Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра патологической анатомии и судебной медицины
Методические рекомендации для практических занятий
Тема: Полнокровие. Артериальное полнокровие. Венозное полнокровие. Ишемия. Кровотечение. Плазморрагия. Стаз.
Дисциплина РА-1 22209 «Патологическая анатомия-1»
Специальность 5В130100 - Общая медицина
Объем учебных часов: 2
Курс: 2
Составитель асс. Костылева О.А.
Караганда 2014г.
· Тема Полнокровие. Артериальное полнокровие. Венозное полнокровие. Ишемия. Кровотечение. Плазморрагия. Стаз.
· Цель: уметь диагностировать артериальное и венозное полнокровие различных органов по их макро- и микроскопической картине, уметь объяснять исходы и функциональное значение различных видов артериального и венозного полнокровия, уметь оценивать функциональное значение кровотечения, диагнсоитровать и оценивать функциональное значение стаза и плазморрагии.
· Задачи обучения: научить определять причины, морфогенез, научить давать макро- и микроскопическую характеристику различных видов артериального и венозного полнокровия.
· Основные вопросы темы:
1. Классификация процессов нарушения крово- и лимфообращения.
2. Виды артериального полнокровия, причины, механизмы развития, морфологическая картина и значение для организма.
3. Острое и хроническое венозное полнокровие, причины, механизмы развития, морфологическая картина, значение для организма.
4. Малокровие (ишемия), причины, механизмы развития. Морфологические изменения в органах. Значение и последствия для организма.
5. Плазморрагия, причины, механизмы развития. Морфологические изменения в органах. Значение и последствия для организма.
6. Виды кровотечения, причины, механизмы развития, исходы. Морфологическая характеристика кровоизлияний.
7. Стаз и предстаз, причины, механизмы развития, морфологическая характеристика, значение для организма.
Методы обучения и преподавания: микроскопия и зарисовка микропрепаратов, описание макропрепаратов, работа с тематической презентацией.
Микроскопия и зарисовка микропрепаратов, описание макропрепаратов
1. Диагностируйте стаз в капиллярах головного мозга по микроскопической картине по одноименному микропрепарату №106. Определить нейроциты, элементы глии, количество сосудов, их просветы. Обратить внимание на капилляры и расположение в их просветах эритроцитов, зарисуйте и опишите микропрепарат по приведенному ниже алгоритму.
2. Диагностируйте хроническое венозное полнокровие легких по микропрепарату №17 «Бурая индурация легких», окраска реакция Перлса, отметьте состояние межальвеолярных септ и альвеол, наличие сидерофагов, свободнолежащие гранулы гемосидерина зеленовато-голубого цвета, зарисуйте и опишите микропрепарат по приведенному ниже алгоритму
3. Диагностируйте кровоизлияние в головной мозг по макроскопической картине Обратить внимание на размеры и цвет органа, наличие и локализацию свернувшейся крови, полости желудочков, опишите макропрепарат по приведенному ниже алгоритму
4. Диагностируйте кровоизлияние в головной мозг по одноименному микропрепарату №21, окраска гематоксилин и эозин. Обратите внимание на скопление эритроцитов и состояние окружающей ткани головного мозга. зарисуйте и опишите микропрепарат по приведенному ниже алгоритму.
Алгоритм описания макропрепарата
1. какой орган или его часть представлены
2. размеры
3. консистенция
4. состояние поверхности (цвет, гладкость, наличие инородных тел, кровоизлияний, ран и т. п.)
5. состояние поверхности разреза (цвет, гладкость, наличие инородных тел, кровоизлияний, ран и т. п.)
6. состояние полостей
7. распространенность процесса
8. Заключение о патологическом процессе
Алгоритм описания микропрепарата
1. ткань какого органа представлена
2. изменение структуры
3. распространенность процесса
4. метод окраски
5. Заключение о патологическом процессе
Работа с тематической презентацией: основные вопросы темы разбираются с использованием заранее подготовленной преподавателем кафедры презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Тематическая презентация представляет собой набор слайдов с макро- и микропрепаратами по теме занятия, слайды лишены обозначений и наименований. Студенты самостоятельно диагностируют патологические процессы, представленные в презентации, указывают на главные морфологические признаки заболевания, объясняют теоретические аспекты данной патологии.
