(НК в ред. 13.03.2018)
В переводе с латыни принцип (principium) означает основу, первоначало. В специальной литературе принцип определяется как основная идея, начало, руководящее положение деятельности, политики или иного общественного явления. Однако такая дефиниция не раскрывает сущности принципа, а только показывает его основополагающее или исходное значение. При формировании понятия принципа представляется правильным исходить из следующих характеризующих его признаков:
а) прежде всего принцип всегда есть результат человеческой деятельности, направленный на выявление и познание объективных закономерностей исследуемого явления;
б) принцип есть абстракция, при которой из огромного количества различных идей и положений путем их обобщения выявляются наиболее глубинные, существенные требования как высшая степень их обобщенности;
в) обязательность исполнения требований принципа, которая достигается нормативным закреплением в правовых и или иных социальных нормах (традициях, обычаях и иных общественных правилах).
Крохина
В основе построения налоговой системы лежит совокупность определенных принципов, определяющих сущность всей налоговой системы Российской Федерации. Способность системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов построения налоговой системы, которые создают необходимые условия для ее эффективного функционирования.
Эти принципы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют они и для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.
Конституционный Суд РФ указал, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федера-лизма в Российской Федерации »1. При разрешении возникающих в практике спорных ситуаций, поскольку НК РФ, к сожалению, не всегда отличается четкостью правового регулирования налоговых отношений, Конституционный Суд РФ нередко обращается именно к налогово-правовым принципам.
Таким образом, принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.
Налоговый кодекс РФ (часть первая) использует неоднозначный подход к определению категории «принципы», что проявляется в использовании разных терминов для их обозначения, а также в их различном содержании. В п. 2 ст. 1 НК РФ сформулировано положение о том, что НК РФ «устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и должностных лиц». Таким образом, к общим принципам налогообложения в НК РФ отнесены практически вся совокупность основных институтов налогового законодательства, все содержание его первой части.Расширенный подход, используемый в ст. 2 НК РФ, включает в общие принципы налогообложения не только нормы-принципы, но и регулятивные, и охранительные нормы налогового права.
!!Однако общая теория права рассматривает нормы-принципы как самостоятельные правовые категории, обладающие значительной структурной спецификой и особой функциональной направленностью в системе правового регулирования. Смешивать их с остальными нормами регулятивного и охранительного характера недопустимо.
Статья 3 НК РФ именуется «Основные начала законодательства о налогах и сборах», однако содержащиеся в ней положения по сути формулируют основные принципы построения системы налогов и сборов в стране.
Таким образом, несмотря на терминологические различия, НК РФ содержит принципы построения системы налогов и сборов, рассматривая их как идеи, исходные положения, основные начала налогово-правового регулирования. В силу своего содержания (направленность на регулирование налоговых отношений в государстве) и закрепления в нормах налогового права они, в сущности, являются принципами налогового права.
Основополагающий характер принципов построения налоговой системы определяется следующими критериями:
1. территориально-субъектным, означающим их универсальность, единство для всей территории Российской Федерации, а также для всех субъектов налоговых отношений (органов государственной власти, органов местного самоуправления, налогоплательщиков и др.). Принципы построения системы налогов и сборов являются унифицированными категориями, действующими на всем налоговом пространстве государства, независимо от уровня управления;
2. общеотраслевым, означающим, что принципы являются основополагающими началами всего налогового законодательства в целом, т. е. присущи всей налоговой системе;
3. технико-юридич еским, который подразумевает, что все налоговые нормы относятся к принципам как специальные к общим.
Отличительной чертой принципов построения системы налогов и сборов является их системность, означающая следующее:
во-первых, каждый принцип налоговой системы выступает частью всей совокупности принципов;
во-вторых, каждый принцип системы налогов и сборов самостоятелен, но не автономен;
в-третьих, нарушение какого-либо одного из принципов затрагивает систему в целом.
Специфика принципов построения налоговой системы вытекает из неравенства субъектов налоговых правоотношений, поскольку,
с одной стороны, государство устанавливает принципы посредством односторонне-властного волеизъявления, а
с другой — принципы построения налоговой системы выступают как определенная совокупность требований общества, предъявляемых к государству.
Принципы построения налоговой системы подразделяются на две группы в зависимости от их нормативного закрепления:
1) принципы, непосредственно закрепленные законодательством о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ не содержит специальных терминов и соответствующих формулировок, определяющих принципы построения налоговой системы, поэтому они выводятся путем толкования норм налогового права;
2) принципы, не имеющие непосредственного закрепления в законодательстве о налогах и сборах. Данная группа принципов формируется на основании теоретических выводов науки и выявляется в результате практической налоговой деятельности. Однако применение научных принципов, не зафиксированных в нормативных актах, не должно искажать сущность основополагающих идей построения налоговой системы.
