицина, 1976.
2. К.А. Семенова,М.М. Махмудова. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с ДЦП. - Ташкент, 1979
3. Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. Детские церебральные параличи. - Киев: "Здоровья", 1988.
4. Термина Тенк. Практикум по китайской акупунктуре и точечному массажу для детей. - Таганрог, 1988.
5. Я.В. Пишель, И.И. Шапиро. Анатомо-клинический атлас рефлексотерапии. - М.: Медицина, 1991.
6. Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.,1997. 7. И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков. Массаж в коррекции артикулятор-ных расстройств. - Санкт-Петербург: "Сатис", 1995.
8. Ю.В.Гольдблат. Точечный и линейный массаж в неврологии. М., 1989
Содержание
Предисловие.........................................................................................3