Экскурсия в современном понимании – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним. Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определённого города или региона.
Общими признаками для всех экскурсий, которые следует учитывать при подготовки экскурсии явл.:
1. Протяженность во времени проведения (от 1 академического часа – 45 мин. – до 1 суток).
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие квалифицированного руководителя, специалиста в определенной области знаний, обязанности которого выполняет экскурсовод.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы, диктующей организаторам экскурсий определенный порядок и последовательность показания объектов.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Итак, методика подготовки новой экскурсии включает в себя следующие этапы:
1. Введение: представление, инструктаж.
Как правило, состоит из 2 частей:
- организационной (представление экскурсовода, проводится краткий инструктаж экскурсантов по правилам поведения и безопасности на маршруте)
|
- и информационной (краткое сообщение о теме, маршруте, протяжённости и продолжительности экскурсии, времени и месте окончания). По времени выступление должно быть рассчитано на 5-7 минут.
2. Основная часть.
Она должна содержать:
- Введение в тему – это краткий рассказ об эпохе, предшествующих событиях.
Введение в тему обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия.
- Основная часть, которая строится на конкретных экскурсионных объектах, на
сочетания показа и рассказа. Её содержание состоит из нескольких подтем, объединённых темой. Подтемы включают несколько вопросов и логически увязываются между собой в определённой дозировке по времени, в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии. При этом важным является подбор объектов таким образом, чтобы объекты помогали бы раскрытию
содержания определённым путём.
Материал необходимо подбирать с учётом развития темы. Нарастание действия служит заодно введением в тему и завязкой и развивается по восходящей к кульминации и развязке.
В центре кульминации лежит главное событие, главный экскурсионный
объект.
Кульминацией в экскурсии часто является финал.
3. Заключение.
Занимает по времени в среднем 3-5 минут. Итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель
экскурсии. Экскурсия – результат двух важнейших процессов: её разработки и её исполнения.
Этапы разработки экскурсии:
Выбрать тему экскурсии (в названии должна быть «изюминка»).
Составление библиографии (список литературы основной и дополнительной).
|
Сбор материала и его оформление, сортировка: по объектам, по личностям, по
событиям.
Отбор и изучение экскурсионных объектов, которые имеют непосредственное
отношение к теме, объекты д.б. расположены на маршруте т. о., чтобы
обеспечивалось непрерывное воздействие экск-го маршрута на участников. Д.б.
оптимальное количество объектов. 3ч. – 15-20 объектов, из них 10 основных.
В тематических экскурсиях 6-10 объектов (3ч.)
Составление маршрута, основные требования:
. не д.б. противоречий с правилами ГИБДД;
. не д.б. повторного проезда по улице, площади;
. к объекту д.б. удобный подход и подъезд;
. другие объекты не должны отвлекать внимание;
. переезд или проход между объектами показа не д.б. более 10 мин.
Объезд (засекаем время, смотрим, где делать выходы, которых д.б. 3,4).
Подготовка текста: по хронологии, по тематике.
Составление портфеля экск-вода: фотокарты, но не более 10-15 шт, схемы,
чертехи, рисунки, копии документов.
Составление методической разработки – «паспорт».
Первый лист: название, вид экскурсии, состав экскурсантов, продолжительность, протяженность маршрута, кто составил, кто рассмотрел, утвердил.
Второй лист: вступление (3-7 мин.), знакомство с группой, основные сведения об экскурсантах, продолжительность экскурсии, особенности, место окончания.
Маршрут экскурсии.
Подтемы экскурсии (основные позиции, объекты).
3 лист: Маршрут экскурсии, Остановки, Объекты показа, Время в минутах, Подтемы и вопросы, Организыционные указания и методические указания.
Прием экскурсии.
Утверждение экскурсии.
Утверждение списка экскурсоводов по данной экскурсии.
|
Сертификация экск-го маршрута. На сертификацию предоставляются след.
документы: тематическая карта экскурсии, схема маршрута, утверждённая в
ГИБДД, должностные инструкции экскурсовода.
Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Информация об услугах, порядок оформления проживания в гостинице и предоставления услуг. Требования к средствам размещения. Требования к услугам в средствах размещения.
Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было. Раньше существовало 4 ведомства, занимавшихся гостиничным хозяйством: Госкоминтурист, ВЦСПС, муниципальные службы и молодежные организации. У каждой структуры были свои ведомственные критерии и принципы аттестации. Большая часть дохода шла, конечно же, от гостиниц сети «Интурист», а гостиницы для российских граждан были планово-убыточными. Сегодня эти предприятия столкнулись с большими трудностями при переходе на новый уровень обслуживания своих клиентов. Согласно данным Госкомстата РФ, в 1997 г. В России насчитывалось более5 тыс. гостиниц, мотелей и общежитий для приезжих, из них 4 тыс. – гостиницы. На одну среднестатистическую российскую гостиницу приходилось 40 номеров на 78 мест.Наибольшее число гостиниц расположено в центральной части России, немалую долю из них занимают гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга. В целом в России от общего числа гостиниц в городской местности находится 66% и в сельской местности – 34%. Итак, правила предоставления гостиничных услуг в РФ приняты правительством РФ в 1997 г. и включают в себя основные понятия, информацию об услугах, порядок оформления проживания в гостинице и оплаты услуг, а так же требования к средствам размещения. Организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору (исполнитель) обязан предоставить гражданину, имеющему намерение заказать и использовать услуги для личных, семейных, домашних нужд (потребитель) сведения о фирменном наименовании, месте нахождения и режиме работы организации и информацию об услугах, которая включает в себя: сведения об исполнителе и номер его контактного телефона; свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории, если категория присваивалась; сведения о номере лицензии, перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере); перечень и цену дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату; сведения о форме и порядке оплаты услуг; предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем;Касательно оформления проживания организация изначально может заключать договор на бронирование мест в гостинице путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя. В случае опоздания потребителя с него взимается кроме платы за бронирование также плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки бронь аннулируется. В случае отказа потребителя оплатить бронь, его размещение в гостинице производится в порядке общей очереди.
При оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает квитанцию или иной документ, который должен содержать: наименование исполнителя; фамилию, имя, отчество потребителя; сведения о предоставляемом номере (месте в номере); цену номера (места в номере); другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.
Организация устанавливает предельный срок проживания в гостинице, одинаковый для всех граждан.
Организация устанавливает цену номера, а также форму его оплаты. Возможно установление посуточной или почасовой оплата проживания.
Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с единым расчетным часом - с 12 часов текущих суток по местному времени. При размещении до расчетного часа (с 0 до 12 часов) плата за проживание не взимается.
В случае задержки выезда потребителя плата за проживание взимается в следующем порядке:
-не более 6 часов после расчетного часа - почасовая оплата;
-от 6 до 12 часов после расчетного часа - плата за половину суток;
-от 12 до 24 часов после расчетного часа - плата за полные сутки (если нет почасовой оплаты).
-При проживании не более суток (24 часов) плата взимается за сутки независимо от расчетного часа.
Материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории.
Клиент, при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков; соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу.