Уважаемый председатель
Уважаемые члены комиссии
Вашему вниманию предлагается доклад на
Тему: «Влияние курса плавательной подготовки на показатели сердечно-сосудистой системы и физическую подготовленность девушек старшего школьного возраста»
Слайд 1
Слайд 2
Актуальность. Плавание – это эффективное средство закаливания организма, повышения сопротивляемости к различным простудным заболеваниям. Посредством занятий плаванием тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Плавание имеет большое прикладное значение, поэтому является необходимым навыком для человека любого возраста.
Слайд 3
Цель квалификационной работы - оценить влияние курса плавательной подготовки на показатели сердечно-сосудистой системы, физическую подготовленность и физическую работоспособность девушек старшего школьного возраста.
Объектом исследования - является процесс развития уровня физической подготовленности девушек старшего школьного возраста
Предметом исследования выступает - физическая подготовленность и показатели сердечно-сосудистой системы девушек старшего школьного возраста, занимающихся плаванием.
Практическая значимость исследования определяется уровнем физической подготовленности и показателями сердечно-сосудистой системы девушек старшего школьного возраста до начала исследования и после курса плавательной подготовки. Влияние курса плавательной подготовки не только на эти показатели, но и на формирование здорового образа жизни, привлечении учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, профессиональное самоопределение, укрепление здоровья.
Слайд 4
Задачи исследования:
1. оценить исходный уровень физического развития девушек старшего школьного возраста
2. оценить исходный уровень состояния сердечно-сосудистой системы, физической подготовленности, физической работоспособности девушек старшего школьного возраста.
3. оценить изменения состояния сердечно-сосудистой системы, физической
подготовленности, физической работоспособности девушек
старшего школьного возраста после курса плавательной подготовки.
Слайд 5
Методы исследования.
Для оценки уровня физической подготовленности на начальном этапе исследования использовались антропометрические методы исследования(длина тела, масса тела, ОГК, кистевая динамометрия, ЖЕЛ).
Для оценки уровня состояния сердечно-сосудистой системы оценивали показатели АД, ЧСС, УОС, МОК.
Для оценки адаптационных возможностей кардиореспираторной системы применялись орто- и клиностатические пробы.
Для оценки состояния дыхательной системы использовались пробы с задержкой дыхания Генче и Штанге.
Для оценки физических качеств и физической работоспособности применяли 12-ти мин. тест плавания Купера, проба Руфье.
Для математической обработки полученных данных использовался метод статического анализа.
Слайд 6
Организация исследования
Исследование проводилось на базе бассейна «Юность» МБОУДОД ДЮСШ «Юность» с сентября 2014 по ноябрь 2014 года, во вторую половину дня при температуре воздуха 26°С и температуре воды 28°С, при естественном и искусственном освящении. В исследовании приняли участие девушки старшего школьного возраста, занимающиеся плаванием согласно расписанию, 3 раза в неделю по 1ч на начальном этапе (сентябрь) и 6 раз в неделю по 1ч в последующем (октябрь-ноябрь). На занятиях использовались комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в воде, и элементы спортивного плавания. Группу испытуемых составили 8 человек, в возрасте от 16 – 17 лет.
Исследование было разделено на три этапа:
1 – сентябрь 2014 г. – набор группы испытуемых;
2 – октябрь 2014 г. - проведение антропометрии и функциональных проб;
3 – ноябрь 2014 г. - повторное проведение антропометрических измерений и функциональных проб.
Результаты исследования
На начальном этапе исследования была проведена оценка исходного уровня физического развития девушек, обучающихся в старших классах школы
В таблицу 3.1.1. внесены данные антропометрического обследования испытуемых
Слайд 7
Таблица 3.1.1.
Исходные показатели физического развития девушек
Показатели | Значение (М ± m) | Уровень |
Длина тела (см) | 163 ±0,63 | Средний |
Масса тела (кг) | 54,3±1,06 | Средний |
ОГК(см) | 82,8±0,61 | Средний |
ЖЕЛ (мл) | 2036±27,9 | Средний |
Динамометрия кистевая правая рука (кг) | 22,9±0,67 | Средний |
Динамометрия кистевая левая рука (кг) | 17,8±0,71 | Низкий |
Оценивая антропометрические показатели можно сделать вывод о средних значениях в группе учащихся старшего школьного возраста, следовательно, это говорит о среднем уровне физического развития девушек.
Результаты оценки уровня состояния сердечно-сосудистой системы девушек старшего школьного возраста
До начала курса оздоровительного плавания, а также после окончания курса были проведены оценки уровня состояния сердечно-сосудистой системы, физической подготовленности, физической работоспособности учащихся старших классов.
Слайд 8
Таблица 3.2.1.
Показатели сердечно-сосудистой системы девушек
Показатели | Значения (М ± m) | |
Начальный этап | Конечный этап | |
ЧСС, уд/мин | 74,7±0,4 | 71,1±0,3 |
АД (систолическое), мм рт.ст. | 120,7±0,8 | 117,9±0,5 |
АД (диастолическое), мм. рт.ст. | 80,1±0,5 | 80,0±0,3 |
УОС, мл | 63,1±1,8 | 69,3±1,9 |
МОК, л/мин | 4,7±0,1 | 4,9±0,2 |
Рассмотрим изменения показателей ССС на примере ЧСС. Показатель ЧСС на начальном этапе исследования составил в среднем по группе 74,7±0,4 уд/мин, что является верхней границей нормы для данной возрастной группы. После окончания курса плавательной подготовки показатель ЧСС в покое в среднем по группе снизился на 4,7 % по сравнению с начальным этапом исследования и составил 71,1±0,3 уд/мин, что является нормой для данной возрастной группы.
Таким образом, показатели, характеризующие уровень состояния ССС после курса плавательной подготовки соответствуют физиологической норме. Показатели ЧСС,АД на конечном этапе исследования в среднем по группе снизились по сравнению с начальным этапом, что может говорить о экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы в покое, после применения курса плавательной подготовки.
Для оценки адаптационных возможностей ССС были проведены пробы на задержку дыхания, клино- и ортостатические пробы до и после применения курса плавательной подготовки. При проведении проб на задержку дыхания на вдохе и выдохе, среди девушек занимающихся плаванием, были получены следующие результаты (см. Табл. 3.2.2.)
Слайд 9
Таблица 3.2.2.
Результаты проб Штанге и Генче среди девушек занимающихся плаванием, на начальном и конечном этапах исследования
Показатель, сек. | ||||
Наименование пробы | Проба Генче, сек. | Проба Штанге, сек. | ||
Испытуемый | начальный | конечный | начальный | конечный |
25,8 | 30,6 | 48,3 | 56,8 | |
30,2 | 33,8 | 51,6 | 60,4 | |
33,6 | 40,2 | 44,8 | 52,3 | |
32,9 | 37,6 | 55,4 | 60,6 | |
40,1 | 40,8 | 39,9 | 47,1 | |
39,6 | 40,9 | 61,3 | 66,1 | |
40,7 | 45,6 | 44,3 | 53,9 | |
27,5 | 34,3 | 57,3 | 67,1 | |
M±m | 33,8±1,3 | 37,9±2,0 | 50,3±2,6 | 58,0±2,5 |
Показатели проб Штанге и Генче у всех испытуемых после курса плавательной подготовки увеличились.
Таким образом, увеличение времени задержки на вдохе и на выдохе у испытуемых на конечном этапе исследования по сравнению с начальным, может говорить об увеличении адаптационных возможностей кардиореспираторной системы.
В таблице 3.2.3. внесены данные проведенных клино- и ортостатических проб на начальном и заключительном этапах исследования среди девушек старшего школьного возраста, занимающихся плаванием.
Слайд 10
Таблица 3.2.3.
Результаты клино- ортостатических проб среди девушек занимающихся плаванием
Клиностатическая проба, уд/мин | Ортостатическая проба, уд/мин | |||
Начальный этап | Заключительный этап | Начальный этап | Заключительный этап | |
M±m | 11,25±1,82 | 8,25±0,86 | 16,62±1,34 | 13,82±0,62 |
В среднем по группе показатели клиностатической пробы улучшились на 26%, ортостатической на 16%, что свидетельствует о положительном влиянии курса плавательной подготовки на ССС девушек старшего школьного возраста.