I. Среди принципов, входящих в первую группу, необходимо выделить следующие.
1. Принцип единства системы налогов и сборов вытекает из провозглашенного Конституцией РФ принципа единства Экономического пространства России (ст. 8), согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны. Общефедеральная Конституция (ст. 74) устанавливает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1), а ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2).
Конституционные нормы получили развитие в п. 4 ст. 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Конституционный Суд РФ, подтверждая недопустимость установления налогов, нарушающих единство экономического пространства страны, установил запрет на введение региональных налогов, которые могут прямо или косвенно ограничивать Свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, а также запрет на введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов (Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602).
Единство системы налогов и сборов обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов, в соответствии с чем налоговые органы, относящиеся к федеральным экономическим службам, находятся в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ), а налоговые органы в субъектах Федерации и муниципальных образованиях являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 78), а не органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Таким образом, в соответствии с принципом единства система налогов и сборов должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всей Российской Федерации, а налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны разрушать единое налоговое пространство государства.
2. Принцип трехуровневого построения налоговой системы России отражает федеративное устройство российского государства и самостоятельность местного самоуправления. Согласно ст. 12 НК РФ система налогов и сборов включает: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. В соответствии с данным принципом полномочия в сфере налогообложения должны строго разграничиваться между различными уровнями власти. Например, п. 2 ст. 63 НК РФ предусматривает, что в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, то срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения ФНС, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Федерации или местный бюджет, — на основании решения ФНС по согласованию с соответствующими финансовыми органами.
3. Принцип определенности системы налогов и сборов, а также страховых взносов (п. 6, 7 ст. 3 НК РФ). Он означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы) он должен платить, а также порядок их исчисления. Данный принцип направлен на обеспечение контролируемости системы налоговых платежей; поскольку, с одной стороны, способствует эффективному исполнению налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой — предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов.
Конституционным Судом РФ сформулирована позиция, согласно которой «законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должны обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к несогласующемуся с принципом правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ)» (Постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» // СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 4901.).
Взимание налога на основании нормативного правового акта, который не отвечает требованию определенности, не допускается. В случае, если акты законодательства о налогах и сборах содержат неустранимые сомнения, противоречия и неясности, действует презумпция правоты налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НКРФ).
4. Принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и, соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными в течение как можно большего периода времени, вплоть до налоговой реформы. При этом проведение реформы допустимо в исключительных случаях, в строго определенном порядке. Этот принцип обусловлен интересами как налогоплательщиков, так и государства и муниципальных образований. Необходимо помнить, что изменение системы налогов и сборов объективно влечет резкое сокращение налоговых поступлений в бюджеты, а для восстановления равновесия бюджетных ресурсов необходимо длительное время. Статья 5 НК РФ в целях стабилизации налоговой системы России устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Эти правила распространяются и на подзаконные налогово-правовые акты.
5. В целях унификации налоговых изъятий построение системы налогов и сборов основывается на принципе исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, который обусловлен необходимостью достижения равновесия между правом субъектов Федерации и муниципальных образований устанавливать налоги и сборы, соблюдением приоритета основных прав и свобод человека, а также принципом единства экономического пространства России. Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется федеральным законодательством. В соответствии с п. 5 ст. 12 НК РФ нельзя устанавливать региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.
6. В п. 3 ст. 3 НК РФ предусмотрен принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов (принцип организационной простоты налоговой системы Российской Федерации), который имеет два самостоятельных аспекта.
Во-первых, собираемые государством и муниципальными образованиями по каждому отдельному налогу суммы должны превышать затраты на его сбор. Построение налоговой системы необходимо основывать на идее сокращения затрат по сбору (обязательных платежей как для граждан, так и для государства и муниципальных образований. Простота и ясность механизма налогообложения, а также сложность уклонения от уплаты налогов способствует поддержанию налоговой дисциплины, сокращению затрат на работу налоговых ведомств и налогоплательщиков.
Во-вторых, установление налогов и сборов не может быть произвольным, т. е. при этом должны учитываться экономические последствия для бюджета соответствующего уровня, для определенной отрасли экономики, а также для конкретного налогоплательщика.
II. Вторую группу составляют следующие основные принципы построения системы налоговых платежей.
1. Принцип эффективности (нейтральности) системы налоговых платежей состоит в том, что осуществляемые в нормативных правовых актах изменения системы налогов и сборов должны соответствовать основным экономическим и правовым потребностям общества и государства. Эффективность системы налогов и сборов означает минимизацию искажающих влияний налогов и максимизацию их положительного эффекта.
