Темы докладов на семинарах (колуквиумах).




КУЛЬТУРОЛОГИЯ

I семестр

Семинар 1.

Тема 1 Культурология как наука (2 часа).

Форма проведения семинара: Семинар проходит в форме коллоквиума: обсуждение сообщений студентов по заданным им заранее вопросам.

Цель темы: уяснение предмета исследования культурологии, ее соотношение с другими социально-гуманитарными науками; состава современного культурологического знания; изучение исторического процесса формирования науки культурологии, предпосылок этого процесса; изучение феномена «кризиса культуры» в ХХ веке как социальной предпосылки формирования культурологии, сущности этого феномена, причин его возникновения, изучение проявлений кризиса культуры в различных сферах культурной жизни общества; знакомство с основными понятиями современной культурологии.

Основные понятия для изучения: культурология, гносеологическая предпосылка формирования культурологии, кризис культуры, ценностные ориентации, культурные традиции, модернизм, абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм, постмодернизм, конвенционализм, плюрализм, толерантность, культурогенез, морфология культуры, типология культур, межкультурные коммуникации.

Вопросы для обсуждения:

- предмет культурологи и ее место в системе современного социально-гуманитарного знания. Взаимодействие культурологии с другими гуманитарными науками;

- предпосылки формирования культурологии как теоретической науки о культуре;

- сущность модернизма и основные направления.

- феномен «массовой культуры»: сущность, причины появления в ХХ веке, достоинства и недостатки.

Литература:

1. Драч Д.В. Культурология. М., 2010.

2. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры.// Избр.соч., Т.1. М.,1996.

3. Сорокин П. Кризис нашего времени./ Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2003.

4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1995.

Предварительная подготовка студентов:

Перед семинаром студенты должны самостоятельно изучить по учебникам и учебным пособиям, а также по другим, доступным им источникам (включая ИНТЕРНЕТ) вопросы, выносимые на занятие и быть готовыми к их обсуждению в режиме свободной дискуссии.

Вопросы для самопроверки:

- Какова этимология термина «культурология»?

- Каков предмет науки культурологии?

- Какие функции выполняет культурология в системе гуманитарных наук?

- Когда и в силу каких условий возникает наука культурология?

- Какой вклад в развитие культурологии внес Лесли Уайт?

- Что такое «кризис культуры»?

- Каковы причины кризиса культуры в ХХ веке?

- Каковы проявления кризиса культуры в современном мире?

 

Тема 2.Основные школы, направления и теории и культурологи (2 часа).

Цель темы: изучение истории развития представлений о культуре и процесса формирования различных концепций культуры в ХХ веке; изучение основных направлений современной культурологической мысли.

Основные понятия для изучения: культурфилософия; герменевтика; игровая концепция культуры; натуралистическое направление в культурологии; сублимация; «коллективное бессознательное» и архетипы культуры; религиозное направление в культурологии; эволюционное направление в культурологии; историческая школа в культурологии, «культурно-исторические типы»; локальные культуры, закон «вызова и ответа»; социологическое направление в культурологии; структурно-функциональный метод, язык как знаковая система, символическая школа в культурологии.

Вопросы для обсуждения:

- эволюция представлений о культуре в истории европейской мысли;

- культурфилософия ХХ века. Концепция культуры в немецкой «философии жизни»;

- «игровая» концепция культуры в работах Й.Хейзинга;

- эволюционная школа в культурологии. Работы Э.Тайлора;

- теория культурно-исторических типов. Работа О.Шпенглера «Закат Европы»;

Литература:

1. Драч Г.В. Культурология. М., 2010.

2. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры./ Избр.соч., Т.1., М., 1996.

3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2003.

4. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М., 2001.

5. Тайлор Э. Первобытная культура.

6. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

7. Шпенглер О. Закат Европы (Очерки морфологии мировой культуры). Т.1. М., 2005.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Предварительная подготовка студентов: Перед семинаром студенты должны самостоятельно изучить по учебникам и учебным пособиям, а также по другим, доступным им источникам (включая ИНТЕРНЕТ) вопросы, выносимые на занятие и быть готовыми к их обсуждению в режиме свободной дискуссии.

Вопросы для самопроверки:

- Каково было первоначальное значение термина «культура»?

- Основные интерпретации термина «культура» в эпоху Античности.

- Изменение в понимании термина «культура» в эпоху Средневековья.

- Значение термина «культура» в эпоху Возрождения и Нового времени

- Суть концепции культуры в немецкой «философии жизни»?

- В чем суть герменевтического метода в исследовании культуры (В.Дильтей)?

- В чем суть «игровой концепции культуры» Й.Хейзинги?

- В чем суть натуралистического направления в культурологи (на примере психоанализа З.Фрейда)?

