Психология больших социальных групп и массовые психические явления
Большие социальные группы – общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.
Виды больших социальных групп
1) В зависимости от характера межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:
- независимо от сознания и воли людей.
- в результате сознательного объединения.
2) По временя существования разделяются
-длительно существующие большие группы (классы, нации)
- коротко существующие (митинги, аудитории, толпа).
3) По характеру организованности-неорганизованности
- организованные группы (партии, союзы, толпа).
- стихийные (толпа),
4)
- условные (Половозрастные, профессиональные
- реальные
5)
- открытые
- закрытые,
6) по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью (Г. Г. Дилигенский)
- объединение люден, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д.)
- люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа.
7) В истории развития мировой цивилизации делит людей на расы.
8) По другой люди делятся по принадлежности к различным этносам. Этнос – социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком. В основе существования этносов – осознание ими своей целостности.
Уровни развития больших социальных групп
Первый — нижний уровень — типологический, характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства.
Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами.
Третий уровень развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых целей. Члены группы осознают общность своих интересов.
Факторы, определяющие уровень психологической общности группы.
Степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих».
Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций.
Идеология. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.
Общественно-исторический опыт. Системообразующий признак этого опыта является практика коллективного действия.
Элементы общественной психологии:
Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества.
а) групповое сознание;
б) социальное восприятие и мышление;
в) коллективные представления;
г) общественное мнение;
д) менталитет;
Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами.
- Групповые потребности: - потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; - потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.
Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.
- В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.
а) общегрупповые потребности;
б) общегрупповые интересы;
в) мотивы деятельности;
г) жизненные ценности;
д) цели и социальные установки;
Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.
а) социальные чувства;
б) общественные настроения;
в) аффекты;
Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.