Оперение. Назначение, требования, форма и геометрические характеристики.
Оперением называют аэродинамические поверхности, обеспечивающие устойчивость, управляемость и балансировку самолета в полете. Оперение самолета бывает горизонтальным и вертикальным.
Основные требования к оперению:
- • обеспечение высокой эффективности при минимальном лобовом сопротивлении и наименьшей массе конструкции;
- • возможно меньшее затенение оперения другими частями самолета — крылом, фюзеляжем, гондолами двигателей, а также одной части оперения другой;
- • отсутствие вибраций и колебаний типа флаттера и бафтинга (автоколебания, вызванные срывом турбулентных вихрей с впереди расположенных элементов крыла и фюзеляжа);
- • более позднее, чем на крыле, развитие волнового кризиса.
Размещение оперения на самолёте. Особенности Т-образного оперения
За крылом самолета образуется зона заторможенного потока, носящая название спутной струи.. В спутной струе значительно уменьшаются скорости, больших значений достигают углы скоса потока, зона насыщена вихрями.
Взаимное расположение горизонтального и вертикального оперений должно быть таким, чтобы в полете одна часть оперения возможно меньше затеняла другую. При полете самолета на больших углах атаки или со скольжением определенная часть вертикального оперения попадает в аэродинамическую тень горизонтального оперения. Самолет, у которого вертикальное оперение и особенно руль направления сильно затенены, обладает плохими штопорными характеристиками (затруднён выход из штопора).
Нагрузки на оперение.
Особенности конструкции оперения.
ФЮЗЕЛЯЖ Назначение и требования
Внешние формы и основные геометрические параметры ФЮЗЕЛЯЖА
Нагрузки фюзеляжа
Фюзеляжи ферменной конструктивно-силовой схемы
Фюзеляжи балочно-лонжеронной конструктивно-силовой схемы
Фюзеляжи балочно-стрингерной конструктивно-силовой схемы
Фюзеляжи балочно-обшивочной конструктивно-силовой схемы
Назначение, силовая работа и конструкция силовых элементов фюзеляжа
Конструкция фюзеляжа в зоне выреза. Передача перерезывающих сил
Конструкция фюзеляжа в зоне выреза. Передача изгибающих и крутящего моментов
Особенности конструкции герметичных отсеков
В конструкциях герметичных отсеков должна быть обеспечена надёжная герметизация по всем заклёпочным и болтовым швам. Герметизация швов обеспечивается прокладыванием между соединяемыми элементами специальных лент, пропитанных герметиком, промазыванием швов невысыхающей замазкой, покрытием швов жидким герметиком с последующей горячей сушкой. В местах стыка листов обшивки используются многорядные заклёпочные швы с малым шагом. С помощью специальных гермоузлов обеспечивается уплотнение выводов проводки управления, трубопроводов, электрожгутов и т. п. Особое внимание уделяется герметизации фонарей, люков, дверей, окон, что обеспечивается специальными уплотнительными устройствами в виде резиновых лент, жгутов, прокладок, надувных трубок.