Качества работы системы автоматического управления курсом зависит прежде всего от динамических свойств управляемости судна как объекта регулирования, от состояния погоды и выбора параметров настройки авторулевого. Поэтому однотипные авторулевые, установленные на разнотипных судах, будут, как правило, работать по-разному. Этим з основном и объясняется тот факт, что до настоящего времени не существует каких-либо единых таблиц или графиков,' позволяющих определять оптимальные значения параметров настройки авторулевого на судне при изменении условий эксплуатации. Исследования и опыт эксплуатации показали, что настройку авторулевого следует менять в случае:
изменения загрузки судна (порожнем, в балласте, с полным грузом); изменения скорости хода (полный, средний, малый ход); изменения погоды.
При этом необходимо руководствоваться следующими общими положениями:
подбирать параметры настройки авторулевого так, чтобы судно удерживалось на заданном курсе при минимальных углах перекладки руля;
не следует стремиться уменьшать величину рыскания судна на волнении: путем повышения чувствительности авторулевого, так как при этом резко возрастает количество перекладок руля;
при большом количестве перекладок руля (более 400 в ч) точность удержания судна на курсе не повышается. Это приводит лишь к ускоренному износу рулевого устройства и потере полезной мощности силовой установки судна.
Для настройки авторулевых АБР, АР и АТР в процессе эксплуатации предусмотрена регулировка трех параметров, которыми обеспечивается стабильное качество работы системы при изменении условий плавания судна. Одним из регулируемых параметров является коэффициент обратной связи КОС.
Выбор величины КОС для каждого конкретного судна производится во время приемосдаточных испытаний авторулевого. Для судов морского транспортного флота, как показал опыт эксплуатации, величина КОС устанавливается в пределах от 0,2 до 0,8. При увеличении загрузки судна КОС следует уменьшать.
Вторым регулируемым параметром является коэффициент сигнала тахогенератора /СТГ) определяющий крутизну его характеристики. Для повышения чувствительности авторулевого в тихую, погоду /(Тг следует увеличивать, поворачивая рукоятку «СИГНАЛ ТАХОГЕНЕРАТОРА» в сторону «Больше». При этом точность удержания судна на курсе повышается.
При ветре и волнении моря Kтг следует уменьшать, чтобы не перегружать рулевую машину. Если при введении градусной поправки в режиме «Автомат» судно медленно выходит на новый заданный курс, сигнал тахогенератора следует уменьшить. При этом переход судном линии, нового заданного значения курса не должен превышать более чем на 10% величину градусной поправки.
При необходимости изменить курс судна на угол более 30° в режиме «Автомат» следует медленно поворачивать штурвал следящего управления так, чтобы угол рассогласования между неподвижным индексом и курсовой чертой не превышал 10—15°.
Регулятор «ГРУБО — ТОЧНО» меняет коэффициент усиления всей системы. Рукоятку регулятора устанавливают в положение «Грубо» при свежей погоде, когда уменьшение чувствительности регулятором тахогенератора оказывается недостаточным.
В авторулевом АРМ-2 настройка осуществляется подбором параметров Kt, К», К3нТ.
Коэффициент К\ определяет чувствительность авторулевого. Его величина регулируется от 0,3 до 0,°6 и выбирается при ходовых испытаниях авторулевого на судне. Если чувствительность установлена правильно, то в процессе эксплуатации менять ее нет необходимости.
Коэффициент Кг определяет величину сигнала, пропорционального скорости поворота судна (регулятор «СДЕРЖИВАНИЕ»). Этот сигнал следует увеличивать в тихую погоду и уменьшать при волнении.
Коэффициент Кз определяет величину сигнала отрицательной обратной связи (регулятор «ЗАКЛАДКА РУЛЯ»). В приборе предусмотрена возможность ступенчатого изменения величины Кз от 0,22 до 0,8. Меньшие значения устанавливаются при плавании судна с грузом.
Новым элементом в настройке авторулевого является регулировка времени срабатывания выходных реле Т (регулятор «ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ»). Время задержки может быть установлено от 1,0 до 4—5 сек. Минимальное значение 1 устанавливается в тихую погоду и увеличивается в штормовую, что обеспечивает уменьшение количества перекладок руля до 30%.
Нормальная работа авторулевого обеспечивается при. отклонении напряжения судовой сети не более чем на ±10'% и частоты на ±5% от номинальных значений.
Производить какие-либо изменения в монтажной схеме любого авторулевого, а также разбирать его на судне с целью изучения нельзя, так как это нарушает заводскую настройку прибора.
При обнаружении заводских дефектов, а также при выходе авторулевого из строя, необходимо произвести осмотр, составить акт и, придя в порт, вызвать представителя базовой электрорадионавигационной камеры.