- Что отличает психоаналитические теории культуры З.Фрейда, К.Г.Юнга и Э.Фромма?

- В чем суть теории «осевого времени» К.Ясперса? Почему ее можно отнести к религиозному направлению в культурологии?

- Что такое «культурно-исторический тип» в интерпретации «исторической школы» культурологии?

- В чем суть теории «вызова и ответа» А.Тойнби?

- В чем суть социологической концепции культуры Г.Маклюэна?

- В чем суть интеграционной теории культуры П.Сорокина?

- В чем суть «эволюционной школы» в культурологи? Кто является ее редставителем?

- Какие Вы знаете концепции кризиса культуры в ХХ веке?

Семинар 2.

Тема 3 Культура как специфическая целостность. (2 часа)

Форма проведения семинара: Семинар проходит в форме коллоквиума: обсуждение сообщений студентов по заданным им заранее вопросам.

Цель темы:понимание многомерности культуры и многообразия подходов к определению ее сущности; изучение культуры как специфической целостности в жизни человека и общества, ее связи с творческой деятельностью человека; исследование культуры как специфического способа жизни человека и функций культуры; изучение структуры культуры, ее основных структурных элементов; изучение исторической типологии культуры.

Основные понятия для изучения: сущность культуры, культурные ценности, артефакт, адаптивная функция культуры, интегративная функция, коммуникативная функция, ценностно-ориентирующая функция, регулятивная функция, релаксационная функция, гуманистическая функция культуры; уровни и виды культуры, субкультура, духовная культура, материально-технологическая культура, бытовая культура, социально-политическая культура, историческая типология культуры, культурогенез.

Вопросы для обсуждения:

- Сущность и основные функции культуры;

- Структура культуры. Основные композиционные элементы культуры;

- Субъекты культуры.

- Динамика культуры. Модели социокультурной динамики. Основные факторы социокультурной динамики.

- Историческая типология культуры. Исторические типы трансляции культуры.

Литература:

1. Гуревич П.С. Культурология. М., 2011.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

3. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры.// Избр.соч., Т.1. М.,1996.

4. Маркова А.Н. Культурология. М., 2011.

Предварительная подготовка студентов:

Перед семинаром студенты должны самостоятельно изучить по учебникам и учебным пособиям, а также по другим, доступным им источникам (включая ИНТЕРНЕТ) вопросы, выносимые на занятие и быть готовыми к их обсуждению в режиме свободной дискуссии.

Вопросы для самопроверки:

- Какие существуют подходы к определению «культура»?

- Раскройте сущность и содержание понятия культуры.

- Какие основные функции выполняет культура в жизни человека и общества?

- Какие существуют подходы к выделению структуры культуры?

- Какие существуют уровни культуры по субъекту культуры?

- Какие выделяются основные виды культуры по сферам жизнедеятельности?

- Что относится к материально-технологической культуре?

- Что входит в социально-политическую культуру общества?

- Что составляет духовную культуру общества?

- Что такое «бытовая культура»?

- Что такое культурно-исторический тип человека?

- Что определяет неповторимость индивидуальной культуры человека?

Тема 4. Особенности культурных традиций Востока и Запада. (2 часа)

Форма проведения семинара: Семинар проходит в интерактивной форме. Круглый стол: защита точки зрения определенной школы

Цель темы: изучение особенностей Западного и Восточного типов культур, факторов, определяющих это своеобразие; понимание особенностей «серединных» культур; изучение античного типа культуры как зарождения культурных традиций Запада; изучение особенностей культуры Древнего Востока; изучение истории развития христианского типа культуры, основных характеристик культуры эпохи Возрождения, Нового времени, Просвещения.

Основные понятия для изучения: Восточные и Западные типы культур, локальная культура, буддизм, конфуцианство, даосизм, агонистика, калокагатия, космоцентризм, рационализм, эллинизм, стоицизм, кинизм, гедонизм, эпикуреизм, барокко, классицизм, креационизм, эсхатология, теодицея, провиденциализм, антропоцентризм, деизм, пантеизм, гуманизм, протестантизм.

Вопросы для обсуждения:

- «Запад» и «Восток» как предмет культурологического анализа. Особенности типов мышления «Запада» и «Востока».

- Особенности индо-буддийского типа культуры.

- Особенности китайско-конфуцианской культурной традиции.

- Культура Античности как зарождение культурных традиций Запада. Особенности культуры Древнего Рима.

- Христианский тип культуры: генезис, особенности культурных традиций.

- Основные достижения культуры эпохи Возрождения.

- Генезис, особенности и эволюция новоевропейского типа культуры.

Литература:

1. Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2002.

2. Гиро П. Быт и нравы древних римлян. Смоленск, 2000.

3. Гуревич А.Я. Культура Средневековья.// История и философия культуры. М., 1996.

4. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до 20 века. М., 2002.

5. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993.

Предварительная подготовка студентов:

Перед семинаром студенты должны самостоятельно изучить по учебникам и учебным пособиям, а также по другим, доступным им источникам (включая ИНТЕРНЕТ) вопросы, выносимые на занятие и быть готовыми к их обсуждению в режиме свободной дискуссии.

Вопросы для самопроверки:

- Что такое Восточный и Западный типы культуры?

- Что такое «серединные» культуры?

- Каковы главные отличительные особенности Культуры Востока?

- В чем главные особенности античного типа культуры древних греков?

- Что такое принцип калокагатии в античной культуре древних греков?

- Что такое принцип агонистики в античной культуре древних греков?

- Что отличает христианскую культуру европейского средневековья от античной системы ценностных ориентаций?

- Что определяет тип культуры эпохи Возрождения?

- Каковы особенности культуры Нового времени и эпохи Возрождения?

 

Семинар 3.

Тема 5. Особенности культурных традиций России. (4 часа)

Форма проведения семинара: С еминар проходит в форме коллоквиума: обсуждение сообщений студентов по заданным им заранее вопросам.

Цель темы: рассмотрение различных концепций культурного развития России; изучение вопросов происхождения и основных этапов исторической эволюции культуры России; выявление особенности культурных традиций России; анализ проблем и перспектив культурного развития России в современном мире.

Основные понятия для изучения: Россия как особый «четырехосновной» культурно-исторический тип (Н.Данилевский); «серединный» тип культуры; евразийство; «золотой век» русской культуры, «серебряный век» русской культуры, культурная «оттепель», культурное наследие, американизация культуры, культурная универсализация.

Вопросы для обсуждения:

- Концепции особенностей культурного развития России: спор славянофилов и западников, концепция Н.Я.Данилевского, концепция русских религиозных философов концаXIX – начала Xxвв., концепция еврозийцев и др.

- Особенности культуры Древней Руси.

- Особенности культуры Московской Руси.

- Особенности культуры Российской империи.

- Отечественная культура советского периода.

- Культура современной России: проблемы, перспективы развития.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и пути русской культуры//История и философия культуры. М., 1996.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1990.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2004.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2002.

5. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ХУШ-начала Х1Х вв. СПб., 1994.

7. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Соч. в 3-х т. М., 1995.

Предварительная подготовка студентов:

Перед семинаром студенты должны самостоятельно изучить по учебникам и учебным пособиям, а также по другим, доступным им источникам (включая интернет) вопросы, выносимые на занятие и быть готовыми к их обсуждению в режиме свободной дискуссии.

Вопросы для самопроверки:

- Раскройте содержание концепции славянофилов;

- Раскройте содержание концепции западничества;

- В чем видит своеобразие России как культурно-исторического типа Н.Я.Данилевский?

- В чем суть евразийства?

- Каков взгляд на особенности культурного развития России Н.А.Бердяева?

- В чем особенности культуры эпохи Древней Руси (Киевской Руси)?

- В чем особенности культурного развития Руси в эпоху татаро-монгольского ига?

- В чем особенности культурного развития России в эпоху Московского царства (XY- XYI вв.)?

- Какова роль реформ Петра I для культурного развития России.

- В чем особенности русской культуры советского периода, ее проблемы и достижения?

- Чем характеризуется современный этап развития отечественной культуры?

Семинар 4.

Тема 6. Культура в современном мире. (2 часа)

Форма проведения семинара: С еминар проходит в форме коллоквиума: обсуждение сообщений студентов по заданным им заранее вопросам.

Цель темы: изучение различных взглядов на проблему истоков культуры; исследование культуры как специфического способа жизни человека и общества; изучения различных аспектов и уровней взаимодействия культуры и природы, проблем экологического кризиса; изучение взаимодействия общества и культуры; рассмотрение основные социальных институтов культуры; определение критериев культурного прогресса общества; анализ современного состояния культурного развития общества.

Основные понятия для изучения: культура, природа, экологическая культура, глобальные проблемы современности, ноосфера, социальный институт, общественный прогресс, критерии общественного прогресса, кризис культуры.

Вопросы для обсуждения:

- Человек и природа. Биологические предпосылки формирования культуры: проблемы коэволюции;

- Культура и общество. Общественный прогресс и его критерии. Место культуры в социальном развитии;

- Глобальные проблемы современности. Пути и методы их решения;

- Кризис культуры: механизмы преодоления;

- Основные социальные институты культуры;

- Модернизация общества: культурная составляющая.

Литература:

1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2003.

2. Шпенглер О. Закат Европы (Очерки морфологии мировой культуры). Т.1. М., 2005.

3. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1995.

4. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. М., 2011.

