В данной части бизнес-плана необходимо описать Ваш опыт работы именно в той области, в которой Вы намерены его применить. Причем речь идет и об опыте хозяйственной деятельности, и об опыте работы руководителем. Не забывайте про опыт, которой Вы получили, будучи руко-
водителем или организатором общественных мероприятий.
Источники профессиональной поддержки
Любое предприятие, вне зависимости от того, чем оно занимается и каковы его размеры, должно прибегнуть к услугам бухгалтера, юриста, банка, страховой компании и т.д.
Лучше заранее навести справки, выбрать лучшее из того, что Вам по средствам, установить контакты и включить себя в число потенциальных клиентов этих организаций. Опишите, как Вы будете действовать в этом направлении?
Обычный объем организационно-юридического раздела не превышает одной-двух страниц.
В Приложении 1 к Методическим указаниям представлен шаблон по данному разделу бизнес-проекта (см. п.5).
6. Как составить финансовый план
В этом разделе Вам потребуется свести воедино финансовую информацию, которую Вы подготовили в предыдущих разделах. Финансовый план проекта поможет определить, когда и сколько средств Вам понадобится для создания и развития прибыльного предприятия.
Определение источников финансирования
В этом разделе Вам необходимо дать подробные пояснения об источниках финансирования проекта создания Вашего предприятия – государственные субсидии, привлечение личных средств (инвестиций), банковский кредит, лизинг или что-то иное. Условия, касающиеся привлечения источников финансирования, определяются Вами самостоятельно.
Общие параметры избранного варианта финансирования следует отразить в следующей таблице:
Форма представления информации об используемых источниках финансирования проекта
№ | Наименование источника | Сумма, в руб. |
1. | Грант на создание собственного дела | |
2. | Личные средства: - Денежные - Активы (оборудование, запасы товарно-материальных ценностей, нематериальные активы и т.д.) | |
3. | Заемные средства | |
4. | Кредит финансовых учреждений: - Залоговый - Беззалоговый | |
5. | Иные источники финансирования | |
ИТОГО источников: |
Смета затрат до получения первых поступлений от реализации
Информация, предоставляемая в этом подразделе бизнес-проекта, не является обязательной частью бизнес-проекта, но весьма желательна для тех, кто решает вопрос о привлечении дополнительных финансовых средств в самый сложный период становления Вашего бизнеса – на том отрезке времени, когда доходов еще нет, а затрат много.
Сведения об ожидаемых расходах рекомендуется подкрепить копиями соглашений о намерениях, об аренде помещений, покупке оборудования и т.д. В этом случае копии этих документов целесообразно включить в состав приложений к бизнес-проекту. Расчет сметы затрат до получения первых поступлений от реализации следует свести в отдельную таблицу:
Форма представления сметы затрат до получения первых поступлений от реализации продукции
№ | Статьи затрат | Сумма |
1. | Затраты, связанные с регистрацией предприятия, всего: | |
1.1. | Госпошлина за регистрацию | |
1.2. | Регистрация в органах статистики | |
1.3. | Изготовление печати, штампа | |
1.4. | Открытие банковского счета | |
1.5. | Нотариальные услуги | |
1.6. | Формирование уставного капитала (для юридических лиц) | |
1.7. | Оплата патента или лицензии | |
2. | Организационно-техническая подготовка, всего: | |
2.1. | Выполнение проекта | |
2.2. | Оплата услуг инспекций | |
2.3. | Оплата курсов для получения лицензии | |
2.4. | Оплата сертификации товаров и услуг | |
2.5. | Оплата за аренду помещения | |
2.6. | Реконструкция и ремонт помещения | |
2.7. | Приобретение основного оборудования | |
2.8. | Приобретение инструмента и хозяйственных принадлежностей | |
2.9. | Транспортные расходы | |
2.10 | Приобретение сырья и материалов | |
2.11 | Средства на личное потребление в организационный период | |
2.12 | Зарплата персонала до получения дохода | |
2.13 | Начисления на зарплату персонала | |
2.14 | Расходы на рекламу | |
2.15 | Приобретение канцелярских товаров | |
2.16 | Непредвиденные расходы | |
ИТОГО: |
Пояснения: При заполнении п.1 сметы необходимо навести справки об ориентировочной величине затрат по отдельным статьям. Рассчитывая пункт 1.6, следует иметь в виду, что формирование уставного капитала может производиться как в виде денежных взносов, так и виде основных средств и нематериальных активов учредителей, если они будут использоваться на цели бизнеса. Под нематериальными активами понимаются надлежащим образом оформленные права на отдельные виды активов (недвижимость, машины и оборудование), права на технологию, патенты, лицензии, программные продукты.