ПРОЕКТ
«Правила безопасного поведения на дороге и улице»
Разработали:
Воспитатели:
Л.И.Чупина,
высшей категории
Л.А. Белоусова,
высшей категории.
Учитель – логопед:
С.А. Злодеева,
высшей категории.
г. Березники, 2015г.
Тип – информационно-творческий; краткосрочный (июль, август, сентябрь)
Возраст: подготовительная группа
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: Воспитатели, учитель – логопед, дети, родители.
Актуальность:
-Актуальность данного проекта обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.
-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице.
-Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.
Цель:
формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге и улице.
Задачи:
· Формирование культуры безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте у детей;
· Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
· Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
· Воспитывать дисциплинированность сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
· Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
· Воспитывать чувство ответственности за свою и чужую жизнь, собственное поведение и поведение окружающих на дорогах города;
· Содействие снижению количества детей, пострадавших от дорожно-транспортных происшествий, привлечь внимание общественности к проблемам безопасности на дорогах;
· Анкетирование детей и их родителей.
Проектная работа ведется в трех направлениях:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Работа с педагогами.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок дорожного движения в группе.
- Центр «Светофорчик» (в помещении методического кабинета).
- Наглядный материал:
Ø транспорт различного функционального назначения;
Ø настольно-печатные игры;
Ø дидактические игры;
Ø плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки отражающие дорожные иллюстрации;
Ø Диски с видеофильмами по ППД;
Ø Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»;
Ø Напольный конструктор;
Ø Настольный конструктор;
Ø Лего;
Ø Дорожные знаки;
Ø Методический материал;
Ø Библиотечка «Школа светофорных наук».
Гипотеза:
Состоит в предложении того, что положительная эффективность у детей дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения и безопасного поведения на дороге и улице.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, мы в своей работе решали следующие задачи:
· Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
· Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
· Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
· Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке;
· Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов;
· Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать внимание только на этом, так как внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип безопасности с раннего детства. Следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятие опасной дорожной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, само регуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и у родителей детей.
Пути реализации:
-Цикл занятий «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»
- Беседы, обсуждения с детьми на тему: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»;
-Сюжетно-ролевые игры.
-Дидактические и развивающие игры, подвижные игры.
-Изготовление книг с рассказами и рисунками детей.
-Целевые прогулки и разбор каждой ситуации.
-Рассматривание иллюстраций, картинок.
-Оформление выставок рисунков и поделок «Улица города». (С родителями)
-Опытно- экспериментальная и поисковая деятельность;
-Анкетирование родителей.
-Работа со схемами.
-Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.
-Изготовление макетов дороги.
-Консультации, информации для родителей;
- Викторина «Пешеход на улице».
месяц | мероприятие | задачи | Игры, предварительная работа | Работа с родителями |
Июль | Первая неделя 1. Беседа «Красный, жёлтый, зелёный…». 2. Целевая прогулка к светофору. 3. Конструирование: «Светофор из катушек и бумаги». Вторая неделя 1.Беседа«Транспорт на улицах города». 2. Целевая прогулка «Почему шумит улица?». 3. Художественное творчество: аппликация «Любимый вид транспорта». 4. Тематическое занятие «Правила дорожного движения». Третья неделя 1. Рассматривание картины «Улица города» 2. Художественно-эстетическое творчество: рисование «Моя улица». 3. Целевая прогулка по близлежащим улицам. 4.Беседа с детьми «Почему нужно знать и точно соблюдать правила дорожного движения». | -Закрепить знания детей о значениях сигналов светофора. -Закрепить понятия: улица, дорога, проезжая часть. - Учить конструировать светофор из бросового материала. -Узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный; -Наблюдения детей за движением транспорта, закрепление знаний о работе водителя, закрепление названий видов транспорта. - Развивать чувство формы, цвета, пропорции. Совершенствовать изобразительные навыки. -Расширять знания детей о правилах поведения пешехода в условиях улицы. -Закрепить понятия: улица, тротуар, проезжая часть, двухстороннее движение, пешеходный переход. -Учить передавать в рисунке с двухсторонним движением. Познакомить с улицами, закрепить их название. -Выявить знания детей по данной теме. Развивать речь детей. | Д/И «Светофор» из книги В.