В изучении социальных групп существуют два основных подхода - социологический и социально-психологический. При социологическом основное внимание уделяется выявлению объективного критерия различения групп. Таким критерием считается определенное место, которое занимает группа в системе общественных отношений.
Социально-психологический подход заключается в изучении социально-психологических явлений и процессов, возникающих и функционирующих в группах при совместной деятельности людей, входящих в них. Включенность группы в определенный вид общественных отношений служит фактором, определяющим общность содержания и форм деятельности людей в группе, а вместе с этим и общность психологических характеристик группы.
При характеристике малой группы следует учитывать, что она является субъектом деятельности, а поэтому все особенности деятельности отражаются в ней. По своему психологически своеобразны производственная бригада, туристическая группа, спортивная команда, ученический класс и др., и те же группы, но при осуществлении разных видов деятельности, решении разных задач.
Для психологии малых групп имеют значение:
- композиция группы (или ее состав);
- структура группы;
- групповые процессы;
- групповые нормы и ценности;
- система санкций.
Так, состав конкретной группы определяет ее своеобразие среди однотипных групп. Психология всякой студенческой группы, например, имеет нечто общее для всех студенческих групп, но каждая чем-то, а нередко и существенно, психологически отлична от других.
На психологии группы сказывается и ее структура - структура «власти», представляющая собой официальное распределение отношений руководства и подчинения, распределение прав и обязанностей между ее членами, предусмотренный порядок отношений и совместных действий, и анализ того, как она влияет на психологию и взаимоотношения членов группы. Однако важно более глубокое проникновение в психологическую структуру группы, на которую влияют различные индивидуально-личностные факторы, реальное выполнение ролей и обязанностей, реальные взаимоотношения, реальная согласованность действий. Все это может значительно отличаться от предусмотренного официально. Поэтому формальная характеристика структуры группы должна быть дополнена характеристикой межличностных отношений, предпочтений, мотиваций, полным учетом индивидуально-личностных проявлений при совместном выполнении групповой деятельности. Для оптимального функционирования группы необходимо, чтобы внешняя (официальная) и внутренняя (неофициальная) структура жизни и деятельности группы соответствовали друг другу.
Важное место в характеристике группы занимают групповые социально-психологические процессы - те, которые организуют деятельность группы: общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и др.
Особая часть характеристик психологии группы касается положения индивида в группе. К психологическим феноменам, имеющим отношение к такому положению, относятся статус, позиция, роль, система групповых ожиданий, групповые нормы и санкции.
Статус характеризует место индивида в системе групповой жизни. Для измерения статуса используется широко распространенная социометрическая методика. Однако получаемые с ее помощью данные нельзя абсолютизировать, ибо место индивида в группе определяется не только социометрическим статусом, но и многим другим.
Позиция - система взглядов, ценностей, установок, выражающих отношение индивида к событиям, вопросам совместной деятельности группы. Если статус задан соответствующей структурой группы и носит объективный характер, то позиция выражает внутреннее отношение индивида к группе или деятельности, т. е. является индивидуально своеобразной (субъективной) характеристикой.
Роль - нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от личности, занимающей тот или иной статус в группе.
Важным компонентом характеристики положения индивида в группе являются групповые ожидания - от каждого члена группы в соответствии с его позицией и ролью группа ожидает выполнения определенных функций, определенных решений, поведения, причем качественного. Через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, группа контролирует деятельность своих членов. При рассогласовании между ожиданиями группы и реальным поведением какого-либо ее члена вступают в силу групповые нормы и групповые санкции.
Групповые нормы представляют собой неписаные правила, которые выработаны, приняты группой и представлены в ее психологии особым феноменом. Норму можно определить как идею, правило, эталон поведения, представленный в сознании членов группы и определяющий, что члены группы должны делать, какое поведение от них ожидается в данных обстоятельствах. Чтобы совместная деятельность была возможна, этим нормам должно подчиняться поведение всех членов группы, и они призваны выполнять регулятивную функцию.
