4.1. Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе освоения программы практики
Перечень компетенций и их структура в виде знаний, умений и навыков содержатся в разделе 2 рабочей программы практики.
4.2. Показатели и критерии оценивания компетенций
ПК-1: способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
Уровни освоения компетенции представлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровни освоения компетенции ПК–1
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
«плохо» | «неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «очень хорошо» | «отлично» | «превосходно» | |
Знать ключевые экономические и социально-экономические показатели, относящиеся к соответствующей сфере деятельности хозяйствующих субъектов, их экономический смысл и принципы расчета | отсутствие знаний о ключевых социально-экономических показателях, относящихся к сфере деятельности хозяйствующих субъектов, их экономическом смысле и принципах расчета | наличие грубых ошибок в знаниях о ключевых социально-экономических показателях, относящихся к сфере деятельности хозяйствующих субъектов, их экономическом смысле и принципах расчета | знание о ключевых социально-экономических показателях, относящихся к сфере деятельности хозяйствующих субъектов, их экономическом смысле и принципах расчета с негрубыми ошибками | знание о ключевых социально-экономических показателях, относящихся к сфере деятельности хозяйствующих субъектов, их экономическом смысле и принципах расчета с рядом заметных погрешностей | знание о ключевых социально-экономических показателях, относящихся к сфере деятельности хозяйствующих субъектов, их экономическом смысле и принципах расчета с незначительными погрешностями | знание о ключевых социально-экономических показателях, относящихся к сфере деятельности хозяйствующих субъектов, их экономическом смысле и принципах расчета без ошибок и погрешностей | углубленное знание о ключевых социально-экономических показателях, относящихся к сфере деятельности хозяйствующих субъектов, их экономическом смысле и принципах расчета без ошибок и погрешностей |
Уметь определять состав и структуру; выбирать информационные ресурсы для сбора данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; интерпретировать исходные данные | отсутствует способность определять состав и структуру; выбирать информационные ресурсы для сбора данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; интерпретировать исходные данные | наличие грубых ошибок при определении состава и структуры; выборе информационных ресурсов для сбора данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; интерпретировании исходных данных | способность определять состав и структуру; выбирать информационные ресурсы для сбора данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; интерпретировать исходные данные проявляется не устойчиво и систематически, а фрагментарно | Способность определять состав и структуру; выбирать информационные ресурсы для сбора данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; интерпретировать исходные данные проявляется недостаточно регулярно | способность определять состав и структуру; выбирать информационные ресурсы для сбора данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; интерпретировать исходные данные проявляется регулярно | Способность определять состав и структуру; выбирать информационные ресурсы для сбора данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; интерпретировать исходные данные проявляется стабильно, с положительной тенденцией | способность определять состав и структуру; выбирать информационные ресурсы для сбора данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; интерпретировать исходные данные проявляется стабильно, с положительной тенденцией, с применением дополнительно изученных методик |
Владеть Навыками поиска и систематизации исходных данных для экономических расчетов; использования возможностей отечественных и зарубежных информационных ресурсов; предварительного анализа достоверности первичной информации и ее накопления в виде массивов данных, удобных для расчета экономических и социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов | полное отсутствие навыков, предусмотренных компетенцией | отсутствие ряда важнейших навыков, предусмотренных данной компетенцией | наличие минимально необходимого множества навыков | наличие большинства основных навыков, продемонстрированное в стандартных учебных заданиях | наличие всех основных навыков, продемонстрированных в стандартных учебных заданиях | наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных учебных заданиях | наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных и нестандартных учебных заданиях |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0 – 20 % | 20 – 50 % | 50 – 70 % | 70-80 % | 80 – 90 % | 90 – 99 % | 100% |
ПК-2: способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.