Клименко «Обучайте дошкольников ПДД» Рассматривание картин и иллюстраций «Безопасность на дороге». Чтение Михалков С. «Бездельник светофор». Игры с мелким конструктором и транспортом, с использованием на занятиях светофоров. -Изготовление из бросового материала видов транспорта. Рассматривание картин с видами транспорта. С/ролевая игра «Я водитель». Дидактическая игра «Узнай по описанию». С/ролевая игра: «Мы пешеходы». Конструирование из крупного строителя «Улицы города». Чтение В.Иришин «Прогулка по городу». Изготовление макета «Моя улица». Дидактическая игра «Моя улица». | Консультация для родителей «Дисциплина на улице –залог безопасности пешеходов». Подготовить материал для консультации с родителями по теме: «Учим детей правильно пользоваться пассажирским транспортом. Дать задание родителям закрепить с детьми улицы нашего района. Ширма для родителей «Учим детей как переходить улицу». |
Август | Первая неделя 1. Беседа с детьми: «Правила для пассажиров». 2.Художествено-эстетическое творчество: лепка «Постовой». 3.Кукольное представление «История про Ваню». Вторая неделя. 1. Беседа:«Осторожно, дорога!». 2. Игровые упражнения «Составь дорожный знак из частей», «Можно – нельзя, правильно - неправильно». 3. Художественно- эстетическое творчество: рисование «Опасные ситуации на дороге» Третья неделя 1. Интерактивная игра «Знатоки дорожного движения». 2. Рассматривание картины «Обход транспорта». 3.Художественно-эстетическое творчество «Придумай новый дорожный знак». | -Закрепить правила поведения в общественном транспорте. -Развивать у детей творческие способности, умение разные способы лепки. -Предупредить наиболее распространённые ошибки в транспорте и на дороге. Развивать наблюдательность. Научить детей правилам поведения на дороге, на улице, где можно играть, а где нет. -Закрепление полученные знания через игру. Развивать память, сообразительность. - Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-эстетические способности. -Расширять представления детей о правилах дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте. -Научить правильно обходить троллейбус и трамвай. -Развивать фантазию, сообразительность. Развивать творческие способности. | Подвижная игра: «Дорожные знаки и автомобили» Изготовление альбома «Знай и соблюдай правила дорожного движения». Настольно- дидактическая игра: Лото «Азбука дорожных знаков». Составление творческих рассказов: «Истории в транспорте». Чтение Н.Кончаловская «Самокат». Дидактическая игра «Опасные ситуации». Конструирование «Дорога». Учить детей строить по схемам. Изготовление макета «Мой город». Дидактическая игра «Логическая цепочка». Чтение Носов Н. «Автомобиль»,. Игра детей с макетом улицы города. С/ролевая игра «Прогулка по городу». | Наглядно- агитационный материал по теме: «Мы – пассажиры». Информация для родителей «Памятка для родителей - это надо знать». Методические рекомендации «Обучаем детей правильно обходить транспорт». |
Сентябрь | Первая неделя. 1. Беседа с детьми «Полосатая зебра». 2. Проведение беседы «Опасность! Осторожно!» «Скоро в школу». 3.Итоговое развлечение. Викторина «Правила движения достойны уважения» Вторая неделя 1. Рассматривание картины «Перекрёсток». 2. Целевая прогулка к перекрёстку, регулируемый регулировщиком. 3.Художественно-эстетическое творчество аппликация: «Шумный перекресток». Третья неделя. 1.Проведение акции: «Родитель! Ты тоже водитель» 2.Проведение праздника «Осторожно! Дети!» совместно с работниками ГАИ. 3. Выход на дороги города совместно с работниками ГАИ. | -Закрепить о видах дорожного перехода. - Ознакомление с наиболее безопасными дорогами. -Закрепить знания о правилах дорожного движения. -Уточнить понятие «перекрёсток» и роль светофора на перекрёстке. -Уточнить знания детей о работе ГАИ, объяснить значение его жестов. -Развивать творческие и эстетические способности. Подготовка к празднику | Разбор ситуаций: «Что нужно знать, если находишься на улице один?». Дидактическая игра «Исправь ошибку художника». Чтение А. Дмоховский «Чудесный островок». Создание книг с рассказами и рисунками детей. С/р игра «ГАИ» -закрепить знания детей о регулировке перекрёстка. Конструирование «Весёлый город». Чтение Д.Хурманек «Перекресток». Подготовка к празднику | Методические рекомендации «Обучаем детей правильно обходить транспорт». Анкетирование для родителей «Я и мой ребёнок на улицах города».- выявление отношения родителей к проблеме безопасности на улицах города. Проведение акции: «Родитель! Ты тоже водитель» |
Приложение.
Результаты анкетирования детей подготовительной группы.
Участвовали всего 15 детей.
№ вопроса | Ответы |
1. | Правильно ответили все (100%) |
2. | Правильно ответили на 100% на все, кроме последнего. К телефону подходят все дети, но с незнакомцами не разговаривают 12 человек. |
3. | 100% детей знают свое имя, отчество, фамилию, домашний адрес. Затрудняются назвать домашний телефон – 5 человек (30%) |
4. | 100% детей знают телефон экстренных служб. |
5. | Затруднились ответить 2 человека (13%) |
6. | 100% знают сигналы светофора и правильно называют действия при различных сигналах. |
Оценка знаний: Высокий уровень – 80%, средний уровень – 20%, низкий уровень – 0%. |