Изучение актуальных проблем теории государства и права в первую очередь связано с формированием понятийной базы для дальнейшего изучения юридических дисциплин, а также формированием профессионального мировоззрения. Поэтому очень важно, чтобы курсанты получили знания, которые достаточно длительное время оставались бы в памяти и представляли собой не отрывочные данные, а систему основных категорий. Для этого необходимо обеспечить должные предпосылки.
Процесс усвоения учебного материала обучаемым осуществляется по следующей цепочке: восприятие, осознание, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение[3].
Причем, важно заметить, что эта цепочка должна быть пройдена до конца для того, чтобы полученные знания остались в памяти обучаемого.
Восприятие материала - самая первая стадия, и от того, насколько эффективно этот процесс будет осуществляться, зависят иные стадии процесса обучения. Эффективность осуществления восприятия и осознания материала является основой для его усвоения, который включает в себя понимание, осмысление и запоминание изученного материала[4].
Все, что мы знаем и умеем, представляет собой следствие способности к запоминанию. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания и умения. В большинстве случаев запомнить учебный материал - это значит связать его с прежними знаниями, с имеющимся жизненным и практическим опытом. Каждое обращение к уже изученному содействует его более прочному усвоению, помогает уяснить и сохранить в памяти различные детали.
Следует заметить, что самая основная проблема, которая встает перед курсантами – это проблема запоминания понятий курса актуальных проблем теории государства и права. Учитывая сложность и абстрактный характер данной учебной дисциплины, данная проблема является весьма значимой. При изучении актуальных проблем теории государства и права нельзя ограничиваться механическим заучиванием формулировок понятий, так как полноценное их усвоение может осуществляться только в процессе сознательного и осмысленного уяснения его сущности. Заучивание непонятного и неосознанного представляет собой так называемое зазубривание материала. Это неэффективно, так как результаты зазубривания очень быстро забываются. Поэтому запоминание должно носить осознанный характер.
В педагогической литературе выделяют два вида запоминания: непроизвольное и произвольное.
Запоминание может быть непроизвольным,когда оно осуществляется без заранее поставленной цели запомнить и протекает как бы само собой. Произвольное запоминание осуществляется при использовании волевых усилий и специально организованной деятельности, причем в учебном процессе оно играет основную роль.
Непроизвольное запоминаниедостигает максимальной производительности в условиях активного восприятия и понимания при выполнении творческой задачи. В этом случае непроизвольное запоминание более продуктивно, чем произвольное, так как понимание и запоминание происходят одновременно. Для этого вида деятельности рекомендуется при подготовке к семинарским занятиям уделять внимание проблемным вопросам, которые приводятся в учебно-методическом комплексе по актуальным проблемам теории государства и права в каждой рассматриваемой теме. Например, вопрос «В чем заключается отличие аналогии права от распространительного толкования?» позволяте не только осуществить процесс актуализации знаний из двух тем и выявить связи между изучаемыми явлениями, но в процессе поиска ответа на него непроизвольно запоминается информация, которая необходима для ответа на данный вопрос[5].
Произвольное запоминаниеосуществляется, когда курсант ставит перед собой задачу запомнить что-либо.
Можно рекомендовать специальные приемы, направленные на повышение эффективности запоминания[6]:
1. Мысленное, а также письменное составление плана содержания запоминаемого материала в процессе работы над текстом. Причем, важно организовать работу так, чтобы составление плана производилось не только по заданию преподавателя, а вошло в повседневную привычку при проработке учебного материала. Это не только обеспечит прочное запоминание изучаемого материала, но и приучит планировать любую учебную и учебно-производственную деятельность.
2. Соотношение запоминаемого с уже имеющимися знаниями, применение сравнений, сопоставлений, выделение сходства и различия. Одним из важных педагогических средств обучения, способствующих формированию понятий, является сравнение - умение выделять главное в изучаемом, разбираться в его сущности. Каждое новое понятие, вводимое в учебный материал, должно сравниваться с теми, которыми учащиеся уже владеют. Здесь возможны аналогия (сравнение по сходству) или противопоставление (выявление различия).
Например, выявление различий между правоприменением и другими формами реализации права можно представить в следующем виде:
Исполнение, использование и соблюдение права можно упрощенно отразить в виде следующей схемы:
норма права | поведение субъекта |
Правоприменение как особая форма реализации права отражается в следующем виде:
норма права | поведение субъекта |
вмешивается властный орган |
3. Пересказывание запоминаемого материала «своими словами». Данный вид деятельности представляется достаточно эффективным при изучении более сложных тем учебного курса – таких, как «Функции права», «Реализация норм права», «Юридическая ответственность» и других.
4. Смысловая группировка учебного материала. При этом материал делится на части с выделением главного и существенного в каждой из них. Это требует активной мыслительной работы, глубокой проработки изучаемого, понимания его смысла, умения выделить смысловые опорные пункты, сформулировать их устно или письменно, установить связь между ними, понять логическую последовательность их расположения. В этом плане следует рекомендовать составление и использование схем, отражающих основные смысловые моменты изучаемого материала (См. Приложение 2).
