Семинар № 1-2
Творчество Ф. Листа и проблема программности
.
1. Программная музыка: история возникновения, определение понятия, типы
программности.
2. Лист о программной музыке, её претворение в творчестве композитора.
3. Программная симфоническая поэма: особенности жанра, особенности
формообразования, монотематизм. Симфонические поэмы «Тассо»,
«Прелюды», «Прометей».
4. Влияние принципов поэмности на классические жанры. Симфония
«Фауст». Соната h-moll.
5. Различное претворение принципов программности в фортепианной
музыке:
а) программные этюды;
б) программный вальс – «Мефисто-вальс»;
в) цикл «Годы странствий».
6. Жанр рапсодии, особенности её национального содержания.
7. Вокальное творчество:
а) хоровая музыка светская и духовная;
б) камерно-вокальная лирика (жанр песни и романса).
Семинар № 3-4
Р. Вагнер – реформатор жанра оперы
1. Причины, побудившие Вагнера реформировать жанр.
2. Новаторские черты опер 40-х годов Х1Х века. «Летучий голландец»,
«Тангейзер», «Лоэнгрин»:
а) источники сюжетов, их содержательная направленность;
б) конфликт – ведущий принцип образно-музыкального развития;
в) приёмы симфонизации музыкальной драматургии, функции
лейтмотивов;
г) роль сольных характеристик (ария, песня, рассказ) в раскрытии образов
героев, типы вокальных партий;
в) ансамблевые сцены – центры образно-музыкального развития
содержания;
д) приёмы динамизации хоровых сцен.
3. Типы оперных увертюр (увертюра, вступление), их отличительные черты.
4. Принципы оперной реформы Вагнера.
5. Реформаторские произведения:
а/Лирико-психологическая драма «Тристан и Изольда».
. б/Тетралогия «Кольцо нибелунга»:
- «Золото Рейна» - сказочно-фантастическая драма;
- «Валькирия» - лирическая драма;
- «Зигфрид» - героическая эпопея;
- «Закат богов» - трагедия.
7. Драма-комедия «Нюрнбергские мейстерзингеры».
8. Опера-мистерия «Парсифаль».
Семинар № 5
Творчество Брамса
1. Музыкально-эстетические принципы Брамса. Их отличие от позиции
Листа-Вагнера.
2. Вокальная лирика: круг поэтов, тематика содержания, музыкально-
выразительные приёмы, проблема музыка и слово, тип вокальной партии;
а) песни;
б) вокальный цикл «15 романсов из Магелоны» на стихи Тика;
в) хоровое творчество. «Немецкий реквием».
3. Жанр симфонии в творчестве, её концепция. Симфонии 3, 4.
4. Фортепианное творчество (синтез романтических и классических
традиций):
а) роль и значение жанра вариаций в творчестве композитора;
б) романтическая трактовка жанра сонаты;
в) жанр миниатюры (интермеццо) в поздний период творчества.
5. Особенности трактовки камерно-инструментального ансамбля:
Фортепианный и Кларнетный квинтеты.
Семинар № 6
Вокальная лирика Г. Вольфа
1. Эстетические принципы композитора, воплощённые в вокальной лирике.
2. Особенности трактовки вокальных циклов:
- на стихи Эйхендорфа;
- на стихи Мёрике;
- на стихи Гёте;
- «Испанская книга песен»;
- «Итальянская книга песен»;
- Сонеты на стихи Микеланджело.
Семинар № 7
Оперное творчество Верди
1. Рисорджименто и творчество Верди.
2. Особенности опер 40-х годов Х1Х в.
3. Новаторские черты опер первой половины 1850-х гг.: «Риголетто»,
«Травиата», «Трубадур».
4. Жанр большой оперы периода середины 1850-х –1871 гг.:
- «Дон Карлос»;
- «Аида».
5. Верди и Шекспир. Музыкальная драма «Отелло».
6. Новаторская трактовка жанра комической оперы в «Фальстафе».
Семинар № 8
Французская музыка второй половины Х1Х в.
1. Причины появления и особенности лирической французской
оперы.
- «Фауст» Гуно;
- «Манон» Массне.
2. Новаторская трактовка жанра оперы в творчестве Бизе:
- «Искатели жемчуга»;
- музыкальная драма «Кармен».
3. Оперетта – новый музыкально-театральный жанр. «Прекрасная Елена»
Оффенбаха.
4. Пути развития французской инструментальной музыки:
- лирико-драматическая симфония и симфония-сюита (Франк, Лало);
- симфоническая поэма «Джины» Франка;
- романтический программный сюитный цикл Сен-Санса «Карнавал
животных»;
- романтическая трактовка классических жанров – сонаты и сюиты в
творчестве Франка.
Семинар № 9
Национальные композиторские школы
1. Трактовка жанра симфонической поэмы в творчестве Сметаны и
Дворжака.
2. Симфоническое творчество Дворжака. Своеобразие Симфонии № 9 «Из
Нового света».
3.Национальное своеобразие инструментального творчества Грига и
Альбениса:
- трактовка жанра миниатюры и цикла миниатюр;
- крупные жанры-формы в творчестве Грига
4. Романтическое прочтение жанра камерного ансамбля в творчестве
Дворжака, Грига.
5. Вокальная лирика в творчестве Грига и Дворжака. Жанр песни, романса и
вокального цикла.
7. Чешская опера:
- историко-романтические оперы Сметаны и Дворжака;
- лирико-комическая опера в их творчестве. «Проданная невеста»
Сметаны;
- лирико-сказочная опера «Русалка» Дворжака.
8. Музыка Грига к драматическим спектаклям.