Наталья Сергеевна Садырова
РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА
В первые три года жизни происходит стремительный рост синаптических связей головного мозга.
С возрастом темп их замедляется, происходит «стирание» редко используемых дендритов и одновременно с этим укрепление актуальных связей.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК МОЗГА
Формируется от зачатия до 1,5 лет
v Регулирует процессы возбуждения и торможения
v Активация и поддержание концентрации внимания
v Смена периодов сна и бодрствования
v Лимбическая система (обеспечение базовых эмоций, эмоциональная память на события)
ФАКТОРЫРИСКА
v Особенности течения беременности: токсикоз, гипоксия, стрессовые ситуации для будущей мамы, обвитие пуповиной, плацентарная недостаточность
v Особенности родов: стимуляция и медицинское вмешательство в процесс родов, наркоз, кесарево сечение, роды «в нужный день», подвывихи шейного отдела позвоночника, другие травмы при родах
v Неврологические диагнозы: ППЦНС, РЦОН и т.д.
v Образ жизни семьи: отсутствие режима, позднее укладывание, телевизор «фоном» и т.д.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ
v Игнорирование рекомендаций невролога на первом году жизни
v Чрезмерная стимуляция «развивающими» игрушками
v Мультфильмы, планшет, аудиокниги
v Отсутствие прогулок на свежем воздухе
v Малоподвижный образ жизни
v Позднее укладывание и гаджеты перед сном
v Предпочтение сладких напитков воде
v Раннее обучение учебным навыкам
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ
v Полноценный сон
v Активные прогулки на свежем воздухе
v Оптимизация режима интеллектуальных нагрузок
v Спортивные кружки и секции: бассейн, лыжи, бег и т.д.
v Тренировка дыхания: гимнастика по Стрельниковой, пение, духовые музыкальные инструменты
v Полноценное питание, контроль железа, дополнительный прием витамина D Омега-3
v Нейрокоррекционные занятия: дыхательные и глазодвигательные упражнения, растяжки для гармонизации общего тонуса, релаксация (программа «Умные движения»)
v Консультация невролога, психиатра
БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
v Слух
v Зрение
v Кинестетика
v Проприоцепция
v Моторика
v Пространство
v Время
v Речь
v Чтение, письмо, счет
v Анализ и синтез информации
СИМУЛЬТАННЫЙ ФАКТОР
(правое полушарие) 1 – 5 лет
v Синтез
v Пространство
v Целое, образ
v Интуиция
v Эмоции
v Опыт
v Чувство
v Пассивность
v Подсознание
v Внутренняя речь
v Шумы, интонации
v Творчество
v Аналогии
v Понимание смысла
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
v Искусственное «ускорение» ходьбы (ходунки, толокар)
v Ограничение подвижности ребенка
v Раннее обучение учебным навыкам
v Мультфильмы вместо книг
v Обедненная речевая среда
v Отсутствие возможности фантазировать
ВАЖНО РАЗВИВАТЬ
0 – 3 года:
v «живое» эмоциональное общение
v Разнообразная тактильная среда
v Предметно-манипулятивная игра
v Возможность движения
v Тактильные игры и потешки
3 – 5 лет:
v Обогащение речевой среды
v Творчество и фантазия
v Свободная игра
v Сюжетно-ролевые игры и перевоплощения
v Крупная и мелкая моторика
v Ритмика и музыкальное развитие
v Расширение представлений о мире
СУКЦЕССИВНЫЙ ФАКТОР
(левое полушарие)
5 – 9 лет:
v Анализ
v Время
v Детали
v Интеллект
v Логика
v Словарный запас
v Аргумент
v Мышление
v Активность
v Сознание
v Речевой слух
v Точные науки
v Факты
v Буквы и цифры
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
v Обучение вместо игр и спорта
v Преждевременное начало школьного обучения
v Завышенные требования к ребенку в 1 классе
v Репетиторы и увеличение учебных часов при трудностях в обучении
v Запрет на прогулки как наказание за плохую учебу
v Уроки до поздней ночи
ЧТО ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ
5-7 лет:
v Подвижные игры с правилами
v Настольные игры
v Обучение в игровой форме
v Своевременная диагностика и коррекция слабых функций
v Учитывать индивидуальную траекторию развития при выборе школьной программы и возраста начала обучения
7-9 лет:
v Режим дня!
v Ежедневные активные прогулки, спорт
v Коррекция/развитие межполушарных связей
v Если ребенок не справляется со школьной программой, нужен не репетитор, а качественная НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА и коррекция дефицитарных функций
БЛОК РЕГУЛЯЦИИ, ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ
v Самоконтроль
v Самодисциплина
v Самостоятельность
v Ответственность
v Постановка и достижение цели
v Планирование
v Умение решать задачи в несколько действий
v Возможность переключения на новую программу
v Контроль импульсивности
v Интеллектуальное развитие
v Мотивация
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
v Игнорирование рекомендаций невропатолога
v Гиперопека
v Отсутствие режима дня
v Неорганизованность родителей
v Отсутствие четкой системы семейных правил и границ
v Чрезмерный родительский контроль, ребенок лишен возможностисамостоятельно принимать решения
v Ошибочная система поощрений и наказаний
v Завышенные требования к ребенку
КАК РАЗВИВАТЬ САМОКОНТРОЛЬ
v Режим дня, ритуалы (порядок во времени и пространстве = порядок в голове)
v Четкая структура правил, «границ» в семье, поощрение самостоятельности, приобщение к домашним обязанностям
v Внешние опоры-схемы, рисунки, алгоритмы действий, помогающие планировать и соблюдать план действий
v Простые и четкие инструкции, при необходимости разбивать задание на более подробные шаги
v Настольные игры с правилами, стратегии, игры на реакцию и внимание
v Нейропсихологическая коррекция
v Коммуникативные и мотивационные программы