Жан Жорж Новер и его реформы.




https://www.youtube.com/watch?v=TzP4XEoHz1k

(Жан-Жорж Новерр – основоположник современного балета)

 

Жан Жорж Новер (1727-1810) – великий французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. С 1778 года – член Французской королевской академии танцев. День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается как МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТАНЦА.

С детства ему предназначалась военная карьера; но судьба распорядилась иначе. Он начал брать уроки танцев у знаменитого в то время танцовщика Дюпре и 1743 года дебютировал в придворном спектакле в Фонтенбло. Среди его педагогов был танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель. В 1748 году, женился на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр. В этом же году отправился в Берлин, в надежде на крупные заработки. Там Фридрих Великий сразу стал одним из поклонников его таланта. В 1749г. Новерр снова появился в Париже, где им был поставлен спектакль не совсем удачный «Китайский балет».

До 1752 года он выступал в Страсбурге и Лионе, а затем уехал в Лондон, где провел два года в труппе британского актёра Дэвида Гаррика, дружбу с которым он сохранит на всю жизнь и которого будет называть «Шекспиром в танце». Работая там, Новерр пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой балет танец ранее входил в виде бессодержательного балетного фрагмента; он продумывал серьезную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей. В 1754 году он вернулся Париж и в тот же год создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские праздники». Затем судьба вновь забросила его в Лион, где он прожил с 1758 и 1760 гг. Там Новерр поставил несколько балетных спектаклей и опубликовал свой главный теоретический труд «Записки о танце и балете» – он осмыслил весь предыдущий балетный опыт и охватил все аспекты современного ему танца; он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он ввел новый балетный термин pas d’action – действенный балет. К 1764 году Новерр руководил труппой из пятнадцати солистов и кордебалета из двадцати трех мужчин и двадцать одной женщины.

По приглашению Гаррика Новерр съездил в Лондон, где пришел в восторг при виде выразительной игры этого великого артиста. Тут у него окончательно утвердилась мысль пересоздать балетное искусство и из «ремесла» танцовщиков выработать настоящее искусство, которое заставило бы артистов подражать древним римским пантомимам.

Из Лондона Новерр направился в Штутгарт. Тут он в первый раз по своему плану создал на сцене самостоятельный балет; кроме того, в Штутгарте им была основана танцевальная школа. В 1767г. Новерр был призван в Вену для организации балета при «Кэрнертортеатре» и для открытия вновь «Бургтеатра».

В этом же году Новерру поручено было поставить балет по случаю бракосочетания австрийской эрцгерцогини с неаполитанским королем. Постановка этого произведения была первым успехом Новерра.

С этого времени Новерр считался излюбленным артистом Вены, где постановка каждого его произведения составляла крупное событие. Местная критика ставила его на недосягаемую высоту.

Кроме природного таланта как сочинителя балетов, Новерр пользовался также справедливой репутацией «создателя» учеников, вполне пригодных для его выразительных танцев. Оставаясь в Вене безвыездно с 1767 до 1774, Новерр организовал там танцевальную школу, где под его личным руководством сформировался целый ряд артистов, занявших видное место на балетной сцене.

В Вене Новерр поставил целый рад небольших балетов: «Китайские превращения», «Прусские рекруты» и др. Сочинив в шутливых тонах «Дон Кихота», Новерр занялся постановкой героически-пантомимных балетов, создавших его славу.

В Вене все произведения Новерра пользовались громадным успехом. Пребывание его в австрийской столице было лучшим периодом его деятельности. Новерр считался любимцем при венском дворе. Он был назначен придворным балетмейстером и заведующим дворцовыми развлечениями. Несмотря на все оказанные милости, Новерра все-таки тянуло на родину, в Париж, где бы он мог применить свой талант. После постановки нескольких балетов в разных городах Италии Новерр был, наконец, в 1770 приглашен в Париж, куда он прибыл с солидной репутацией талантливого хореографа и с обширным багажом сочиненных им балетов.

В Париже Новерр тотчас же хотел оправдать свою репутацию. С блестящим успехом поставил он знакомые уже в Вене балеты «Медея и Язон», «Китайский праздник», «Туалет Венеры», «Апеллес и Кампаспа».

Не обошлось, конечно, без горьких насмешек по адресу непризнанного пока реформатора. Памфлеты служили для искусства только на пользу. Новер отписывался, доказывая публике, что балет – не танцевальное развлечение и что программу балета следует сочинять раньше музыки. Он это и делал, объясняя содержание своих балетов, требуя, чтобы композитор подлаживался к балетмейстеру, а не наоборот.

Найдя себе покровительницу в лице молодой королевы Марии Антуанетты, Новер добился, наконец, в 1775 постановки полностью балета «Медея и Язон». В нем отличились Вестрис с г-жами Аллар и Гимар. Успех балета был чрезвычайный. Пользуясь особым покровительством королевы, несмотря на интриги его товарищей по искусству, Новерр был назначен главным балетмейстером оперного театра и руководителем праздников в Трианоне. В продолжение пяти месяцев он не сходил с афиш, и билеты брались с боя. Новерр, таким образом, окончательно обосновался в опере. Его реформа привилась и пришлась по вкусу публике. Балет стал, наконец, тем цельным хореографическим зрелищем, каким он существует до настоящего времени.

В 1776-1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы, однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра, не желающих ничего менять. В 1781 году Новерр написал свои разработки по строительству нового зала Парижской Опера «Комментарий по строительству зала». Борьба с труппой, не желающей признавать новые веяния в балете, отнимала много сил и времени; занятый работой, Новерр покинул пост в Парижской Опере (эту должность занял его ученик и сподвижник Жан Доберваль) и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн». С 1778 года – Жан Жорж Новерр член Французской королевской академии танцев.

Все это время, где бы он ни находился, он продолжал неистово работать: он не только ставил балетные спектакли (Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх), он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Его имя стало широко известно, и он находился в переписке с выдающимися людьми своего времени, в том числе с Вольтером, некоторые письма к которому сохранились до настоящего времени. Новерр начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 году он прибыл в Сен-Жермен-ан-Лэ. Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить – 19 октября 1810 года он скончался.

Балет в эпоху просвещения.

В период эпохи просвещения возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Произошло отделение балета от оперы, появился новый вид театрального спектакля, где выразительными средствами были танец и пантомима. Эпоха Просвещения – одна из этапных в развитии балета. Просветители призывали к отказу от условностей классицизма, к демократизации и реформе балетного театра. Придворному аристократическому бессодержательному балету противопоставляется новая программа, целью которой является – осмысленность, действенность, содержательность. Появились смелые новаторы, каждый из которых по-своему искал новые возможности танцевальной техники, пантомимы, музыки, декораций и костюмов. Они пытались освободить балет от однообразия и штампов. К этому искусству стали относится по-новому, благодаря Просвещению. Жан Жорж Новерр был самым значительным хореографом этого направления, причем не только практиком-новатором, но и автором весьма убедительных публикаций. Его Письма о танце и балета заложили эстетические основы искусства балета, и многие его утверждения не теряют значения и в наши дни. Деятели эпохи Просвещения видели в театре могучее действенное средство пропаганды передовых идей просветительской философии. Танец, под влиянием идей Просвещения, освободился от той искусственности, против которой боролся Новерр. Балет перестал восприниматься как явление придворной жизни.

Нововведения в балете.

Главное достижение эпохи Просвещения заключается в том, что балет теперь становится отдельным видом искусства, теряя свою исторически сложившуюся связь с оперой.

Во второй половине 18 века, в области хореографии уже чувствовалось, что искусство не могло долго оставаться в своей замкнутой форме, зависимой исключительно от воли композиторов. Хореография должна была вылиться в самостоятельное сценическое зрелище. Она ожидала только искусного хореографа, который поставил бы балет на правильный путь.

В 18 веке балет развивался по двум направлениям. Это были благородный и виртуозный танец. В разных странах и разных танцевальных областях проявляют себя талантливые самобытные мастера, такие как Вестрис, Гардель, Дюпре, Новерр.

Особенностью этого времени стала новая мода в одежде, которая подчеркивала легкость и простоту платьев, что сделало танцоров подвижными на сцене. Свобода и легкость проявились не только в одежде – в балетном искусстве стали популярны пируэты и прыжки, которые доселе никогда не использовались.

Великим реформатором танца стал французский балетмейстер Жан Жорж Новерр. Новерр призывал создать действенный, т. е. содержательный и выразительный, танец, в котором события, чувства и мысли героев раскрывались бы в пантомиме и танцевальных движениях. От балетмейстеров Новерр требовал кроме поэтического дара и богатого воображения еще и широкой образованности. Музыку он называл душой балета. Взгляды Новерра оказали огромное влияние на развитие хореографии.

Просвещение проявилось, также в большом количестве публикаций, посвященных технике и истории балета. Жан Жорж Новерр в 1760 году выпустил «Письма о танце и балетах». Некоторые факты и основы, провозглашенные в этом произведении, остаются актуальными и в наше время.

Реформа костюмов.

Кроме внутреннего содержания своих балетов, Новерр заботился о декорациях и, особенно о костюмах, в способе ношения которых он совершил коренной переворот.

Большой помехой для мужского персонала была маска. Она была обязательна, и благодаря этому пережитому античного времени артисты были лишены возможности выражать на лице, какие бы то ни было чувства, присвоенные роли. Конечно, Новерр, создавший свои пантомимные балеты, украшенные выразительными танцами, немало хлопотал об уничтожении маски и о полной реформе костюмов.

«Долой с танцовщиков упругие «бочонки», долой с танцовщиц нелепые «корзинки», которые только искажают фигуру артистки, лишая ее присущей женщине грации! Долой эти дамские костюмы, заставляющие артисток во время танцев заботиться больше о складках платья, чем о грациозных движениях рук и ног!» Таковы были справедливые требования реформатора, нашедшие себе скорое осуществление.

Первый опыт в этом направлении был сделан Новерром при постановке в Лионе балета «Туалет Венеры». Маски, «бочонки» и «корзинки», мешавшие артистам, были окончательно заброшены. По его указанию были сделаны красивые туники для Венеры, нимф и граций. Костюмы для фавнов резко отличались от прежних. Ни чулок, ни перчаток: простая драпировка из тигровой кожи покрывала полуобнаженное тело, украшенное гирляндами из цветов и виноградных листьев. В таком же духе Новерром был поставлен в Лионе балет «L ’Amour corsaire».

«Я разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, изгнал стеснительные панье и еще более стеснительные тоннеле; на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими подражательными искусствами, и тем самым навлек на себя неудовольствие всех тех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были», -

писал Ж. Ж. Новерр.

«Письма….» Новерра

В книге «Письма о танце и балетах» хореограф утверждал свою эстетику балетного искусства. Впервые книга вышла в 1760 году в Штутгарте. В нашей стране она не раз переводилась на русский язык и издавалась. «Письма о танце и балетах» быстро разошлись по всему миру, и новые идеи Новерра привились на всех европейских сценах, где только существовал балет. И до сих пор «Письма…» Новерра не устарели, может быть, потому, что до настоящего времени у него не было достойного в этой области конкурента.

Артисты-исполнители и сочинители балетов пользовались и пользуются массой сделанных в сочинениях Новерра указаний, приобретенных долговременной практикой хореографа. Хотя Жан и был поклонником классической школы, но везде в его письмах сквозит желание дать, возможно, большую свободу развитию индивидуальных способностей артиста.

Современник Новерра Вольтер, переписка с которым приложена к петербургскому изданию «Писем…», отзывался с большим уважением о трудах художника-реформатора. В одном из своих отзывов Вольтер говорит: «По заглавию вашей книги можно подумать, что у вас речь идет только о танцах. Но это неверно: вы освещаете все искусства, ваш стиль красноречив; блестящи также фантазия и выразительность ваших балетов. Я вас признаю настолько великим в вашем роде искусства, что не удивляюсь постигавшим вас неприятностям».

Несмотря на более чем вековое существование, «Письма…» Новерра живучи до сих пор и служат настольной книгой для каждого мало-мальски интересующегося хореографией. Великий реформатор сразу опрокинул все балетные традиции с их прежними идеалами, разгромил те жеманные салонные танцы, в которых артисты выступали подобно солдатам на плац-параде, надсмеялся над смешением пантомимы с устными диалогами и произвел полную революцию в балетном мире. Во всех своих творениях Новер ставил на первом плане поэзию в искусстве: при этом он поучал, «что механические танцы ласкают зрение посредством симметрии движений, разнообразия темпов, изящества, красоты и блеска исполнения; мимические же танцы составляют душу балета, так как только одна пантомима придает жизнь. Лаская зрение, она в то же время пленяет сердце, вызывая у зрителей сильнейшие ощущения». Так поучал знаменитый балетмейстер.

Новерр хотел, чтобы балет стал искусством в высоком смысле слова. Он считал, что создать хореографические постановки, гармоничные и содержательные, возможно лишь при взаимосвязи и взаимодействии всех слагаемых балетного спектакля.

Новерровские преобразования коснулись и декораций, и костюмов, и музыки, в результате чего балет стал самостоятельным театральным жанром.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: