Из-за невысокой сложности программы, создание установочного диска нецелесообразно.
Заключение
В настоящее время в нашу жизнь широко внедряются информационные технологии. На сегодняшний день, наверное, не осталось такой области, где бы они ни применялись.
Постоянно растет объем и сложность обрабатываемой информации, требуются все новые и новые виды ее представления. Как показывает практика, большинство пользователей уже не представляют себе, как бы они выполняли свою работу, с которой прекрасно справлялись еще 5 – 10 лет назад, без помощи компьютера.
В ходе исследовательской работы разработана тестирующая программа. Проектирование выполнено в системе Delphi. В работе:
· представлена информация о магическом квадрате и используемом методе заполнения магического квадрата;
· приведен теоретический материал о компонентах, используемых в программе;
· представлен листинг программы;
· приведен анализ и тестирование программы с подробным описанием.
В ходе работы я познакомилась с более широкими возможностями языка программирования Delphi, по сравнению с языком Pascal. Постараюсь применить полученные знания при участии в олимпиадном движении по программированию. А также очень хотелось бы создать серию математических мини-игр.
Библиографический список
1. Архангельский А.Я. Delphi 6. Справочное пособие – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2001.
2. Болл У., Коксетер Г. «Математические эссе и развлечения» - М.: Мир, 1986.
3. Культин Н.Б. Основы программирования в Delphi 7 – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
4. Постников М.М. «Магические квадраты» - М.: Наука, 1964.
5. Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2008. -640 с.
Приложение
Листинг программы создания главного окна
unit mag2;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, Buttons, StdCtrls, Mask, ExtCtrls, Menus;
type
TForm1 = class(TForm)
Panel1: TPanel; //Панель, на которой размещены кнопки
Lb1: TLabel; //Метка, для вывода комментариев к программе
MEd1: TMaskEdit; //Поля с маской ввода - для заполнения квадрата
MEd2: TMaskEdit;
MEd3: TMaskEdit;
MEd4: TMaskEdit;
MEd5: TMaskEdit;
MEd6: TMaskEdit;
MEd7: TMaskEdit;
MEd8: TMaskEdit;
MEd9: TMaskEdit;
Button1: TButton; //Кнопка "Проверить"
BitBtn1: TBitBtn; //Кнопка "Close"
Button2: TButton; //Кнопка "Начать"
MainMenu1: TMainMenu; //Главное меню формы
Help1: TMenuItem; //Один пункт меню "Help"
N1: TMenuItem; //Пункт подменю "Магический квадрат"
N2: TMenuItem; //Пункт подменю "Правила игры"
procedure FormActivate(Sender: TObject);
procedure Button2Click(Sender: TObject);
procedure Button1Click(Sender: TObject);
procedure FormCanResize(Sender: TObject; var NewWidth,
NewHeight: Integer; var Resize: Boolean);
procedure N1Click(Sender: TObject);
procedure N2Click(Sender: TObject);
procedure FormPaint(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
Bitmap:TBitmap; //фоновая картинка
implementation
uses dialog_mag, dialog_pravila;
var
x,y:integer; //х - начальное число, с которого заполняем таблицу,
//у - номер способа очистки клеток
z:boolean; //Индикатор правильности заполнения пользователем пустых клеток
{$R *.dfm}
procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject); //Процедура рисования фона формы
begin
Bitmap:=TBitmap.Create; //Создание объекта-битового образа
Bitmap.LoadFromFile('ris.bmp'); //Загрузка битового изображения из файла
Canvas.StretchDraw(Rect(0, 0, Form1.clientWidth, Form1.clientHeight),Bitmap);
//Рисование и заполнение формы рисунком Bitmap
end;
procedure TForm1.FormCanResize(Sender: TObject; var NewWidth, //Процедура,
NewHeight: Integer; var Resize: Boolean); //запрещающая изменение размеров формы
begin
Resize:=false;
end;
procedure TForm1.FormActivate(Sender: TObject); //Активизация формы
begin
Caption:='Магический квадрат'; //Установить заголовок формы "Магический квадрат"
Button2.Show; //Показать кнопку "Начать"
Button1.Hide; //Спрятать кнопку "Проверить"
end;
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); //Обработка нажатия кнопки "Начать"
procedure zapolnenie(x,y:integer);//Процедура заполнения
begin
MEd1.ReadOnly:=false; //Очищаем поля ввода
MEd2.ReadOnly:=false;
MEd3.ReadOnly:=false;
MEd4.ReadOnly:=false;
MEd5.ReadOnly:=false;
MEd6.ReadOnly:=false;
MEd7.ReadOnly:=false;
MEd8.ReadOnly:=false;
MEd9.ReadOnly:=false;
