ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ




Государственное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей Тульской области

«Областной центр детско-юношеского туризма»

«Экспозиционная деятельность

Музеев образовательных учреждений»

(методические рекомендации в помощь руководителям и активу музеев)

Подготовила: Егорова Л.А., методист краеведческого отдела.

 

Тула 2000 г.

МУЗЕЙНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

В современном понимании музей - культурно-просветительное и научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, учет, изучение и популяризацию памятников истории и объектов природы. Музей образовательного учреждения - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории или природы родного края. Он, как и государственный, выполняет социальные функции документирования и образовательно-воспитательные. Для их осуществления он должен проводить комплектование, хранение и учет, изучение и использование памятников в учебной и внеклассной работе.

ЭКСПОЗИЦИЯ - это размещение в музейных и выставочных залах или на
открытом воздухе по определенной системе памятников истории, художественных произведений и различных вспомогательных материалов. Она представляет собой, во-первых, результат научной разработки темы, а во-вторых - специфическое произведение, в котором средствами архитектуры и пластических искусств создается образное представление. Экспозиция служит основой для реализации образовательно-воспитательной функции музея и выступает как база для массовой научно-просветительной работы.

ПРЕДМЕТ МУЗЕЙНОГО ЗНАЧЕНИЯ - МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ - ЭКСПОНАТ. Это понятия одного порядка, но имеют разное содержание. Памятники, выявленные в процессе комплектования, представляющие интерес для музея и могущие войти в его собрание, но находящиеся в своей среде бытования, функционирующие в жизни или хранящиеся у владельцев, называются ПРЕДМЕТАМИ МУЗЕЙНОГО ЗНАЧЕНИЯ.

МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ - это памятник, изъятый из среды бытования и включенный в состав музейного собрания после его научной обработки.

ЭКСПОНАТ - это музейный предмет, выставленный для обозрения. Он является структурной единицей экспозиции.

Ошибкой руководителей музеев образования нередко является то обстоятельство, что они всякий предмет, имеющий отношение к музею, называют экспонатом. Отсюда непонимание необходимости его учета и изучения, создания соответствующих условий хранения.

ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ - совокупность подлинных музейных предметов, их воспроизведений, моделей, научно-вспомогательных материалов, включенных в музейную экспозицию.

ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС - структурная единица тематической экспозиции: группа предметов, объединенных по содержанию и создающих единый композиционный образ. Может быть этнографический комплекс, типологический, мемориальный и другие.

ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПОЯС - область стены экспозиционного помещения или вертикальной поверхности стенда, щита, вертикальной витрины. В его пределах располагаются экспонаты небольшого формата или объема, которые необходимо рассматривать с близкого расстояния. Нижняя граница экспозиционного пояса проходит в 70-80 см от пола, а верхняя на высоте 220-250 от пола. В нем различают три уровня: на уровне глаз, где располагаются наиболее мелкие экспонаты и тексты; ниже и выше уровня
глаз, помещаются более крупные изображения. Отдельные крупные экспонаты располагают и за пределами экспозиционного пояса (картины - вверху, орудия труда - внизу и т.д.).

РАЗДЕЛ ЭКСПОЗИЦИИ - структурное членение экспозиционной темы. В исторических музеях соответствует хронологическому периоду.

ЭКСПОНАТ ВЕДУЩИЙ - музейный предмет в экспозиции, несущий наиболее полную смысловую и образную нагрузку, используется для создания акцента в экспозиции. В экспозиционном комплексе композиционно выделяется среди других предметов.

ЭТИКЕТКА - текст в экспозиции, представляющий собой аннотацию к отдельному экспонату: его название, внешние и выходные данные, дополнительные сведения, соответствующие профилю музея.

ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ - вспомогательные конструкции и приспособления: витрины, турникеты, подставки: сборно-разборные перегородки, подиумы, стенды, каркасные системы, подвесные конструкции или с креплением к стене; указатели и таблицедержатели; мебель для отдыха.

НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - карты, схемы, таблицы, планы, графики, диаграммы и другие материалы, которые дополняют выставочные экспонаты, помогают раскрывать их содержание, но сами не являются музейными предметами.

"СКРЫТЫЙ ПЛАН" - часть экспозиционных материалов, скрытая в турникетах, кассетных стендах и т.д., позволяет более полно использовать музейное собрание, не перегружая экспозиционную площадь.

ДИОРАМА - экспозиционный комплекс, сочетающий произведение живописи (картина на внутренней части полукруглого подрамника) с объемным передним планом (с размещением подлинников или воспроизведений). Создается для усиления эмоционального воздействия при изображении особо значимых событий, природного ландшафта, производственных комплексов ит.д. В диораме используются аудиовизуальные средства и динамические элементы.

МАКЕТ - объемная модель, воспроизводящая внешний вид объекта и выполненная в условном масштабе. В музейном собрании обычно входит в состав научно-вспомогательного фонда.

МОДЕЛЬ - имеет два значения: 1 - предмет, который используется в качестве модели в науке и технике; 2 - предмет, специально создаваемый в музее для демонстрации его. Модель создается в условном масштабе и является, как правило, действующей.

МУЛЯЖ - объемное воспроизведение внешнего вида музейного предмета, точно передающего его форму, размер и цвет. Выполняется по специальному заказу художественными мастерскими.

ПОДИУМ – платформа (подставка, возвышение), на которой устанавливается экспонат. Имеет различную объемную конфигурацию прямоугольную, круглую, овальную, в виде пирамиды со ступеньками и т.д.

РАРИТЕТ - редкий, уникальный предмет.

РЕЛИКВИЯ - музейный предмет, особо чтимый как память об исторически значимом событии или выдающемся человеке.

ТЕКСТЫВ ЭКСПОЗИЦИИ, представляющие собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей, то есть тех надписей, которые не являются экспонатами, а выступают в служебной функции. По своему содержанию тексты разрабатываются в ходе проектирования экспозиции. Они должны быть ясными, однозначными, по возможности, лаконичными и доступными для всех учащихся - посетителей музея. Шрифт, цвет, размер, расположение текста определяются в ходе художественного проектирования. Тексты должны быть согласованы стилистически между собой и другими экспозиционными материалами. Важно не перегружать экспозицию текстами, так как они лишь объясняют экспонаты, темы, разделы. Ведущий текст в экспозиции аналогичен эпиграфу к литературному произведению. В качестве ведущего текста используются цитаты из документов, выдающихся литературных и научных произведений. Заглавный текст является заголовком к разделу экспозиции, теме, подтеме или комплексу. Он помогает посетителю ориентироваться в экспозиции, выявляя ее тематическую структуру. Объяснительный текст (аннотации) представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу или отдельному экспонату. Он содержит информацию, которая не передается через восприятие экспозиционного оборудования или через непосредственное восприятие экспоната.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Экспозиция – это индивидуальное лицо музея, выделяющее его в ряду профильных музейных объектов. Мы не найдем двух музеев с одинаковыми экспозициями.

Экспозицию необходимо рассматривать и как одну из основных форм реализации музеем образовательно- воспитательной функции.

Экспозиции различают по форме представления и принципам структурной организации экспонируемого материала. К первым относятся стационарная и временная экспозиции. Среди временных экспозиций наиболее распространены выставки, которые тоже могут быть как стационарными, так и передвижными. Иногда с целью проверки экспозиционных идей и концепций создают пробные и экспериментальные экспозиции.

По принципам структурной организации экспонируемого материала экспозиции принято подразделять на тематические, систематические, монографические и ансамблевые.

Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы различных типов(вещевые изобразительные, документальные, копии, макеты, модели, муляжи и т.д.), раскрывающие какую – нибудь тему или проблему и образующие экспозиционный комплекс.

Систематическая экспозиция создается на основе однородных музейных предметов, представляющих экспозиционный ряд в соответствии с систематикой конкретной дисциплины, например, «национальный костюм», «нумизматика», «фарфор» и т.п.

Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию. Чаще всего такие экспозиции создаются в монографических музеях: истории школы, истории села, музей хлеба, музей стекла и т. д. Однако нередко и в тематических экспозициях, особенно краеведческих музеев, создаются монографические экспозиционные комплексы, как, впрочем, и разделы, построенные по систематическому принципу.

Ансамблевая экспозиция предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, партизанская землянка и т. д.

Выбор той или иной формы экспозиции, принципов систематизации экспозиционных материалов зависят от концепции музея, от состава фондов, от творческой фантазии коллектива музея.

Специфика музейной экспозиции заключается в том, что отражение в ней того или иного события, природного или социального явления осуществляется с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

Активу образовательного музея трудно рассчитывать на помощь профессиональных музейных экспозиционеров, поэтому чаще всего приходиться полагаться на собственные силы. Каждому музею ОУ приходиться искать собственное экспозиционное решение в зависимости от своих представлений, каким должен быть их музей. Сложнейшие на первый взгляд задачи можно осуществить, если за это берется увлеченный коллектив единомышленников. При этом, конечно, важно знать и применять основные приемы музейно-экспозиционного проектирования.

В первую очередь активу музея целесообразно разработать концепцию будущей экспозиции, т. е. сформулировать цели и задачи ее создания и использования, определить и объяснить тематику будущей экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов, дать общую характеристику представляемых материалов из фондов музея и привлекаемых вспомогательных материалов, изложить основные принципы архитектурно-художественного решения с учетом имеющихся экспозиционных площадей. Предполагаемого экспозиционного оборудования и доступных оформительских материалов, предусмотреть возможность использования аудиовизуальных и технических средств, вплоть до освещения и т.п.

 

Чтобы создать экспозицию, соответствующую современным требованиям, нужно правильно организовать ее подготовку, ясно представить себе, какие виды работ и в какой последовательности следует выполнять.

 

Разработка ТЕМЫ- определение основных задач экспозиции, стержневых ведущих тем, опорных экспонатов.

Тематический план можно сделать по такой форме:

Тема Имеющиеся экспонаты Какие экспонаты необходимы дополнительно
     

 

В указанных графах записываются по прядку темы, для каждой из них
указывается, имеющиеся экспонаты и выясняется, что надо еще собирать.
Составление такого списка помогает уяснить достаточность фондов для
построения экспозиции, наметить задачи дополнительного сбора.

Как видим, первым условием создания экспозиции является обоснование ее темы. Затем эту тему следует тщательно и всесторонне изучить.

Желательно по ряду вопросов, особенно важных для экспозиции, предварительно ознакомиться с первоисточниками, находящимися в государственных музеях и архивах, чтобы не дублировать их, а расширять и углублять темы на материалах местной истории. При этом в государственных хранилищах следует просить не сами документы или вещи, а сведения
по интересующей теме для углубления знаний и расширения поиска

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка тематико-экспозиционного плана. Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Такой план может разрабатываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному залу или тематическому комплексу отдельно.

На титульном листе тематико-экспозиционного плана указывают название музея, номер или название зала и его экспозиционная площадь, название или перечень тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки, руководителя и список лиц, отвечающих за реализацию данного тематико-экспозиционного плана..

Сам тематико-экспозиционный план выполняется на специально разграфленных листах такого формата, который позволяет достаточно свободно вписать необходимую информацию.

 

Примерная схема тематико-экспозиционного плана

(раздел ««Наша школа в годы Вели­кой Отечественной войны»)

 

№ п/п Наименование разделов Ведущие тексты Музейные предметы Научно-вспомагательные материалы Тексты этикетажа
           

 

В первой графе проставляются индексы (порядковые номера) экспозиционных комплексов, разделов, тем, подтем. Например, номер первого раздела обозначается цифрой 1. Если этот раздел включает несколько тем, то они последовательно будут обозначаться: 1.1; 1.2; 1.3: и т. д. В тех случаях, когда внутри темы планируется создать несколько экспозиционных подтем, то они, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1., 1.2.1., 1.2.2.,1.2.3. и т. д.

Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем в сочетании с индексами могут выглядеть в ТЭП следующим образом:

3. Великая Отечественная война

3.1. Армия защищает город

3.1.1. 36-й артиллерийский полк

3.1.2.Отдельный стрелковый батальон

3.1.3. Танкисты – родимцевцы

3.2. Народное ополчение

3.2.1. Инициаторы создания народного ополчения

3.2.2. Рабочая бригада металлического завода

3.2.3. Интеллигенция защищает город

3.3. Городское подполье

3.3.1. Руководители подполья

3.3.2. Наши «молодогвардейцы»

3.3.3. Юные разведчики

3.3.4. В застенках гестапо

В третьей графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть достаточно лаконичны и не перегружать экспозицию, ведь главную смысловую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы.

В следующей графе дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номерами шрифтов по Инвентарной книге основного фонда музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включать в раздел все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффективно позволят раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспонатурой экспозиции выглядят весьма неэстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Целесообразно также учитывать и физическое состояние музейных предметов и планировать к экспонированию только те, на сохранность которых экспозиционное использование не повлияет отрицательно. Важно иметь в виду и некую масштабную соразмерность экспонатов, дабы крупные предметы не влияли на восприятие более мелких, чтобы посетитель мог достаточно хорошо расмотреть любой экспонат на стенде или в витрине.

В пятую графу включаются наименования научно-вспомогательных материалов с указанием места их нахождения или способа их изготовления. Необходимо указывать и размеры научно-вспомогательных материалов, что дает представление о заполнении экспозиционной площади.

В последней графе даются тексты этикетажа каждому экспонату. Еще лучше, если в этой графе будут представлены и более широкие тексты, показывающие взаимосвязи между экспонатами и их назначение в раскрытии данной темы. Таким образом можно получить своеобразную канву будущей обзорной экскурсии.

Конечно, создание ТЭП – работа кропотливая и трудоемкая, однако она позволяет детально разработать и представить научную и идеологическую суть предлагаемого экспозиционного решения.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ

 

Основой экспозиции является музейный предмет, а ее структурной единицей служит тематико-экспозиционный план. Не отдельные экспонаты, различные по содержанию и тематике, не сплошные ряды однотипных материалов, а именно комплекс вещевых, документальных и иных памятников, объединенных между собой тематически, является основным звеном экспозиции. При этом одну тему в зависимости от ее сложности может раскрыть один или несколько экспозиционных комплексов.

Для музеев образовательных учреждений к числу основных принципов создания экспозиции относятся ее направленность на детскую и молодежную аудиторию, соответствие содержания экспозиции программам обучения и воспитания, профиль музея, определяемый педагогической целесообразностью, также диктует тематическую направленность экспозиции. Важно, чтобы она отражала историю учреждения образования, родного края, деятельность земляков, героев войны и труда и т.д.

Одним из важных является принцип тематического подбора экспозиционных материалов.

Во-первых, это включение в экспозицию тех музейных предметов, которые связаны с определенными явлениями и характеризует их существенные стороны.

Во-вторых - использование других экспозиционных материалов научно - вспомогательного характера для всестороннего отражения сущности явления.

В-третьих - размещение тематически связанных экспозиционных материалов (основных и вспомогательных).

Предметность и наглядность экспозиции, эмоциональность ее восприятия способствует привлечению внимания посетителей к отдельным предметам, а через них - стремление познать событие. Достичь этого можно с помощью различных методических приемов. К их числу относится выделение ведущих экспонатов, которые являются опорными в каждом экспозиционном комплексе и ведущих экспозиционных комплексов (акцентных) во всей экспозиции. Следует учитывать и свойства самих предметов, их различную способность привлекать внимание. К примеру, объемные экспонаты привлекают больше внимания, чем плоскостные; многоцветные - больше, чем однотонные; раритеты - больше, чем типовые и т.д.