2. Принцип подвижности (эластичности) системы налоговых платежей означает, что она должна обладать способностью реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе и при этом оказывать на нее позитивное влияние. В соответствии с этим конкретный налог может быть также оперативно изменен в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. Подвижность налоговой системы проявляется и в регулярном заполнении правовых пробелов в законодательстве о налогах и сборах. Таким образом, подвижность означает постепенное внутреннее развитие налоговой системы государства, но не ее качественное реформирование.
3. Принцип оптимальности построения системы налоговых платежей заключается в том, что в основу ее формирования при осуществлении правотворческой деятельности должны быть положены следующие критерии:
во-первых, соблюдение экономической значимости конкретных налогов и сборов для федерального, регионального или местного уровней;
во-вторых, обеспечение необходимого и достаточного количества видов налогов и сборов для самостоятельного финансового обеспечения потребностей бюджетов всех уровней.
Результативности системы способствует множественность налогов и сборов (и наоборот — установление единого налога имеет массу финансовых; политических и этических недостатков). Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, а также отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности налогоплательщиков. Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно влечет рост платежей по другому. Исключение, составляет отмена неэффективных налогов, а также объединение в один налог платежей со сходным объектом (например, введение налога на недвижимость взамен трех самостоятельных налогов – налога на имущества организаций, налога на имущества физических лиц, земельного налога).
4. Построение системы налогов и сборов должно основываться на принципе паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков, который базируется на идее сглаживания потенциальных противоречий между ними. Государство стремится получить как можно больше налоговых доходов, а налогоплательщики — как можно меньше уплатить налогов, поскольку заинтересованы использовать доходы на экономическое и социальное развитие. Отсюда возникает потребность разработки способов сглаживания экономических противоречий. Соблюдение данного принципа, т. е. оптимальное сочетание частных и публичных интересов, лежит в основе дальнейшего совершенствования системы налогов и сборов и, соответственно, налогового законодательства в Российской Федерации.
Петрова
Основополагающие принципы налогового права можно разделить на две группы:
вторая — принципы, определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений.
первая — принципы, определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между Федерацией и ее субъектами;
1) принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской федерации (п. «и» ст. 72 Конституции РФ);
2) принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории Федерации (ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, п. «н» ст. 72 к совместному ведению Федерации и ее субъектов относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень в построении федерального налогового законодательства, учитывающий потребности развития налогового федерализма и кодификации налоговых властных и имущественных отношений между государством и налогоплательщиками, вытекает из смысла ст. 75 Конституции РФ и означает, что должны быть установлены федеральным законом правовые основы общих принципов налогообложения и сборов в России (основы) и кодифицированы нормы, регулирующие возникновение и функционирование системы налогов в Российской Федерации и налоговых отношений в целом (кодекс);
3) принцип равенства прав субъектов Федерации в принятии собственного налогового законодательства (п. 1, 2, 4 ст. 5 Конституции РФ утверждают равенство и самостоятельность законодательства субъектов Федерации);
4) принцип конституционности актов налогового законодательства (ст. 4 и 125 Конституции РФ предусматривают, что акты, в том числе и налоговые, или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу);
5) принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (ст. 15 Конституции РФ подтверждает действие на территории Федерации общепринятых в мировой практике принципов и норм международного регулирования торгового оборота и движения капитала); 6) принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня (ст. 114 Конституции РФ возлагает на Правительство РФ обеспечение и исполнение налоговых обязательств в рамках Федерации, ее субъектов, местного самоуправления в интересах как единого экономического пространства, так и отдельных регионов);
7) принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст. 132 Конституции РФ устанавливает права органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, решать иные вопросы).
вторая — принципы, определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений.
8) принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом (вытекает из смысла ст. 19 Конституции РФ);
9) принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства (ст. 57 Конституции РФ включает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы);
10) принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов (п. 2 ст. 8 Конституции РФ защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности);
11) принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени (хотя он прямо не вытекает из Конституции РФ, но по смыслу ст. 34 и 35 Конституции РФ предполагается право на свободное использование своих способностей в предпринимательской деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно при разумном налоговом бремени; ст. 57 определяет, что законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы не имеют.
12) принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях (ст. 29 Конституции РФ гарантирует право граждан получать информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну);
13) принцип социальной ориентированности налоговой политики (ст. 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
14) принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях, защиты интересов участников налоговых отношений в суде (ст. 123 Конституции РФ закрепляет гласность судопроизводства, осуществление его на основе состязательности и равноправия сторон).
Гуреев
В основу правового построения налоговой системы в Российской Федерации положены определенные принципы. Правовой принцип — это руководящее начало, закрепленное в законе или подзаконном нормативном акте. Стало быть, принципами правового построения налоговой системы являются основополагающие начала, закрепляющие общие и специальные признаки налогового права (законодательства). В этой связи можно согласиться с высказываемым в литературе мнением, что принципы могут быть сформулированы в научных работах и оставаться принципами, если они даже не закреплены ни в каком нормативном акте.