Групповые санкции - это социально-психологические средства и механизмы, с помощью которых группа побуждает своих членов к выполнению и соблюдению норм. Санкция - мера воздействия, средство группового контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от норм, и позитивные, имеющие характер поддержки и одобрения действий по их соблюдению и укреплению. Санкции могут быть поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Они имеют социально-психологический характер, но порой превращаются и в силовые. Обнаруживаются они в одобрении, осуждении, принуждении, изменении статуса или роли конкретного индивида, приобретении им авторитета, лидерства или отвержения (изгои) и пр.
Важную роль в групповой деятельности играют и морально-психологические отношения, складывающиеся и функционирующие в группе в процессе совместной деятельности ее участников. Эти отношения могут оказывать положительное или отрицательное влияние на ее эффективность. Положительно сказываются дружба, сотрудничество, взаимопомощь и взаимная поддержка. Они же характеризуют высокую степень групповой сплоченности. К отношениям, оказывающим отрицательное влияние на деятельность группы, относятся разногласия, противоречия, взаимное недоверие, недоброжелательность, зависть, карьеризм, конфликты и др.
При функционировании в психологии группы групповых норм и санкций принимают активное участие социально-психологические механизмы и свойства личностей (из которых состоит группа): внушение, конформность, убеждение, подражание, психологическое давление, идентификация и др.
Социально-психологический подход к изучению, оценке и работе с малыми группами предполагает также раскрытие присущих им иных социально-психологических явлений: массовидных (групповых интересов, группового мнения, групповых настроений, традиций и обычаев и пр.), взаимоотношений (межличностных, личностно-групповых), объединения, о которых также идет речь выше.
Существенно и принятие во внимание и возможной внутренней дифференциации в малых группах, выраженной в возможном появлении микрогрупп со своей спецификой психологии и взаимоотношений с группой в целом, другими микрогруппами, если они появляются.
Вся психология малой группы характеризуется также социально-психологическим климатом в ней, показывающим целостно условия жизни и деятельности в ней, самочувствие ее членов, который отражается на сплоченности, устойчивости и успешности деятельности группы. Положительные морально-психологические отношения между членами группы являются основой здорового, оптимистического климата, полно выражающегося в энтузиазме.
Единство и деятельности, и контактности малой группы придают ее психологии повышенную целостность, общность, выраженность, психологическую насыщенность, динамичность, повышенную эмоциональность и силу влияния на членов группы и результаты деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы выяснили, что под малой группой понимается совокупность индивидов, которые оказались в одном месте, пространстве и в одном времени. Диффузные группы – группы которые не связаны одной целью. Малые группы – совокупность индивидов, которые взаимодействуют между собой для достижения общих целей и осознают свою принадлежность в данной общности.
Основными признаками малой группы являются:
1) малая численность;
2) непосредственность контактов (визуальных, информационных, эмоциональных);
3) общность побуждений (целей, интересов, потребностей, планов мотивов);
4) общая деятельность (образ жизни, поведение, действия).
В реферате представлены высказывания, мнения как зарубежных, так и отечественных авторов по поводу количественного признака малой группы, а также ее классификации. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Из них три самые распространенные классификации:
1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»;
2) деление их на «формальные» и «неформальные»;
3) деление на «группы членства» и «референтные».
Малые группы характеризуются: составом; структурой; групповыми процессами, нормами, ценностями, системой санкций.
Список использованной литературы
1. Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестн. Моск. ун-та, 1984. - № 2. - С. 11-20.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 373 с.
3. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. - К.: Наукова думка, 1979. – 139 с.
4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - С. 5-34, 72-83.
5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб.: СПбГУ,1999. – 592 с.
6. Психологическая теория коллектива /Под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 240 с.
7. Рейнин Г.Р. Соционика: Типология. Малые группы. - СПб: Образование-Культура, 2005. – 240 с.
Используемое программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1.https://www. government. ru/ (Интернет портал Правительства РФ)
2.https://gov. cap. ru/ (Интернет портал органов власти ЧР)
3.https://www. regnum. ru/ (Официальный сайт федерального информационного агентства REGNUM)
4.https:// www.ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»)
5.https://www.psychologies.ru/ (Официальный сайт Журнала психология)
6.https:// ru.wikipedia.org/ (Википедия, свободная библиотека)
7.https:// dic.academic.ru/dic.nsf/ (Словари и энциклопедии на Академике)