Таблица 3
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
«плохо» | «неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «очень хорошо» | «отлично» | «превосходно» | |
Знать типовые методики определения экономических и социально-экономических показателей, относящихся к соответствующей сфере деятельности хозяйствующих субъектов; основы нормативно-правовой базы, определяющей функционирование субъектов экономической деятельности | отсутствие знаний материала | наличие грубых ошибок в основном материале | знание основного материала с рядом негрубых ошибок | знание основного материалом с рядом заметных погрешностей | знание основного материала с незначительными погрешностями | знание основного материала без ошибок и погрешностей | знание основного и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей |
Уметь рассчитывать совокупность существенных экономических и социально-экономических показателей, относящихся к исследуемой сфере деятельности хозяйствующих субъектов; проводить оценку их динамики во взаимной связи друг с другом; интерпретировать экономический смысл результатов расчетов | отсутствует способность решения стандартных задач | наличие грубых ошибок при решении стандартных задач | способность решения основных стандартных задач с негрубыми ошибками | способность решения всех стандартных задач с незначительными погрешностями | способность решения всех стандартных задач без ошибок и погрешностей | Способность решения стандартных и некоторых нестандартных задач | способность решения стандартных задач и широкого круга нестандартных задач |
Владеть навыками применения типовых методик расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих соответствующую сферу деятельности хозяйствующих субъектов; диагностики экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов на основе расчета соответствующих показателей; оценки социально-экономического эффекта функционирования субъектов экономической деятельности на основе результатов расчетов соответствующих показателей и индикаторов | полное отсутствие навыков, предусмотренных компетенцией | отсутствие ряда важнейших навыков, предусмотренных данной компетенцией | наличие минимально необходимого множества навыков | наличие большинства основных навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | наличие всех основных навыков, продемонстрированных в стандартных ситуациях | наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | Наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных и нестандартных ситуациях |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0 – 20 % | 20 – 50 % | 50 – 70 % | 70-80 % | 80 – 90 % | 90 – 99 % | 100% |
ПК-3: способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами.
Таблица 4
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
«плохо» | «неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «очень хорошо» | «отлично» | «превосходно» | |
Знать систему ключевых показателей экономической деятельности рассматриваемого хозяйствующего субъекта и их взаимосвязь; алгоритм и составные части процедуры планирования экономического развития хозяйствующего субъекта с учетом специфики его деятельности | отсутствие знаний материала | наличие грубых ошибок в основном материале | знание основного материала с рядом негрубых ошибок | знание основного материалом с рядом заметных погрешностей | знание основного материала с незначительными погрешностями | знание основного материала без ошибок и погрешностей | знание основного и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей |
Уметь определить и обосновать целевые установки экономической деятельности хозяйствующего субъекта в планируемом периоде времени, оперативно-тактические задачи (пути достижения поставленных целей) и способы их решения; представлять результаты планирования в стандартизированной форме, отражающей динамику ключевых показателей экономического развития хозяйствующего субъекта | отсутствует способность решения стандартных задач | наличие грубых ошибок при решении стандартных задач | способность решения основных стандартных задач с негрубыми ошибками | способность решения всех стандартных задач с незначительными погрешностями | способность решения всех стандартных задач без ошибок и погрешностей | Способность решения стандартных и некоторых нестандартных задач | способность решения стандартных задач и широкого круга нестандартных задач |
Владеть навыками формирования массивов исходных данных для составления экономических разделов планов развития субъектов экономической деятельности; реализации отдельных составных частей процедуры планирования экономического развития субъекта экономической деятельности; экономического анализа составленного плана с целью определения его эффективности | полное отсутствие навыков, предусмотренных компетенцией | отсутствие ряда важнейших навыков, предусмотренных данной компетенцией | наличие минимально необходимого множества навыков | наличие большинства основных навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | наличие всех основных навыков, продемонстрированных в стандартных ситуациях | наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | Наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных и нестандартных ситуациях |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0 – 20 % | 20 – 50 % | 50 – 70 % | 70-80 % | 80 – 90 % | 90 – 99 % | 100% |