Правовые принципы отражают объективные закономерности развития рыночных отношений, обусловлены ими. В них в юридической форме преломляются и конкретизируются экономические и политические закономерности развития Российского государства. Эти принципы отражаются как в законодательстве, так и в научных трудах.
В правовой науке принято различать общеправовые (общеотраслевые) и специфические (отраслевые) принципы.
Общеправовые (общеотраслевые) принципы выражены и закреплены во всех отраслях права — гражданском, административном, трудовом, финансовом, уголовном и т.д. К числу таких принципов относятся, например, законность, отрицание обратной силы закона и др.
Отраслевые (специфические) принципы — это принципы, характерные для конкретной отрасли права. В частности, для налогового права как подотрасли финансового права такими принципами являются: а) однократность налогообложения; б) льготность налогообложения; в) обеспечение равных требований со стороны государства ко всем хозяйствующим субъектам; г) создание равных условий для использования субъектами (налогоплательщиками) заработанных ими средств; д) обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, платить налоги; е) единый подход к определению прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов; ж) равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства; з) резидентство; и) соотношение интересов налогоплательщиков и государства.
Рассмотрим некоторые из основных принципов.
1. Принцип законности является, как известно, общим для всех отраслей права, в том числе для финансового, составной и обособленной частью которого является налоговое право. Законность можно определить как обязательное (неуклонное) исполнение требований законов и основанных на них подзаконных актов органами государственной власти и управления, органами самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Иными словами, законность — это обязательное исполнение требований законодательства всеми субъектами права.
2. Принцип отрицания обратной силы закона проявляется в том, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. (п.2. ст.5 НК РФ)
На практике это означает, что вновь принятый закон не распространяется на отношения, возникшие до его принятия, а поэтому размер налоговых платежей необходимо исчислять в соответствии с нормативным актом, который вновь принят.
3. Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
4. Принцип льготности налогообложения означает, что налоговые законы должны иметь правовые нормы, закрепляющие (устанавливающие) для отдельных и (или); определенных групп налогоплательщиков (юридических и физических лиц) льготы по налогам, т. е. облегчающие бремя налоговых обязанностей. Налоговая льгота — это установленная законом составная часть системы налогообложения, обеспечивающая финансово-экономическое стимулирование предпринимательской деятельности налогоплательщиков путем облегчения бремени налоговых обязанностей.
5. Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства означает, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке. Например, налоговые инспекции вправе обратиться в суд о взыскании недоимок с налогоплательщиков физических лиц. В свою очередь налогоплательщики — физические лица имеют право обратиться в суд при несогласии с решением налоговых органов о бесспорном взыскании задолженности и т.д.
6. Принцип резидентства означает временное место жительства налогоплательщика. Исходя из этого критерия в юридической литературе всех налогоплательщиков справедливо подразделяют на две группы: имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты) и не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).
Смысл этого принципа состоит в том, что если лицо находится на территории Российской Федерации в календарном году менее 183 дней, то оно не уплачивает налог на доходы физических лиц. Это имеет значение для иностранцев и лиц без гражданства.
Для юридических лиц принцип резидентства также имеет значение, поскольку это связано с уплатой налогов.
В правовой литературе справедливо определяют резидентство юридических лиц в зависимости от соответствующих критериев.
Например, по критерию "инкорпорация" юридическое лицо признается резидентом в государстве, если оно в нем основано (зарегистрировано). Исходя из этого критерия все юридические лица по законодательству Российской Федерации являются ее резидентами и уплачивают в России налог с прибыли, полученной как на ее территории, так и за ее пределами, даже если эти юридические лица не занимались бизнесом (предпринимательской деятельностью) в Российской Федерации.
По критерию "деловая цель" юридическое лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны. Так, в Италии компания признается резидентом, если на своей территории она имеет формальную или функционирующую штаб-квартиру или ее основные деловые цели реализуются на территории Италии.
По критерию «место осуществления текущего управления компанией», компания признается резидентом в стране, если на ее территории находятся органы, осуществляющие текущее управление деятельностью такой компании. К примеру, в соответствии с законодательством Португалии резидентом признается компания, если ее головной офис или исполнительная дирекция находится в Португалии1.
Кучеров
К числу принципов или основных начал налогового права, согласно ст. 3 НК РФ, относятся:
— всеобщность налогообложения;
— податное равенство;
— экономическая обоснованность налогов и сборов;
— определенность налогов и сборов;
— конституционность налогообложения;
— законность установления налогов и сборов.