Внимание учащихся ослабевает при осмотре однообразных экспонатов.
При этом важно учитывать и психологическую сторону восприятия. Вначале нужно привлечь внимание детей. Для этого вводный комплекс должен быть интересным, захватывающим, побуждающим интерес к осмотру экспозиции. Через 15-20 минут, когда внимание, детей притупляется, они должны подойти к объекту или комплексу необычному, вызывающему новый интерес. Здесь-то и нужны наиболее аттрактивные экспонаты, уникальные предметы, действующие модели, демонстрация слайдов, прослушивание фонозаписей и т.д. Такое обострение внимания нужно вызвать через 10-15 минут, учитывая, что осмотр экспозиции (или экскурсия) продолжается не более 45 минут. Заключительный итоговый комплекс должен завершить всю тему так, чтобы у детей возникло желание посетить экспозицию еще несколько раз, включиться в новый поиск.

Для осуществления принципа логической связи всех разделов экспозиции нужен четкий маршрут, ясные и краткие заголовки и ведущие тексты,

 

ОТБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЭКСПОЗИЦИИ

Отбор экспозиционных материалов - это определение состава экспонатов в будущей экспозиции с целью наиболее полного раскрытия темы. Отбор осуществляется на всем протяжении процесса проектирования экспозиции, а окончательный состав экспонатов фиксируется в ТЭП. Планомерное собирание материалов (комплектование) дает возможность отбора не разрозненных и фрагментарных предметов, а органически связанного экспозиционного комплекса, отражающего конкретную часть всей экспозиционной темы. Отбору предшествует изучение предметов, определение их подлинности и достоверности, авторства, функциональной принадлежности и т.д.

Важно определить типичность музейного предмета, то есть его соответствие, сущности данного явления. Это становится более актуальным при отражении в экспозиции близких по времени и нашим дням событий, когда каждый окружающий нас предмет потенциально может быть помещен в экспозицию. Чтобы не утонуть в их массе и правильно выбрать существенно- необходимое, нужно определить типичность того или иного источника. Следует, однако, различать редко встречающиеся, но типичные предметы, от единичных и случайных. При этом всегда нужно помнить о соответствии данной вещи конкретному времени и определенному месту действия.

Необходимо также учитывать внешнюю выразительность предмета. С одной стороны, он должен обладать свойствами аттрактивности и эмоционального воздействия, иметь хорошую сохранность, четкое изображение и разборчивый текст (если это письменный документ). С другой - в нем должны быть ясно выражены черты как достоверного первоисточника (наличие
дат, печатей, подписей, клейма). Нельзя допускать имеющее место в музеях образования закрашивание касок и оружия, найденных на поле боя, выпрямление вмятин, штопанее простреленных знамен и другую подобную "реставрацию". На предмете должны быть сохранены следы внешнего на него воздействия в среде бытования. Очищая предмет от бытовой грязи и пыли, нельзя портить его основу, нанесенную эмаль, орнаменты. Нельзя прорисовывать утраченные изображения, припаивать отломанные части, заклеивать отверстия и т.д. При наличии какого-либо фрагмента предмета, рукописи, изображения можно поместить его на планшет и прорисовать контуры на чистом фоне недостающие части.

Отбор музейных предметов тесно связан с их группировкой. Группировать можно различными приемами в зависимости от поставленной задачи. Например, показ родственных связей между явлениями, отражение каких-либо событий, сравнение предметов, их сопоставление (по технике изготовления, принадлежности, материалу изготовления и т.д.). Одним из видов сопоставления является метод контрастного показа. Так, в музеях образования можно встретить тематические комплексы "Наш край прежде и теперь", "Прошлое и настоящее села" и другие.

Группировка материалов может происходить и по систематическому принципу. Систематическая коллекция камней и минералов, помещенная в экспозицию, дает возможность получить наглядное представление об их значении для развития края, понять родство между минералами, их естественную группировку и т.д.