ПК-4: способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
Таблица 5
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
«плохо» | «неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «очень хорошо» | «отлично» | «превосходно» | |
Знать принципы построения и критерии оценки значимости стандартных теоретических (включая эконометрические) моделей экономических процессов и явлений | отсутствие знаний материала | наличие грубых ошибок в основном материале | знание основного материала с рядом негрубых ошибок | знание основного материалом с рядом заметных погрешностей | знание основного материала с незначительными погрешностями | знание основного материала без ошибок и погрешностей | знание основного и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей |
Уметь выявлять зависимость, подлежащую исследованию, и формализовывать ее к виду, удобному для моделирования; выбирать набор экзогенных переменных при моделировании экономических процессов и явлений; выбирать программные средства для моделирования экономических процессов и явлений, организованные на базе электронных таблиц MsExcel с надстройками «Пакет анализа» и «Макросы» | отсутствует способность решения стандартных задач | наличие грубых ошибок при решении стандартных задач | способность решения основных стандартных задач с негрубыми ошибками | способность решения всех стандартных задач с незначительными погрешностями | способность решения всех стандартных задач без ошибок и погрешностей | Способность решения стандартных и некоторых нестандартных задач | способность решения стандартных задач и широкого круга нестандартных задач |
Владеть навыками формирования массивов данных и их подготовки для построения теоретических (включая эконометрические) моделей экономических процессов и явлений; использования современных вычислительных средств при моделировании экономических процессов и явлений; интерпретации результатов моделирования экономических процессов и явлений | полное отсутствие навыков, предусмотренных компетенцией | отсутствие ряда важнейших навыков, предусмотренных данной компетенцией | наличие минимально необходимого множества навыков | наличие большинства основных навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | наличие всех основных навыков, продемонстрированных в стандартных ситуациях | наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | Наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных и нестандартных ситуациях |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0 – 20 % | 20 – 50 % | 50 – 70 % | 70-80 % | 80 – 90 % | 90 – 99 % | 100% |
ПК-5: способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
Таблица 6
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
«плохо» | «неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «очень хорошо» | «отлично» | «превосходно» | |
Знать виды, структуру и особенности финансовой отчетности организаций производственной сферы, банковского сектора, страховых и инвестиционных компаний; основные подходы финансового анализа, принципы расчета аналитических показателей | отсутствие знаний материала | наличие грубых ошибок в основном материале | знание основного материала с рядом негрубых ошибок | знание основного материалом с рядом заметных погрешностей | знание основного материала с незначительными погрешностями | знание основного материала без ошибок и погрешностей | знание основного и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей |
Уметь анализировать структуру и динамику основных составляющих активов и пассивов, доходов и расходов, притоков и оттоков денежных средств организации; рассчитывать аналитические коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности и интерпретировать полученные результаты; разрабатывать управленческие решения, направленные на оптимизацию состояния финансов и результатов финансово-хозяйственной деятельности организации | отсутствует способность решения стандартных задач | наличие грубых ошибок при решении стандартных задач | способность решения основных стандартных задач с негрубыми ошибками | способность решения всех стандартных задач с незначительными погрешностями | способность решения всех стандартных задач без ошибок и погрешностей | Способность решения стандартных и некоторых нестандартных задач | способность решения стандартных задач и широкого круга нестандартных задач |
Владеть навыками подготовки управленческих решений, касающихся отдельных составляющих активов и пассивов организации и ее финансовых результатов, на основе анализа финансовой отчетности; навыками проведения углубленного анализа финансовых отчетов; планирования финансово-хозяйственной деятельности, состояния финансов и финансовых показателей организации на основе текущей финансовой отчетности | полное отсутствие навыков, предусмотренных компетенцией | отсутствие ряда важнейших навыков, предусмотренных данной компетенцией | наличие минимально необходимого множества навыков | наличие большинства основных навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | наличие всех основных навыков, продемонстрированных в стандартных ситуациях | наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | Наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных и нестандартных ситуациях |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0 – 20 % | 20 – 50 % | 50 – 70 % | 70-80 % | 80 – 90 % | 90 – 99 % | 100% |
