Человек
Сегодня мы рассмотрим сами понятия «человек» и «животное», основные отличия человека от животного мира. В науке существует масса теорий о том кто такой человек. От понимания, кто такой Человек, из чего он состоит, каков его потенциал и возможности – зависит всё! Всё, что человек достигает в жизни. Человек - это просто более высокоразвитое животное, либо человек - это бессмертная душа с безграничным потенциалом, для него всё возможно и что может один, то может каждый.
Человек — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Возник на Земле в результате эволюционного процесса — антропогенеза, детали которого продолжают изучаться. Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, занимаемое им место в мире были и остаются основными проблемами философии, религии, науки и искусства. Отличительные черты человека: возможность мыслить и способность к осуществлению свободного выбора, принимать ответственность за поступки, наличие моральных суждений. Не известно ни одного другого существа, которое имеет высшие эмоции, традиции, способность мыслить, утверждать, отрицать, считать, планировать, знает о своей смертности, любит в настоящем смысле этого слова, обладает чувством юмора, осуществляет свои замыслы, воспроизводит имеющееся и создаёт что-то новое.
В иудаизме появляется представление о человеке как личности, обладающей свободой выбора между добром и злом, которое в дальнейшем перенимается христианством. Обратите внимание на такой факт: какая-нибудь замечательная поэма — её создаёт личность; философская система — это личность; любовь между людьми — это любовь двух личностей. Что бы высокое и мощное мы ни взяли в нашей жизни, это всегда тесно связано с личностью. Поэтому настоящая цель — Божественная цель движения человека вперёд — есть развитие личности и условия, которые позволяют ей развиваться. Всё, что этому содействует, является делом Христовым, ибо Христос освятил человеческую личность, воплотившись именно в человеческой личности, а не в каком-то абстрактном символе. К.Маркс рассматривает человека с общественно-исторической точки зрения, у него человек в первую очередь общественное существо, определяемое конкретными условиями его функционирования и развития, а также его сознательной деятельностью, а именно: «сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений». Человек является и причиной, и результатом истории. Индивидуальное и историческое развитие человека представляет собой освоение и воспроизведение опыта всего человечества
В восточной и западной мифологии, в античной философии отразилось понимание человека как своеобразного ключа к разгадке многих тайн Вселенной. В древности человек не отделял себя от остальной природы, чувствуя свою связь с жизнью окружающего мира, что отразилось в антропоморфизме — бессознательном восприятии Вселенной и действующих в ней сил как живых существ, подобных ему самому. В древней мифологии и философии рассматривается параллелизм и изоморфность микрокосмоса, то есть внутреннего мира человека и макрокосмоса — огромного мира, лежащего вне человека. Примерами этой космогонической мифологемы «вселенского человека» являются — пуруша в Ведах, скандинавский Имир в «Эдде», китайский Паньгу).
Кто же такие животные?
Животные — традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии. Животные относятся к эукариотам (в клетках имеются ядра). Классическими признаками животных считаются: гетеротрофность (питание готовыми органическими соединениями) и способность активно передвигаться. Впрочем, существует немало животных, ведущих неподвижный образ жизни, а гетеротрофность свойственна грибам и некоторым растениям-паразитам.
Русское слово «животное» образовано от «живот», в прошлом означавшего «жизнь, имущество». В быту под терминами «дикие животные», «домашние животные» часто понимаются только млекопитающие или четвероногие наземные позвоночные (млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные). Однако в науке за термином животные закреплено более широкое значение, соответствующее латинскому Animalia. В научном смысле к животным, помимо млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных, относится огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, черви и другие.
Некоторые религии и философии отрицают принадлежность человека к животным и заявляют, что он является высшим существом относительно них. Например, это описывается в христианской книге «Бытие» из библейского цикла: там животные созданы Богом произвольно, а человек — подобно божественному, и животные отданы ему в услужение.
Чем же человек отличается от животного мира?
Человек в отличие от животных:
ü обладает мышлением и членораздельной речью
ü способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности
ü в процессе деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
ü способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ
ü воспроизводит не только биологическую сущность, поэтому должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности
Человек | Животные |
Мышление и членораздельная речь | |
Характерны разные формы мышления (суждение, рассуждение, умозаключение). Обладает разными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение) | Мышление и коммуникативные возможности есть у некоторых высших (человекообразных) обезьян. Например, советская исследовательница Ладыгина-Котс на основе многолетних экспериментальных исследований выделила у обезьян некоторые мыслительные операции (анализ и синтез). |
С помощью членораздельной речи может передать информацию об окружающем мире через современные информационные средства, в том числе и Интернет. | «Разговор» животных — различные сигналы, которые необходимы для выживания особи и вида; сигналы эти не несут никакой информации о прошлом и будущем, а также о каких-либо абстрактных понятиях. |
Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм. | |
Сознательная целенаправленная творческая деятельность | |
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли. | Подчиняются в своем поведении инстинкту, их действия изначально запрограммированы. Не отделяют себя от природы. |
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов. | |
Выражает ценностное отношение к действительности. | |
Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ | |
Производит материальные и духовные блага (практическая и духовная деятельность), творит «вторую природу» - культуру. | Приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Не могут производить коренные изменения в условиях своего существования. |
Изготовление орудий труда и применение их как средство производства материальных благ | |
Способен воздействовать на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. | Могут (высокоразвитые животные) использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике. |
Биологические, социальные, духовные потребности | |
Удовлетворяет не только биологические, но и социальные и духовные потребности. Духовные потребности связаны с формированием духовного (внутреннего) мира человека. | Удовлетворяют только биологические потребности, связанные с инстинктами. |
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что у человека и животного есть масса общего, поскольку они являются частью природы, но мы не должны забывать о том, что человек более развитое во всех сферах существо и в основном на нем лежит ответственность за существование нашей планеты и всего живого на ней. Хоть люди и наделены мышлением и у них более высокие потребности, но это никогда не мешало им взаимодействовать с животным миром в разных целях. На протяжении жизни мы должны помнить о том, что высока вероятность того, что человек произошел от животного и из этого следует, что наша связь с животным миром только крепнет. Наша задача не забывать об этом и сделать так, чтобы и в дальнейшем люди продолжали заботиться и оберегать животный мир, жить с ним в гармонии и понимании.