Пр.з.
Ф.И.О. студентки: Умрихина Виктория Радиковна
Тема: «Развитие связной речи. Методика подготовки и написания изложений».
Погружение в проблему. Связная речь – это, с одной стороны, определенный результат коммуникации, с другой – процесс (речевая деятельность) – Т.А. Ладыженская. Связная речь предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой), структурной связи ее частей – А. В. Текучев.
Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением, языковым оформлением высказываний (при выполнении специальных упражнений, при подготовке изложений и сочинений).
Необходимо формирование следующих умений:
· анализировать тему, уточнять ее границы;
· определять основную мысль;
· составлять план;
· систематизировать подобранный материал;
· правильно отбирать языковые средства.
Изложение – вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).
Требования к тексту: он должен быть доступным, соответствовать уровню развития учащихся, обладать познавательным и воспитательным потенциалом, удовлетворять требованиям литературного языка.
Задание 1.: Пользуясь учебником (ами) по методике русского языка, представить основные виды изложений (ссылка: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева…):
· по цели: (подготовительные) и проверочные (контрольные);
· по месту оформления работы: классные и домашние;
· по форме словесного выражения устные и письменные; и др.
Погружение в проблему. Этапы работы над обучающим изложением (5-9 классы):
1.Вступительное слово об авторе и произведении (при необходимости).
2.Чтение текста учителем или прослушивание записи текста.
3.Определение темы и основной мысли текста.
4.Анализ содержания (ответы на вопросы), словарная работа, анализ языковых особенностей.
5.Повторное чтение или прослушивание.
Задание 2. Назвать упражнения, которые можно использовать для подготовки учащихся к изложению (не менее 3-х, возможно использование учебника по русскому (ссылка):
Исключение:
• выделить главное (существенное) и детали (подробности);
• убрать детали;
• пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
• пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
• объединить существенное;
• составить новый текст.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
Обобщение:
• вычленить единичные факты;
• подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
• составить новый текст.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Упрощение:
• заменить сложное предложение простым;
• заменить предложение или его часть указательным местоимением;
• объединить два или три предложения в одно;
• разбить сложное предложение на сокращённые простые;
• перевести прямую речь в косвенную.
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
……………………………………………………………………………
Задание 3. Докажите или опровергните следующую точку зрения: Можно ли считать свободный и творческий диктанты как переходные формы к изложению и сочинению?
Свободный диктант – это вид диктанта, который готовит учащихся к сжатому изложению. Цель диктанта - отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений. Учитель читает текст целиком, а затем по частям. Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.
Творческий диктант – это диктант, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, изменение его. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица. Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.
Ответ на вопрос:
На мой взгляд, свободный и творческие диктанты можно считать как переходные формы к изложению и сочинению, т.к. в процессе написания этих диктантов, обучающиеся учатся записывать главную мысль текста, расширяют словарный запас, отрабатывают орфографические навыки, формируют умение опускать «ненужное» в тексте.