ПК-6: способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
Таблица 7
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
«плохо» | «неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «очень хорошо» | «отлично» | «превосходно» | |
Знать ключевые показатели отечественной и международной экономической статистики, их взаимосвязи и экономический смысл; наиболее распространенные методы анализа временных рядов экономических переменных | отсутствие знаний материала | наличие грубых ошибок в основном материале | знание основного материала с рядом негрубых ошибок | знание основного материалом с рядом заметных погрешностей | знание основного материала с незначительными погрешностями | знание основного материала без ошибок и погрешностей | знание основного и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей |
Уметь подготовить совокупность значимых для решения поставленной задачи исходных данных в формате, удобном для проведения анализа; интерпретировать экономический смысл выводов анализа эмпирических данных и прогнозировать последствия выявленных тенденций изменения социально-экономических показателей; обосновывать предлагаемые экономические решения с точки зрения анализа данных отечественной и международной экономической статистики | отсутствует способность решения стандартных задач | наличие грубых ошибок при решении стандартных задач | способность решения основных стандартных задач с негрубыми ошибками | способность решения всех стандартных задач с незначительными погрешностями | способность решения всех стандартных задач без ошибок и погрешностей | Способность решения стандартных и некоторых нестандартных задач | способность решения стандартных задач и широкого круга нестандартных задач |
Владеть навыками идентификации закономерностей изменения социально-экономических переменных путем анализа показателей экономической статистики; диагностики социально-экономических процессов и явлений на основе анализа данных экономической статистики; опытной проверки экономической гипотезы на основе анализа эмпирических данных | полное отсутствие навыков, предусмотренных компетенцией | отсутствие ряда важнейших навыков, предусмотренных данной компетенцией | наличие минимально необходимого множества навыков | наличие большинства основных навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | наличие всех основных навыков, продемонстрированных в стандартных ситуациях | наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | Наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных и нестандартных ситуациях |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0 – 20 % | 20 – 50 % | 50 – 70 % | 70-80 % | 80 – 90 % | 90 – 99 % | 100% |
ПК-7: способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.
Таблица 8
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
«плохо» | «неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «очень хорошо» | «отлично» | «превосходно» | |
Знать основные отечественные и зарубежные источники экономической информации и методы работы с ними; методы и подходы, применяемые для обработки массивов информации, их динамического и статистического анализа | отсутствие знаний материала | наличие грубых ошибок в основном материале | знание основного материала с рядом негрубых ошибок | знание основного материалом с рядом заметных погрешностей | знание основного материала с незначительными погрешностями | знание основного материала без ошибок и погрешностей | знание основного и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей |
Уметь определять структуру и содержание информации, необходимой для достижения поставленных целей; осуществлять поиск существенной для решения поставленных задач информации, ее накопление и систематизацию; выполнять анализ временных рядов, выявлять их тренды, сезонные составляющие и статистические связи экономических переменных | отсутствует способность решения стандартных задач | наличие грубых ошибок при решении стандартных задач | способность решения основных стандартных задач с негрубыми ошибками | способность решения всех стандартных задач с незначительными погрешностями | способность решения всех стандартных задач без ошибок и погрешностей | Способность решения стандартных и некоторых нестандартных задач | способность решения стандартных задач и широкого круга нестандартных задач |
Владеть навыками подготовки обзоров релевантной информации, относящейся к выбранной области; представления информации в табличной и графической форме; применения подходов экономического анализа подготовленной информации | полное отсутствие навыков, предусмотренных компетенцией | отсутствие ряда важнейших навыков, предусмотренных данной компетенцией | наличие минимально необходимого множества навыков | наличие большинства основных навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | наличие всех основных навыков, продемонстрированных в стандартных ситуациях | наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | Наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных и нестандартных ситуациях |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0 – 20 % | 20 – 50 % | 50 – 70 % | 70-80 % | 80 – 90 % | 90 – 99 % | 100% |
ПК-8: способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.
Таблица 9
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
«плохо» | «неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «очень хорошо» | «отлично» | «превосходно» | |
Знать типовые вычислительные средства, организованные на основе электронных таблиц, используемые для решения аналитических и исследовательских задач; возможности и область применения наиболее распространенных программных средств решения экономических задач | отсутствие знаний материала | наличие грубых ошибок в основном материале | знание основного материала с рядом негрубых ошибок | знание основного материалом с рядом заметных погрешностей | знание основного материала с незначительными погрешностями | знание основного материала без ошибок и погрешностей | знание основного и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей |
Уметь подготовить удобную для применения вычислительного алгоритма формулировку проблемы, подлежащей исследованию; организовывать алгоритм численного исследования поставленной экономической задачи; оценивать достоверность результатов анализа, полученных с помощью современных технических средств и информационных технологий | отсутствует способность решения стандартных задач | наличие грубых ошибок при решении стандартных задач | способность решения основных стандартных задач с негрубыми ошибками | способность решения всех стандартных задач с незначительными погрешностями | способность решения всех стандартных задач без ошибок и погрешностей | Способность решения стандартных и некоторых нестандартных задач | способность решения стандартных задач и широкого круга нестандартных задач |
Владеть навыками трактовки выводов исследований, проведенных с помощью вычислительных средств; защиты используемых вычислительных процедур от информационных угроз различного характера; организации комплексного решения смежных аналитических задач с использованием программных средств и информационных технологий | полное отсутствие навыков, предусмотренных компетенцией | отсутствие ряда важнейших навыков, предусмотренных данной компетенцией | наличие минимально необходимого множества навыков | наличие большинства основных навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | наличие всех основных навыков, продемонстрированных в стандартных ситуациях | наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных ситуациях | Наличие всех навыков, продемонстрированное в стандартных и нестандартных ситуациях |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0 – 20 % | 20 – 50 % | 50 – 70 % | 70-80 % | 80 – 90 % | 90 – 99 % | 100% |
Контрольные вопросы для защиты отчета по производственной практике
1. Какие исходные данные необходимы для расчета финансовых и экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия (организации, учреждения), выбранного в качестве объекта исследования?
2. Какие информационные источники используются для формирования этих исходных данных?
3. Какие методы применяются для сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленной экономической задачи?
4. Какие инструментальные средства выбраны для обработки экономических данных и анализа результатов расчетов?
5. Какие методики используются для расчетов финансовых и экономических показателей, характеризующие деятельность выбранного предприятия (организации, учреждения)?
6. Каков экономический смысл и интерпретация результатов этих расчетов?
7. Как обосновываются полученные в ходе практики результаты и согласуются ли между собой выводы различных методик?
8. Какие статистические источники используются для сравнительного анализа финансово-экономических показателей предприятия (организации, учреждения) в динамике и в разрезе отрасли?
9. Какова тенденция изменения финансовых и экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия (организации, учреждения)?
10. Как оценить состояние финансово-экономических показателей выбранного предприятия (организации, учреждения) на фоне среднеотраслевых значений?
11. Какие риски характерны для финансово-экономических показателей выбранного предприятия (организации, учреждения)?
12. Какой иллюстративный материал используется для представления результатов расчетов?
13. Какие теоретические (эконометрические) модели используются для анализа и интерпретации полученных результатов?
14. Какие управленческие решения предложены на основе результатов расчетов?
15. Какие программные (технические) средства и информационные технологии используются для решения поставленных в ходе практики аналитических и исследовательских задач?
16. В какой мере решение поставленных в ходе практики задач опиралось на групповые методы работы?
17. Какие коммуникативные навыки студента разрабатывались в ходе реализованного в ходе практики проекта?
18. Какие информационные технологии и программные средства использовались для решения коммуникативных задач?
19. Какие предложения организационно-управленческого характера выдвинуты для оптимизации финансово-экономических показателей выбранного предприятия (организации, учреждения)?
20. К каким социально-экономическим последствиям может привести реализация выдвинутых предложений?