Вопрос 3. Классификации налогов.
Признаки классификации:
1. По территориальному признаку
2. По форме взимания
3. В зависимости от источника уплаты
4. В зависимости от применяемых ставок
По территориальному признаку:
• федеральные
• региональные
• местные
По форме взимания:
• прямые
• косвенные
В зависимости от источника уплаты:
• налоги, относимые на себестоимость готовой продукции
• налоги, относимые на выручку от реализации готовой продукции
• налоги, относимые на прибыль, оставшуюся в распоряжении фирмы до налогообложения прибыли
• налоги, относимые на доходы других лиц
• налоги, относимые на прочие расходы не включаемые в себестоимость готовой продукции
В зависимости от применяемых ставок:
• фиксированные
• прогрессивные
Вопрос 4. Принципы налогообложения
Принципы построения системы налогообложения:
• экономические
• организационные
• юридические
Экономические принципы налогообложения:
• равенства и справедливости (принцип платежеспособности, принцип выгод)
• эффективности
• соразмерности
• множественности
• всеобщности
Организационные принципы налогообложения:
• универсализации
• удобства и времени взимания налогов
• разделения налогов по уровням власти
• единства налоговой системы
• эффективности
• гласности
• определенности
• одновременности обложения
Юридические принципы налогообложения:
• законодательная форма установления налога
• равенство и справедливость
• приоритетность налогового законодательства
Типовые принципы налогообложения:
1. Принцип законодательной формы установления налогов и сборов;
2. Принцип всеобщности и равенства уплаты налогов и сборов;
3. Безвозмездность уплаты налогов;
4. Принцип понятности налогового законодательства;
5. Однократность налогов;
6. Принцип достаточности и подвижности системы налогов и сборов.
Вопрос 5. Налоговый кодекс РФ и правовое регулирования налоговой системы РФ.
Нормативно-правовая база сферы налогообложения в РФ:
1. Конституция РФ, федеральные конституционные законы;
2. Решения конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;
3. Международные договоры;
4. Налоговое законодательство: Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы, законы субъектов РФ и акты муниципальных образований;
5. Иные федеральные законы, рассматривающие отдельные вопросы налогового права: БК РФ, ТК РФ, УК РФ, ФЗ «О бухгалтерском учёте» и т. д.;
6. Подзаконные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты Министерства финансов РФ и т. д.
Обязанность уплаты налогов закреплена в Конституции РФ.
• Ст. 57: К аждый обязан уплачивать установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
• Ст. 71: В ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы;
• Ст. 72: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
• Ст. 75 п. 3: Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Налоговый кодекс РФ:
• 2 части;
• 10 разделов;
• 31 глава;
• 398 статей
Часть I
Раздел I: Общие положения
О чём говорится в законе?
Главы 1-2
• Раздел II: Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях
О ком говорится в законе?
Главы 3-4
• Раздел III: Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов и их должностных лиц
• Кто управляет налогами?
Главы 5-6
• Раздел IV: Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
Как всё это работает?
Главы 7-12
• Раздел V: Налоговая декларация и налоговый контроль
Как это оформляется и контролируется?
Главы 13-14
Раздел VI: Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Чего не следует делать?
Главы 15-18
• Раздел VII: Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
И как этого избежать?
Главы 19-20
Часть II
Раздел VIII: Федеральные налоги (главы 21-26);
• Раздел VIII.1: Специальные налоговые режимы (главы 26.1-26.5);
• Раздел IX: Региональные налоги и сборы (главы 27-30);
• Раздел X: Местные налоги (глава 31).
Модельные налоговые конвенции – международно-правовые акты рекомендательного характера, разрабатываемые международными организациями, в рамках которых проводится определенная работа по гармонизации национальных налоговых систем на предмет избежания двойного юридического налогообложения.
Также вопросы международного налогообложения рассматриваются в следующих категориях документов:
1) документы общего характера:
• соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами;
• соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений;
• торговые договоры и соглашения, в том числе чисто таможенные;
• международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений международных организаций со странами их базирования.
• 2) Налоговые соглашения:
• общие;
• ограниченные;
• об оказании административной помощи;
• о налогах на наследство;
• о налогах по социальному страхованию;
• о распространении налоговой юрисдикции.
• Основная форма международного налогового законодательства – международные налоговые соглашения.
Международные налоговые соглашения не касаются косвенных налогов.
Стандартная структура международного соглашения об устранении двойного налогообложения:
• Часть первая: сфера действия соглашения;
• Часть вторая: определение налоговых режимов;
• Часть третья: методы и порядок выполнения соглашений.
Преимущества международных налоговых соглашений:
• четкие правила исключения двойного юридического налогообложения, устранение его последствий;
• толкование терминов, что содействует гармонизации национальных правовых систем благодаря применению норм международного налогового права;
• улучшение инвестиционного климата страны, стимуляция международного движения факторов производства, стабильность налогового режима и простота толкований условий налогообложения для субъектов ВЭД (внешнеэкономическая деятельность);
• предотвращение злоупотреблений в области уклонения от уплаты налогов и избежания налоговой ответственности;
• декларация способов решения проблем в сфере международного налогообложения.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечение месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов (сборов) вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты налоговых органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию.
• Акты субъектов РФ распространяются на территории субъекта;
• Акты федеральных органов РФ – на территории всей страны.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечение месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов (сборов) вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Вопрос 6. Состав и структура налоговых органов.
Работу по проведению налоговой политики государства организует Министерство финансов РФ. В области налогов оно выполняет следующие основные функции:
• Координация федеральных органов, на которые возложена ответственность за своевременное поступление налогов в федеральный бюджет;
• Письменные разъяснения по применению налогового законодательства;
• Утверждение форм расчётов по налогам и форм налоговых деклараций;
Разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
• Переговоры о заключении налоговых соглашений РФ с другими странами;
• Разработка мер налогового стимулирования предпринимательской деятельности;
• Проектирования нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ;
К налоговым органам относятся Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в субъектах РФ и на местах.
Основными задачами, возложенными на ФНС, являются:
— контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
— контроль за правильностью исчисления, полнотой и свое-временностью внесения в бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством РФ;
— осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Система органов ФНС – единая централизованная система контроля, где основным источником формирования выступают средства федерального бюджета. По иерархии управления она делится на три уровня:
— федеральный уровень — ФНС;
— региональный уровень — управления ФНС по субъектам Российской Федерации и межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;
— местный уровень — инспекции ФНС по районам, районным городам, городам без районного деления, а также инспекции межрайонного уровня.