Первый ярус классификации Климова (типы профессий)
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов:
ТИПЫПРОФЕССИЙ
Человек — художественный образ
Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.
Человек — природа
Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
Человек — знак
Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Человек — техника
Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
Человек — человек
Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
Классификация по первому ярусу используется в опросниках:
Определение профессиональной готовности (ОПГ),
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО).
Второй ярус классификации (классы профессий)
В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей, определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):
Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание). Примеры:
· в типе "человек - природа" – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;
· в типе "человек – техника" – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;
· в типе "человек – человек" – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;
· в типе "человек – знаковая система" – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;
· в типе "человек – художественный образ" – искусствовед, музыковед, театровед.
Преобразующие профессии (П). Примеры:
· в типе "человек - природа" – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
· в типе "человек - техника" – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
· в типе "человек - человек" – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;
· в типе "человек - знаковая система" – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;
· в типе "человек - художественный образ" – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.
Изыскательские профессии (И). Примеры:
· в типе "человек - природа" – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;
· в типе "человек - техника" – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;
· в типе "человек - человек" – воспитатель, организатор производства, организатор торговли;
· в типе "человек - знаковая система" – программист, математик;
· в типе "человек - художественный образ" – художник по проектированию интерьера, композитор.
Третий ярус классификации (отделы профессий)
По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:
Профессии ручного труда (Р). Примеры:
· в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;
· в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.
· В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.
Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).