ТЕМА: Психология толпы.
I. Понятие психологии толпы
II. Имидж политического строя
III. Имидж неформальных движений
IV. Имиджи переходного периода
Понятие психологии толпы
Роль массовой психологии для имиджелогии имеет большое значение. Во-первых, важны процессы массового воздействия, которые отличны от воздействия индивидуального. Во-вторых, лидер в сильной степени зависим, являясь во многом функцией от масс.
На имидж можно смотреть именно как на единицу общения с массовым сознанием. Массовое сознание обладает рядом принципиальных черт, отличающих его от сознания индивидуального:
1. Рациональное — эмоциональное. Массовое сознание более подлежит эмоциональной коммуникации, на него слабо действуют рациональные доводы. Логическая аргументация, сколь бы стройной она ни была, может быть легко разрушена удачным эмоциональным сообщением.
2. Внимательное — невнимательное. На массовое сознание можно смотреть как на чрезвычайно невнимательного собеседника. Массовое сознание слышит только то, что хочет услышать, в него очень трудно внести подлинно новую информацию.
Все это говорит о том, что воздействие на массовое сознание должно принципиально отличаться от воздействия на сознание индивидуальное. Одним из существенных отличий может быть не только переход от рационального к эмоциональному воздействию, но и одновременный переход от передачи новой информации к попытке возбудить в аудитории, уже имеющиеся в ней предиспозиции. Лидеры как бы подводятся под те представления о лидерах, которые уже записаны в памяти аудитории.
Масс-медиа способствуют влиянию властных структур. Масс-медиа, как и коммуникативные технологии прошлого, связывают разделенных пространственно людей в единое сообщество, чтобы они могли стать субъектом влияния власти. Вероятно, власть придает особое значение не только массовости коммуникации, но и одновременному попаданию информации ко всем потребителям, что важно для создания единого организма.
Однако при этом образуется сильная несимметричность: сообщение проходит в публичной сфере, а ответ на него реализуется в принципиально частной сфере, которая не подлежит тому же уровню контроля. Читатели и зрители могут только смотреть, читать и реагировать частно.
Власть оказывается сильнее в создании текстов, но население сильнее в не прочтении их, в не реагировании на них. Кстати, этот элемент неуправляемости в сильной степени проявляется в игнорировании выборов.
Власть может принять две стратегии по отношению к своему народу: мини-коммуникации и макси-коммуникации. Брежнев был олицетворением макси-коммуникации, одновременно сопровождавшейся отсутствием реальных действий. Мини-коммуникация, принятая сегодня, предполагает позитивные результаты действий. Мини-коммуникация возможна при активной поддержке эффективными действиями.
Имидж политического строя
Массовое сознание максимально консервативно, оно с большим удовольствием повторяет старые сообщения, чем порождает новые. Максимум на что оно способно: это заменить в своих лозунгах слова, например, «коммунизм» на «капитализм», «социализм» на «рынок».
Если социализм был максимально активным в области сторительства, в первую очередь, символической действительности, то и капитализм движется по этому же пути, поскольку символическая действительность легче поддаётся нужным изменениям, чем реалии жизни. И сегодня мы наблюдаем действия той же модели построения: при общем ухудшении реальной действительности в области действительности символической декларируется улучшение.
Одновременно происходит наложение новых символов успеха. В то время как раньше богатство не оценивалось однозначно позитивно, потому что были другие измерители успешной жизни, сегодня оно усилено входит в жизнь как единственная система ценностей.
Чутко повторяя старую модель, новая мифологема вводит понятие внутреннего врага, на роль которого теперь вписывается предыдущий политический строй. Подобные изменения принципиально не могут проходить в столь короткие сроки, поскольку они ведут к определённой социальной шизофрении, когда старые модели поведения оказываются полностью вычеркнутыми, а власть не предлагает разумных новых моделей поведения.
Например две мифологемы – КОММУНИЗМ и КАПИТАЛИЗМ имеют гораздо больше общего, чем кажется. Нуклеарной ячейкой КОММУНИЗМА был пролетарий, КАПИТАЛИЗМА – предприниматель. Имидж капитализма в целях удобства воздействия был изменён на имидж «рынка». Коммунизм присутствовал в виде «социализма». Коммунизм строился на том, что все равны и всем будет хорошо. Капитализм говорит о том, что все потенциально имеют возможность стать миллионерами. Коммунизм был очень чёток в порождении имиджей своих врагов. Капитализм активно использует одну очень важную характеристику – это СВОЁ/ЧУЖОЕ.
Именно подобное сближение «коммунизм/капитализм» заставляет государство усиленно подчёркивать различия.