Предварительная подготовка студентов:

Перед семинаром студенты должны самостоятельно изучить по учебникам и учебным пособиям, а также по другим, доступным им источникам (включая интернет) вопросы, выносимые на занятие и быть готовыми к их обсуждению в режиме свободной дискуссии.

Вопросы для самопроверки:

- Каковы биологические предпосылки формирования культуры?

- Раскройте содержание теории географического детерминизма Ш.Монтескье;

- Как оценивали соотношение биологического и культурно-социального в человеке Ф.Ницше и З.Фрейд?

- Что такое экологическая культура?

- В чем суть теории ноосферы Вернадского?

- Что понимается под общественным прогрессом и каковы его критерии?

- Что такое кризис культуры? Назовите основные его направления.

- Какова роль культуры в процессе модернизации современного российского общества?

 

Тема 7. Культура и личность. (2 часа)

Форма проведения семинара: Семинар проходит в интерактивной форме. Дебаты: славянофилы против западников.

Цель темы: исследование культуры как специфического способа жизни человека, особенностей культурно-исторических типов личности, условий реализации человека как субъекта культуры; изучение процесса инкультурации и социализации личности; рассмотрение культуры как способа преодоления межличностных, групповых, национальных, классовых, религиозных и других конфликтов.

Основные понятия для изучения: человек, личность, инкультурация, социализация, ресоциализация, культурный шок, творчество, идентификация и идентичность.

Вопросы для обсуждения:

- Человек как субъект и объект культурной деятельности;

- Роль культуры в процессе идентификации и социализации личности;

- Личность и общество: механизмы культурного взаимодействия;

- Социальные конфликты: понятие, типы. Межкультурные коммуникации как способ решения проблемы.

Литература:

1. Гуревич П.С. Культурология. М., 2011.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

3. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

4. Самосознание европейской культуры ХХ века.// Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М,. 1992.

Предварительная подготовка студентов:

Перед семинаром студенты должны самостоятельно изучить по учебникам и учебным пособиям, а также по другим, доступным им источникам (включая интернет) вопросы, выносимые на занятие и быть готовыми к их обсуждению в режиме свободной дискуссии.

Вопросы для самопроверки:

- В чем заключаются культурные факторы формирования личности?

- Что такое межкультурные коммуникации?

- Что такое личностная идентификация?

 

Семинар 5 - зачёт

Темы докладов на семинарах (колуквиумах).

1. Сущность и функции культуры.

2. Феномен массовой культуры в ХХ веке.

3. Понятие "субкультура" на примере молодежной культуры ХХ века.

4. Проблема истоков культуры в современной культурологии.

5. Концепция "замкнутых культур" О.Шпенглера.

6. «Игровая концепция культуры» Й.Хейзинги.

7. Концепция культуры в теории психоанализа З.Фрейда и К.Юнга.

8. Концепция кризиса культуры в ХХ веке в работе Х.Ортеги-и-Гассета "Восстание масс".

9. Концепция культурно-исторического процесса в работах Л.Гумилева.

10. Концепция культурно-исторического процесса в теории «осевого времени» К.Ясперса.

11. Эволюционное направление в культурологии.

12. Концепция культурно-исторических типов А.Тойнби. Символическая школа в современной культурологи: Э.Касирер, К.Леви-Стросс.

13. Кризис культуры: сущность, причины, проявления в ХХ веке.

14. Понятие «маргинальная культура».

15. Понятие "культурный человек": содержание, историческая эволюция, современные представления.

16. Обычай, закон, мораль: особенности регламентации поведения человека.

17. Понятие «менталитет»: сущность и роль в культуре народов.

18. Этнокультурные стереотипы разных народов.

19. Искусство как феномен культуры: сущность и функции в обществе. Религия в системе культуры: сущность и функции в обществе.

20. Понятие "культура быта", национальные особенности бытовой культуры.

21. Традиции праздников в культуре разных народов.

22. Миф как феномен культуры.

23. Общее и особенное в культурах Древнего Востока.

24. Особенности культурных традиций Запада и Востока.

25. Особенности культуры Древнего Египта.

26. Особенности античной культуры Древней Греции.

27. Особенности культурных традиций Древнего Рима.

28. Основные достижения древнеиндийской культуры.

29. Основные достижения древнекитайской культуры.

30. Основные достижения арабо-исламской культуры.

31. Евразийская концепция особенностей культурного развития России.

32. Особенности культуры Древней Руси.

33. «Золотой век» русской культуры.

34. «Особенности культурного развития России в ХХ веке.

35. Особенности русского менталитета и современные процессы культурного развития России.

36. Культура ХХ- ХХI веков: проблемы и перспективы развития.

37. Образ человека в культурах разных эпох.

38. Проблема субъекта культуры: индивид, народ, человечество.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: