Асфальтобетонный завод - смонтированный комплекс технологического, энергетического и вспомогательного оборудования, предназначенного для выполнения операций по приготовлению асфальтобетонных смесей.
При строительстве автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием по месту расположения различают два типа АБЗ: прирельсовые и притрассовые.
Прирельсовые АБЗ устраивают у железной дороги. Они включают в себя ряд отделений и цехов основного и вспомогательного назначения:
• склады каменных материалов, состоящие из приемных устройств для разгрузки железнодорожных вагонов и укладки материалов в штабеля, машин и оборудования для погрузки каменных материалов из штабелей в расходные бункеры смесительных установок;
• склады минерального порошка, состоящие из приемных устройств, разгрузчиков вагонов, оборудования для транспортирования минерального порошка на склады и от них в расходные емкости асфальтосмесительных установок;
• склады битума, состоящие из приемных устройств и оборудования для разгрузки, хранения и предварительного подогрева битума, из оборудования для обезвоживания и нагрева битума до рабочей температуры и смешения его с поверхностно-активными веществами, а также подачи готового битума к асфальтосмесительной установке;
• асфальтосмесительные установки с расходными бункерами, для каменных материалов и минерального порошка, технологическим оборудованием для сушки и нагрева минеральных материалов и битума, дозирования и перемешивания минеральных материалов и вяжущих, подачи готовой смеси в накопительные бункеры и транспортные средства;
• вспомогательные отделения - электростанции или трансформаторные подстанции, парокотельные и компрессорные устройства, устройства водоснабжения и канализации, служебные и бытовые помещения.
В отдельных случаях на АБЗ предусматривают отделения для дополнительного помола и приготовления минерального порошка, сортировки щебня или гравия, приготовления поверхностно-активных веществ, полимерно-битумных вяжущих и др.
Притрассовые АБЗ организуют вблизи мест укладки асфальтобетонной смеси. Они предназначены для кратковременного использования (1-2 года) на одном месте.
Притрассовые АБЗ включают асфальтосмесительную установку, расходные склады минерального порошка и емкости для битума (с запасом материалов на одну - пять смен работы АБЗ), передвижные компрессорные установки и электростанции.
Для притрассовых АБЗ характерна доставка каменных материалов с прирельсовой базы автомобилями-самосвалами, а минерального порошка и битума - автоцементовозами и битумовозами.
По принципу работы технологического оборудования АБЗ и установки подразделяются на две категории:
циклического и непрерывного действия.
На АБЗ циклического действия используются установки периодического действия, и порционные дозаторы для дозирования компонентов смеси. На АБЗ непрерывного действия операции дозирования, перемешивания и выдачи готовой смеси совмещены во времени.
По мощности асфальтосмесительных установок АБЗ подразделяются на следующие типы: малой производительности - до 25 т/ч; средней - 25-50 т/ч; большой - 50-200 т/ч; сверхмощные - 200-400 т/ч.
По компоновке технологического оборудования в вертикальной плоскости АБЗ и установки делятся на башенные и партерные (ступенчатые). Наибольшее распространение получили установки с башенным расположением агрегатов.
По степени инвентарности установки подразделяются на три типа: стационарные, сборно-разборные и мобильные.
Место размещения АБЗ выбирают с учетом его назначения и минимального времени транспортирования горячих смесей. При температуре воздуха +10 °С время транспортирования горячих смесей не должно быть более 1,5 ч.
Критерием оптимального размещения АБЗ при строительстве автомобильных дорог является минимум суммарных затрат на производство и транспортирование асфальтобетонных смесей к месту укладки с учетом расходов на строительство и перебазирование АБЗ.
При выборе мест размещения АБЗ помимо стоимостных показателей необходимо учитывать другие условия и факторы:
удобство примыкания АБЗ к железнодорожной станции, наличие в районе строительства карьеров щебня и песка, нефтеперерабатывающих заводов и источников воды, возможность подведения электроэнергии от высоковольтных линий и газового топлива от газопровода, наличие действующих автомобильных дорог и типы их покрытий, близость городов и поселков и др.
Определение оптимального размещения АБЗ путем обычных сравнительных методов затруднительно, т. к. возникает необходимость одновременного учета и сравнения ряда показателей в сложной зависимости. Объективное решение задачи возможно лишь на базе экономико-математических методов и ЭВМ.
2.2. Генеральные планы АБЗ
Уровень основных технических решений вновь строящихся прирельсовых и притрассовых АБЗ должен соответствовать действующим типовым проектам. Способы приемки щебня (гравия), песка и минерального порошка, их складирование и внутризаводское транспортирование должны исключить возможность снижения их качества и загрязнения окружающей среды. Методы выгрузки битума из вагонов и схема битумохранилища должны исключить возможность его обводнения и загрязнения.
На территории АБЗ кроме основных отделений размещаются:
механическая мастерская, материально-технический склад, трансформаторная подстанция или передвижная электростанция, контора, лаборатория, мастерская,
склад горюче-смазочных материалов, столовая, контора, бытовые помещения, медпункт и т. д.
Проектные решения АБЗ необходимо составлять с учетом требований противопожарных норм проектирования зданий и сооружений. Пожарные участки технологических линий АБЗ оборудуют средствами тушения по согласованию с местной пожарной инспекцией.
Решение генеральных планов прирельсовых АБЗ подчиняется общим требованиям, предъявляемым к производственным предприятиям дорожного строительства с учетом специфики работы АБЗ (рис. 2.1):
• получения по железной дороге фракционированного щебня (гравия) и песка и резервирования в отдельных случаях на площадке завода территории для сортировочно-моечного отделения;
• обеспечения нормативных сроков разгрузки поступающих по железной дороге заполнителей, битума и минерального порошка;
• использования для хранения заполнителей открытых площадок, а для хранения минерального порошка - складов силосного типа, оборудованных системой пневмотранспорта;
• обеспыливания мест пылеобразования при погрузочно-разгрузочных работах системами пылеулавливания;
• использования для хранения битума в битумохранилищах силосного типа с приемными устройствами и системами подогрева и перекачки вяжущих;
• резервирования в отдельных случаях на площадке АБЗ территории для размещения установок приготовления ПАВ;
• обеспечения минимального объема строительно-монтажных работ при строительстве АБЗ и монтаже-демонтаже его оборудования и строительных конструкций при перебазировании.
Территория, на которой располагается прирельсовый АБЗ, должна быть благоустроена и иметь подъездные пути, водоотвод, ограду и освещение для работы в темное время суток и при плохой видимости.
Покрытие на открытых площадках для хранения заполнителей и на основных проездах рекомендуется устраивать как из монолитного и сборного бетона, так и из асфальтобетона.
Охлаждение сжатого воздуха, направляемого к потребителям, предусматривается шестирядным трубчатым охладителем с пропускной способностью 30 м /мин.
Для очистки сжатого воздуха от влаги и масел трубопровод сжатого воздуха оборудуют комплектом из трех влагомаслоотделителей производительностью 50 м3/мин. каждый.
Рис. 2.1. Генеральный план прирельсового АБЗ:
1 - склад каменных материалов;2 - отделение подачи каменных материалов;
3 - асфальтосмесительная установка; 4 - накопительный бункер готовой смеси;
5 - компрессорная установка; 6 - склад минерального порошка;
7 - склад мазута; 8 - битумохранилище; 9 - склад ГСМ;
10 - склад резиновой крошки; 11 - ремонтные мастерские;
12 - подрельсовый бункер; 13 - стоянка для автотранспорта;
14 - административный корпус; 15 - весовая и пункт контроля;