MEd2.Text:=IntToStr(x); //Заполняем поля ввода числами,
MEd9.Text:=IntToStr(x+1); //которые преобразовываем
MEd4.Text:=IntToStr(x+2); //к строковому представлению
MEd7.Text:=IntToStr(x+3);
MEd5.Text:=IntToStr(x+4);
MEd3.Text:=IntToStr(x+5);
MEd6.Text:=IntToStr(x+6);
MEd1.Text:=IntToStr(x+7);
MEd8.Text:=IntToStr(x+8);
Case y of //Выбираем способ удаления значений некоторых клеток
0:begin
MEd4.Text:=''; MEd4.SetFocus; //Удаляем число из поля
MEd5.Text:=''; MEd5.SetFocus; //и передаем ему фокус ввода
MEd8.Text:=''; MEd8.SetFocus;
MEd9.Text:=''; MEd9.SetFocus;
MEd1.ReadOnly:=true; //Запрещаем ввод чисел и изменение остальных полей
MEd2.ReadOnly:=true;
MEd3.ReadOnly:=true;
MEd6.ReadOnly:=true;
MEd7.ReadOnly:=true;
end;
1:begin
MEd2.Text:=''; MEd2.SetFocus;
MEd5.Text:=''; MEd5.SetFocus;
MEd6.Text:=''; MEd6.SetFocus;
MEd8.Text:=''; MEd8.SetFocus;
MEd1.ReadOnly:=true;
MEd3.ReadOnly:=true;
MEd4.ReadOnly:=true;
MEd7.ReadOnly:=true;
MEd9.ReadOnly:=true;
end;
2:begin
MEd1.Text:=''; MEd1.SetFocus;
MEd2.Text:=''; MEd2.SetFocus;
MEd4.Text:=''; MEd4.SetFocus;
MEd6.Text:=''; MEd6.SetFocus;
MEd9.Text:=''; MEd9.SetFocus;
MEd3.ReadOnly:=true;
MEd5.ReadOnly:=true;
MEd7.ReadOnly:=true;
MEd8.ReadOnly:=true;
end;
3:begin
MEd3.Text:=''; MEd3.SetFocus;
MEd4.Text:=''; MEd4.SetFocus;
MEd6.Text:=''; MEd6.SetFocus;
MEd7.Text:=''; MEd7.SetFocus;
MEd8.Text:=''; MEd8.SetFocus;
MEd1.ReadOnly:=true;
MEd2.ReadOnly:=true;
MEd5.ReadOnly:=true;
MEd9.ReadOnly:=true;
end;
end;
Lb1.Caption:='Заполни пустые клетки магического квадрата';
//Появление соответствующей надписи в метке
Button1.Show; //Показать кнопку "Проверить"
Button2.Hide; //Спрятать кнопку "Начать"
end;
BEGIN
if z then //Проверка правильности вввода недостающих чисел
zapolnenie(x,y) //Заполнение "Попробуй еще раз" старыми значениями х и у
else //Заполняем в первый раз и при каждом правильном решении
begin
y:=random(4); //Выбираем случайным образом способ удаления значений полей
x:=Random(100); //Выбираем число, которым начинаем заполнение полей
zapolnenie(x,y); //заполняем квадрат
end;
end;
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); //Обработка нажатия кнопки "Проверить"
var s1,s2,s3,s4,s5,s6,s7,s8:integer; //Суммы в строках, столбцах, диагоналях
begin
try //Пробуем преобразовать в числовое представление значения полей
//и находим соответствующие суммы
s1:=StrToInt(Trim(MEd1.Text))+ StrToInt(Trim(MEd2.Text))+ StrToInt(Trim(MEd3.Text));
s2:=StrToInt(Trim(MEd4.Text))+ StrToInt(Trim(MEd5.Text))+ StrToInt(Trim(MEd6.Text));
s3:=StrToInt(Trim(MEd7.Text))+ StrToInt(Trim(MEd8.Text))+ StrToInt(Trim(MEd9.Text));
s4:=StrToInt(Trim(MEd1.Text))+ StrToInt(Trim(MEd4.Text))+ StrToInt(Trim(MEd7.Text));
s5:=StrToInt(Trim(MEd2.Text))+ StrToInt(Trim(MEd5.Text))+ StrToInt(Trim(MEd8.Text));
s6:=StrToInt(Trim(MEd3.Text))+ StrToInt(Trim(MEd6.Text))+ StrToInt(Trim(MEd9.Text));
s7:=StrToInt(Trim(MEd3.Text))+ StrToInt(Trim(MEd5.Text))+ StrToInt(Trim(MEd7.Text));
s8:=StrToInt(Trim(MEd1.Text))+ StrToInt(Trim(MEd5.Text))+ StrToInt(Trim(MEd9.Text));
If (s1=s2) and (s2=s3) and (s3=s4) and (s4=s5) and (s5=s6) and (s6=s7) and (s7=s8)
then //Если все суммы равны
begin Lb1.Caption:='Молодец! Все верно!'; //Выводим в метке
//соответствующую надпись
z:=false; //z определяет, что заполнение следующих значений квадрата
//нужно начать с новой генерации начального значения х и способа удаления у
Button2.Show; //Показать кнопку "Начать"
Button1.Hide; //Спрятать кнопку "Проверить"
end
else //Если хоть одна сумма отлична от других
begin
Lb1.Caption:='Попробуй еще раз'; //Выводим в метке соответствующую надпись
z:=true; //z определяет, что заполнение квадрата
//нужно произвести старыми значениями х и у
Button2.Show; //Показать кнопку "Начать"
Button1.Hide; //Спрятать кнопку "Проверить"
end;
Except //Если преобразовать в числовое представление значения полей
// не удалось (какое-то поле осталось не заполнено)
MessageBeep(mb_Ok); //Звуковой сигнал
ShowMessage('Не все клетки заполнены!'); //Вывод окна сообщения
Exit; //Выход из процедуры
end;
end;
procedure TForm1.N1Click(Sender: TObject); //Выбор меню "Магический квадрат"
begin
OKBottomDlg.Show; //Показ диалогового окна "Магический квадрат"
end;
procedure TForm1.N2Click(Sender: TObject); //Выбор меню "Правила игры"
begin
OKBottomDlg1.Show; //Показ диалогового окна "Правила игры"
end;
end.