Возможна группировка и по принципу соединения различных предметов в логические группы так, как они находились в жизни, в присущей им среде бытования. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами; биогруппа с растительным и животным миром в определенных климатических условиях и т.д. Подобные группировки в музейной практике называют "жизненными комплексами".

В экспозиции используют различные методы группировки, сочетая их в зависимости от поставленных задач.

ПОДГОТОВКА ПОМЕЩЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ

Подготовка помещения для музея не такой уж простой вопрос, как это кажется на первый взгляд. Прежде всего, необходимо помещение для экспозиции и специальная комната для хранения фондов. Желательно также иметь мастерскую (с набором красок, канцелярских предметов, инструментов, материалов).

При выборе экспозиционной площади необходимо руководствоваться следующими принципами:

- комната или зал должны располагаться в теневой стороне здания, чтобы солнечные лучи не попадали в помещение;

- в помещении должна быть постоянная комнатная температура без каких-либо резких колебаний;

- необходимо обеспечить противопожарные условия;

- для предотвращения запыления экспонатов необходимо помещать их в герметические витрины, регулярно проводить влажную уборку в помещении. Нельзя проводить ремонт, покраску, столярные и другие работы в зале действующей экспозиции;

- необходимо соблюдать правила по предотвращению распространения
бытовых насекомых.

Оборудование (музейная мебель) должно соответствовать помещению экспозиции по габаритам и окраске. Для музеев образования можно рекомендовать горизонтальные и вертикальные витрины, закрепленные у стены. Могут быть отдельно стоящие или укрепленные на кронштейнах витрины, располагающиеся вдоль стены. Экспозиционные комплексы, размещенные в них, должны четко разделяться пространственно или композиционно. Витрина должна располагаться на такой высоте, чтобы учащиеся могли свободно рассматривать помещенные там экспонаты и читать надписи. Пространство под витринами может быть закрыто фанерой и использоваться для хранения вспомогательных материалов. Могут быть переносные витрины, укрепленные на ножках или установленные на столах. Если витрина предназначена для двустороннего осмотра, то ее верхняя застекленная часть должна быть двускатной. Крупные вещи располагаются в ней ближе к центру, мелкие - ближе к зрителю. Могут применяться и вертикальные витрины - шкафы. В них все мелкие экспонаты располагаются, на уровне глаз, а
выше и ниже - крупные вещи (обувь - внизу, головные уборы - вверху и
т.д.) такие витрины не должны занимать основное пространство и заслонять собою другие экспозиционные комплексы.

В простенках между окнами монтируют турникеты. В них, а также на
стендах или щитах располагается плоскостной материал. Отдельные объемные предметы крепятся к стендам, подвешиваются на кронштейнах, ставятся на подставки в застекленных колпаках. Стенды должны быть объемными (и не громоздкими), чтобы по мере необходимости можно было легко их демонстрировать или заменить экспонаты.

Одним из основных правил является размещение предметов на площади или пространстве экспозиционного пояса. Крупные экспонаты, фотографии, рисунки, схемы располагаются выше (или ниже) уровня глаз, а мелкие – на уровне глаз. В витринах крупные вещи располагаются в глубине, а мелкие (или с мелким шрифтом) – на переднем плане. В государственных музеях общепринятой нормой считается размещение 7-8 экспонатов на одном квадратном метре. Характерное стремление музеев образования поместить в экспозицию все имеющиеся материалы приводит к ее перенасыщению и ослаблению эмоционального воздействия. Нужно помнить, что множество предметов, документов, фотографий (иногда размещенных в несколько рядов) принижает значение каждого.

Стенды можно обтягивать однотонной бумагой, серым полотном, закрашивать матовой краской. Масляная краска, эмаль, лак создает глянцевую поверхность, на которой возникают блики, что, раздражает зрение. Фон стенда, стены, щита должен быть мягким, ненавязчивым, выдержан в спокойных тонах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: