Цель и задачи проекта
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
2. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
4. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
5. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
6. Развивать выразительность речи детей, активизировать словарь различными терминами.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Интеграция образовательных областей:
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и раз влечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Развиваемые умения и навыки:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свобод но взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Проект предполагает проведение занятий в первой или второй половине дня в интеграции с различными образовательными областями. Продолжительность занятия: 20 мин – средняя группа, 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа.
Содержание проекта
За долгие годы работы накоплен огромный материал по театрализованной деятельности с детьми всех возрастов. Предлагаем в детском саду проводить “Неделю театра”.
К этому мероприятию педагоги, включая специалистов, готовятся заранее: изготавливают с детьми атрибуты, декорации, рисуют афиши, пригласительные билеты, рекомендуют родителям какие театры нужно посетить, анонсируют их, а иногда и предлагают билеты.
В каждой возрастной группе оборудован мини-театр, подобраны различные виды театров: рукавички, кукольный, би-ба-бо, театр игрушек, фланелеграф, теневой, пальчиковый, ростовые куклы.
Каждый воспитатель планирует всю театрализованную деятельность на неделю. Дети разучивают и ставят спектакли, инсценировки, игры-драматизации, сами себе выбирая роли, знакомятся с театрами, известными актёрами.
Предлагаем с понедельника по пятницу каждое утро детей вместе с родителями встречать сказочным персонажем (воспитатели создают праздничное настроение, анонсируют спектакли в группах, раздают пригласительные билеты на спектакли, балагурят, шутят).
А в пятницу проходит закрытие мероприятия и как итог – заключительный спектакль, поставленный самими педагогами для детей и родителей.
Нами разработан план работы с детьми по театрализованной деятельности во всех возрастных группах детского сада.
Работа с детьми по театрализованной деятельности во всех возрастных группах на неделе “Театра”
Дни недели | Мероприятия в детском саду | Группы |
Понедельник. Встреча детей со Скоморохами. | Беседа о театре | Все |
Знакомство детей со сказочными героями | 1-я младшая | |
“Маша и медведи” (театр кукол би-ба-бо) | Средняя | |
Папка-передвижка “Театрализованная деятельность для дошкольников. В гостях у сказки”. “Колобок” – плоскостной театр. | Средняя | |
“Сказка о рыбаке и рыбке” – чтение сказки А.Пушкина. “Аквариум с рыбками” – лепка сказочных рыбок. | Старшая | |
“Здравствуйте, герои сказок” – беседа с детьми. “Три поросенка” – театр на рейках. “Красная шапочка” – театр би-ба-бо. | Старшая | |
“Зайкин дом” – кукольный театр. | Подготовительная к школе | |
“Баба Яга” – играем в сказку (книжка -самоделка, сделанная детьми). “Гуси-лебеди” – чтение сказки. | Подготовительная к школе | |
Папка-передвижка “Театр и дети”. “Математическое путешествие Машеньки к Медведям”. Театральная “Развивалочка”. | 2-я младшая | |
“В гостях у сказки”. | Младшая | |
Вторник. Встреча детей с Емелей. | “Репка” – чтение сказки, инсценирование. | 1-я младшая |
Куклы-игрушки и куклы-артисты. “Три поросёнка” – театр-рукавичка. | Средняя | |
Заучивание и инсценировка стихотворений про профессии: слесарь, сапожник, шофёр, повар и др… “Мышка-норушка” – лепка. “Красная шапочка” – плоскостной театр. | Средняя | |
“Золушка” – знакомство со сказкой. Уроки Ушинского “Как аукнется, так и откликнется”. | Старшая | |
“Терем-теремок” – чтение сказки. “Стоит в поле терем-теремок” – коллективная аппликация. “Заяц и ёж”, “Лиса и журавль” – теневой театр (показ воспитателем). | Старшая | |
“Лиса и девочка” – драматизация. Пальчиковая гимнастика “Птичка”, “Сова”. Подвижная игра “Море волнуется”. | Подготовительная к школе | |
Импровизации по мотивам русских народных сказок, обыгрывание русских народных сказок – плоскостной театр. Раскрашивание домика для сказки “Три медведя”. День музыкальных игр. | 2-я младшая | |
“Лиса и волк” – инсценировка русской народной сказки. “Курочка и Петушок” С.Насауленко – выразительное чтение и обыгрывание. | 2-я младшая | |
Среда. Встреча детей с Королем и Белоснежкой. | “Колобок” – чтение сказки, инсценирование. | 1-я младшая |
“Там, где делают кукол”. Обыгрывание с детьми стихов А.Барто. | Средняя | |
“Три медведя”, “Красная шапочка” – чтение сказок. Игры по мотивам русских народных сказок “У медведя во бору”, “Гуси-гуси”. Вечер загадок по произведениям “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Красная шапочка”, “Маша и медведь”, “Золушка”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”, “Репка”, “Колобок”. | Старшая | |
“Лисичка со скалочкой” – театр на фланелеграфе (показ воспитателем). “Таня пропала” – инсценирование детьми (приглашаются младшие группы). | Старшая | |
“Кто что ест” – театрализованная игра. | Подготовительная к школе | |
“Дружные зайчата” – показ сказки. Играем в сказку “Теремок”, “Заюшкина избушка” – плоскостной театр. | Подготовительная к школе | |
День сказки, “Шутки шутить – людей насмешить” – театрализованная игра, оригами-сказка “Три медведя” (создание книжки своими руками), досуг по физкультуре “День подвижных театрализованных игр”. | 2-я младшая | |
“Слонёнок пошел учиться” – драматизация сказки Д.Самойлова, “Заюшкина избушка” – театр на магните, настольный театр. | 2-я младшая | |
Четверг. Встреча детей с Красной шапочкой. | “Репка” – плоскостной театр. | 1-я младшая |
“Главное чудо кукольного театра” “Козлята и волк” – плоскостной театр. | Средняя | |
“Теремок” – показ сказки детям других групп. | Средняя | |
“Заяц в огороде” – чтение с использованием кукол би-ба-бо. Уроки Ушинского “Утренние лучи”. | Старшая | |
“Кто сказал мяу?” – показ сказки детьми (приглашаются младшие группы), “Цыплёнок и утёнок” – чтение сказки, лепка “Я – цыплёнок, я – утёнок”. | Старшая | |
“Кот, петух и лиса” – драматизация сказки. | Подготовительная к школе | |
Знакомство с фольклором народов мира: “Спляшем…”, русские народные песенки, потешки, считалки, загадки: “Посылали молодцу”, “Сивка-Бурка” – чтение сказки, “Багаж” – инсценировка сказки. | Подготовительная к школе | |
“Три медведя” – показ сказки (приглашаются все желающие). | 2-я младшая | |
Творческие задания на развитие пантомимики: “Шутки-малютки”, “Новы штаны”, “Исполнительные дети”. | 2-я младшая | |
Пятница. Встреча детей с Пьеро. | Театрализованное кукольное представление “Бубенчик и его друзья” (силами воспитателей). | Все |
“Репка”, “Колобок” – плоскостной театр. | 1-я младшая | |
“Попробуйте сами”, “Курочка Ряба” – пальчиковый театр. | Средняя | |
“Три поросёнка” – театр би-ба-бо. | Средняя | |
“Заяц в огороде” – драматизация рассказа, знакомство с малыми фольклорными формами. | Старшая | |
Просмотр диафильмов | Старшая | |
“Маленький индеец”, “Принц ищет принцессу” – театрализованные игры. | Подготовительная к школе | |
“Поделись впечатлением о театре” – беседа с детьми. “В гости к нам пришли зверята”. | Подготовительная к школе | |
Рассматривание афиш, иллюстраций театров, прослушивание аудио “Всё о театре”. | 2-я младшая | |
Использование кукол би-ба-бо в свободной театрализованной деятельности. | 2-я младшая |
Формы контроля для реализации проекта:
1. Выставки работ детей.
2. Конкурсы по тематике.
3. Семинары по обмену опытом.
4. Дни открытых дверей.
5. Анкетирование.
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
1. Пополнится и систематизируется методическое обеспечение.
2. Будет организована развивающая среда (костюмы, декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры и т. д.).
3. Повысится уровень речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей.
4. Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Оценка результатов
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям: педагоги, дети, родители.
Оценка качества деятельности педагогов будет оцениваться руководителем проекта при непосредственном посещении групп, изучении и анализе проводимых мероприятий.
Оценка развития и творческой активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдения за ними во время творческой деятельности и проведения занятий, через беседы с воспитателями и родителями.
По окончании проекта будет проведено родительское собрание, анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта, проанализирована отчётная документация.
Перспектива развития проекта
Проект может быть долгосрочным, доработанным до программы. Занятия театральной деятельностью всегда актуальны, так как помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью интересны детям и требуют от них решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование проекта позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Список литературы:
1. Детская литература: хрестоматия с основами литературоведения; сост. А.В. Дадоновский, МО РФ.-М.: Академия, 1996. - 640 с..-(Педагогическое образование)
2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого.: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.: ил. – (РОСИНКА).
3. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. - М.:ТЦ "Сфера", 2001.-c.9-16.
4. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра: Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999. - 234 с.
5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений— М.: АРКТИ, 1999. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Учебное пособие. –М.: Школьная пресса, 2001. – 128с.
7. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: ВЛАДОС, 2003. -160 с.
8. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д.Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176с.