Мать обратилась в консультацию по требованию воспитательницы. Девочка игнорирует замечания воспитателя. В том случае, если они настаивают на выполнении требований, проявляет агрессию. С детьми дружелюбна и заботлива.
Продумайте стратегию (этапность) работы психолога с проблемой клиентов.
Ситуационная задача № 44.
Женщина пришла узнать, «как ей мирно склонить мужа к разводу». У нее роман, который продолжался пять лет. Недавно они приняли решение пожениться. Проблема в том, что оба имеют семьи.
Продумайте стратегию (этапность) работы психолога с проблемой клиентов.
Ситуационная задача № 45.
Семейная пара. Женаты семь лет. Ребенку четыре года. Оба узнали о том, что у другого есть любовник (любовница). Теперь не знают что делать: он предлагает оставить все как есть, она – развестись. Запрос консультанту сформулирован как «помогите нам договориться и остаться друзьями».
Продумайте стратегию (этапность) работы психолога с проблемой клиентов.
Ситуационная задача № 46.
Молодая женщина хочет развестись, но боится, что у нее не хватит денег, чтобы содержать двух детей. Муж, как она считает, ей помогать не будет. Однако дальше жить с ним она «не в состоянии».
Продумайте стратегию (этапность) работы психолога с проблемой клиентов.
Ситуационная задача № 47.
На консультации мужчина и женщина. Женаты полгода. У обоих повторный брак. От первого брака у нее мальчик пяти лет, у него две девочки пяти и семи лет. Причина обращения - плохие отношения между детьми: драки, ссоры.
Продумайте стратегию (этапность) работы психолога с проблемой клиентов.
Ситуационная задача № 48.
На приеме мать. Неожиданно обнаружила, что ее сын наркоман. Находится в состоянии растерянности и беспомощности. Не знает «что делать?» и «за что ей это?».
Продумайте стратегию (этапность) работы психолога с проблемой клиентов.
Ситуационная задача № 49.
Молодая женщина, воспитатель в детском саду. Формально замужем. Дочери одиннадцать лет. С супругом уже полгода находятся «в состоянии войны». Пришли к единодушному решению, что вместе они жить не будут, но муж из квартиры не уходит, мотивируя тем, что «он должен охранять дочь, поскольку мать проститутка».
Продумайте стратегию (этапность) работы психолога с проблемой клиентов.
Ситуационная задача № 50.
На консультации женщина. Второй раз замужем. От первого брака у нее дочь пятнадцати лет. Причина обращения – плохие отношения нового супруга с ее дочерью: «Я словно между двух огней».
Продумайте стратегию (этапность) работы психолога с проблемой клиентов.
Ситуационная задача №51
«Он совсем не интересуется мальчишескими делами, у него нет друзей среди мальчиков, он все время проводит с девочками, даже шьет с ними» (о мальчике 9 лет).
Объясните в доступной форме автору высказывания, о каких психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов (индивидуальные особенности; возрастные особенности; идеал человека; неполноценность; идентификация).
Ситуационная задача №52
«Она невозможный ребенок. Никого не слушается» (о девочке 6 лет).
Объясните в доступной форме автору высказывания, о каких психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов (акцентуация характера; темперамент; уровень умственного развития; гиперактивность).
Ситуационная задача №53
«Он крадет и раздает украденное в классе» (о мальчике 8 лет).
Объясните в доступной форме автору высказывания, о каких психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов (комплекс неполноценности; психологическая дистанция; инфантилизм; полевое поведение; структура детской группы; защитный механизм личности).
Ситуационная задача №54
«Он вообще не может говорить на уроке. Встает и мычит, еле слово выдавит из себя» (о мальчике 9 лет).
Объясните в доступной форме автору высказывания, о каких психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов (невротизм; аутизм; произвольность; уровень речевого развития; диалогическая речь).
Ситуационная задача №55
«Мне легче на двух работах отработать, чем с ним уроки делать» (о мальчике 10 лет).
Объясните в доступной форме автору высказывания, о каких психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов (позиция родителей; ответственность; Я-концепция; самоконтроль).
Ситуационная задача №56
«Он всегда все старается один делать, некомпанейский человек» (о мальчике 12 лет).
Объясните в доступной форме автору высказывания, о каких психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов (темперамент; аутизм; интраверт; невротизм; образ «Я»).
Ситуационная задача №57
«Он врет и не краснеет» (о мальчике 7 лет).
Объясните в доступной форме автору высказывания, о каких психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов (эмоциональное развитие; фантазия; Я-концепция; шизоидность; девиантность).
Ситуационная задача №58
«Он на нас вообще не обращает внимания» (о мальчике 6 лет).
Объясните в доступной форме автору высказывания, о каких психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов (инфантилизм; эгоцентрическая позиция; интеллектуальная незрелость; аутизм).
Ситуационная задача №59
«Противный такой! Все делает наоборот» (о мальчике 3 лет).
Объясните в доступной форме автору высказывания, о каких психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов (кризисное состояние; эмоциональное недоразвитие; интеллектуальное недоразвитие).
Ситуационная задача №60
«Я схожу с ума, когда вижу, как она пишет» (о девочке 7 лет).
Объясните в доступной форме автору высказывания, о каких психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов (функциональная незрелость; аграфия; действия восприятия; пространственное мышление; школьная адаптация).