· Литература
Основная:
1. Патологическая анатомия: Учебник / А.И.Струков, В.В.Серов. – М.: Литтера, 2014. – 880с.:ил. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).
2. Патологическая анатомия: Учебник / А.И.Струков, В.В.Серов. – М.: Литтера, 2010. – 848с.:ил. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).
Дополнительная:
1. Патологическая анатомия. Курс лекций. Учеб. пособие/ под ред. В.В. Серова, М.А. Пальцева. – М.: Медицина, 1998. – 640с: ил.
2. Пальцев М.А., Пауков В.С., Улумбеков Э.Г. Патология: Руководство – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.- 959с.
3. Пальцев М.А. Патология: Учебник (в 2-х томах)/ М.А.Пальцев, В.С.Пауков. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010. – 1000с.
4. Патологическая анатомия: атлас/ ред. О.В. Зайратьянц. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 960с.:ил.
5. Тусупбекова М.М. Морфологический атлас общепатологических процессов. – Алматы, 2012. – 164с.
Контроль (вопросы, образцы тестов, образцы задач и пр.)
I. Вопросы, ситуационые задачи
1. Артериальное полнокровие: характеристика понятия
2. Причины, механизмы, морфология и исход ангионевротической артериальной гиперемии
3. Причины, механизмы, морфология и исход коллатеральной артериальной гиперемии
4. Причины, механизмы, морфология и исход артериальной гиперемии после анемии
5. Причины, механизмы, морфология и исход вакатной артериальной гиперемии
6. Причины, механизмы, морфология и исход воспалительной артериальной гиперемии
7. Причины, механизмы, морфология и исход артериальной гиперемии на фоне артериовенозного шунта
8. Виды венозного полнокровия, причины, морфогенез
9. Макро- и микроскопическая характеристика венозного полнокровия различных органов (кожа, печень, легкие, селезенка, почки)
10. Функциональное значение и исход венозного полнокровия
11. Причины, механизмы развития, морфология и функциональное значение стаза
12. Причины, механизмы развития плазморрагии, исходы и значение для организма.
13. Механизмы развития и виды кровотечений и кровоизлияний
14. Макроскопические и микроскопические признаки гематомы
15. Макроскопические и микроскопические признаки геморрагического пропитывания
16. Макроскопические и микроскопические признаки кровоподтеков
17. Макроскопические и микроскопические признаки петехий
18. Исходы и значение кровотечений, кровоизлияний
Ситуационные задачи
№1. У больного после перенесения инфаркта миокарда развилась хроническая сердечно-сосудистая недостаточность, которая явилась причиной смерти. А) макроскопический вид печени на вскрытии? Б) Какие изменения при микроскопическом исследовании находят в центре на периферии печеночных долек? В) Какой процесс может развиться в исходе хронического венозного застоя в печени?
№2. Больной страдал ревматическим митральным пороком сердца. В клинике выражены явления хронической сердечно-сосудистой недостаточности: одышка, цианоз, отеки нижних конечностей, увеличена печень. При кашле выделяется мокрота с бурым оттенком. Смерть наступила от сердечной недостаточности. А) О каком нарушении кровообращения идет речь в данном случае? Б) какие макроскопические изменения могут быть обнаружены на вскрытии в легких? В) Какие микроскопические изменения можно обнаружить в легких? Г) Какой процесс активизирует функцию фибробластов при хроническом венозном застое в легких? Д) Что обуславливает развитие гемосидероза в легких?
№3. У больного, страдавшего врожденной аневризмой левой средней мозговой артерии, внезапно наступила смерть. На вскрытии обнаружено скопление крови в левой височной доле, ткань мозга разрушена. А) Какова причина кровотечения? Б) Какой вид кровоизлияния имеет место?
№4. Больной, страдавший язвенной болезнью желудка, умер от желудочного кровотечения. На вскрытии – выраженное малокровие органов и тканей. А) Какой вид малокровия имеет место? Б) Какова макроскопическая характеристика органов (цвет, консистенция, объем)?
II.Критериальное оценивание работы студента по тематической презентации (критерии оценки – см. силлабус по дисциплине «Патологическая анатомия 1» 2-14-2015 г, «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся» от 28.08.2014 г., Приложение 1)
III.В конце занятия преподаватель проверяет и оценивает оформление тетрадей с практическими работами: правильность зарисовки и описания микропрепаратов, описания макропрепаратов, точность выводов о патологическом процессе.