Для успешного запоминания большое значение имеет установка на запоминание, когда учащийся ставит перед собой специальную задачу запомнить материал, а не просто воспринять его. Для прочного закрепления знаний важна также и установка на прочное и длительное сохранение в памяти изучаемого. В связи с этим очень важно определиться с двумя моментами:
Во-первых, не стоит пытаться запомнить материал, когда на это нет определенного настроя. Зачастую курсанты пытаются запомнить материал за счет достаточно большого количества процедур его прочтения. Здесь не прослеживается прямой зависимости. Можно бездумно прочитать текст достаточно большое количество раз, но при этом почти ничего не усвоить.
Во-вторых, следует четко представлять, что необходимо запомнить дословно, а что можно воспроизводить своими словами; что хранить в памяти постоянно, а с чем нужно просто ознакомиться, не стараясь запомнить. В связи с этим, применительно к актуальным проблемам теории государства и права, следует рекомендовать следующее:
1. Запоминать более детальные формулировки необходимо лишь у определений понятий. Такая информация, например, как признаки понятия, дословного запоминания не требует. Ведь признаки какого либо явления можно сформулировать, разделив его понятие на смысловые части.
2. Следует запомнить основные критерии классификации, в соответствии с которыми осуществляется деление на группы какого-либо явления. Очень распространенными являются следующие: по отраслям права, по функциям права (регулятивные и охранительные), по методам правового регулирования (императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные) по структуре (простые и комплексные), по временному признаку (постоянные и временные).
3. Не следует стремиться запомнить все в изучаемом материале. Главное - не запомнить все и дословно, а понять и сохранить в памяти основную мысль, выделить главное.
Хотелось бы рекомендовать в процессе изучения актуальных проблем теории государства и права учитывать основные закономерности запоминания:
1. Важнейшим условием запоминания учебного материала является его понимание. В связи с этим, следует отметить, что любое юридическое понятие вызывает у человека определенный круг ассоциаций. Один обучаемый даст очень поверхностное и приблизительное разъяснение этим сочетаниям слов. Другой же представит четкие пояснения, укажет ассоциативные связи и подробно раскроет содержание темы в рамках этого понятия. От чего это зависит? В первую очередь, от уровня знаний человека и развитости его мышления. Тем не менее, ассоциативное мышление можно и нужно развивать путем представления ассоциаций, которые возникают с каким-то конкретным словом. Это очень помогает в запоминании материала. Например, функции - всегда отражают деятельностный аспект какого-либо явления, понятие формы – ассоциируется с внешним выражением содержания какого-то явления, систематизация – упорядочение, приведение в удобный вид.
2. Наиболее прочно закрепляются в памяти первые впечатления. По этой причине следует посещать лекции, несмотря на то, что они начитываются не по всем темам, а затрагивают лишь важнейшие из них. Это все равно имеет большое значение. Материал преподносится преподавателем достаточно эмоционально, впечатление могут также произвести четкость выводов и суждений обучающего в ходе рассмотрения какого-то вопроса.
3. Достаточно прочными являются знания, основанные на осознании закономерностей и причинно-следственных связей. В этом плане можно тоже рекомендовать составление схем взаимной связи понятий, примерно в таком виде, как это представлено в Приложении 3.
4. Во время эмоционального возбуждения и восприятие, и запоминание, как правило, слабеют, так как внимание сосредоточивается не на материале, который нужно запомнить, а на причине эмоционального возбуждения. Следовательно, учить необходимо в спокойной обстановке.
5. Быстрее всего забываются формулы, определения и описательный материал; По этой причине необходимо больше внимания уделять повторению основных категорий по теории государства и права (см. Приложение 2).
6. Забывание особенно интенсивно протекает сразу после восприятия, затем замедляется; По этой причине пройденный материал необходимо периодически повторять. Причем процесс повторения также имеет целый ряд особенностей осуществления. Остановимся на них подробнее.
Учитывая, что забывание особенно интенсивно протекает сразу после восприятия учебного материала, а затем замедляется, начинать повторение нужно как можно раньше, «по свежим следам», а не тогда, когда учебный материал уже почти забыт. Нецелесообразно организовывать повторение только в конце учебного года или перед экзаменами. Результаты окажутся более значительными, если в течение учебного года организовывать периодическое повторение ранее изученного учебного материала. Данные выводы базируются на данных практической педагогики, накопившей множество приемов текущего повторения, которое направлено на запоминание и закрепление материала.
Необходимость текущего повторения вытекает из свойств кривой забывания Г.Эббингауза, которая показывает, что процент воспроизведения заученного материала падает экспоненциально с течением времени. То есть через час в памяти остается только 50% механически заученной информации, поэтому повторение следует проводить через небольшой, до двух дней, промежуток времени. Психологи рекомендуют в первый день сделать 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, с третьего по седьмой день – по 1 повторению. Причем следует заметить, что повторение через длительный промежуток времени требует значительных затрат времени на восстановление забытого. Таким образом, 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за один день[7].
Причем, существует еще одна закономерность - заучивание на 30-40% эффективнее, когда при этом повторение чередуется с попытками активного воспроизведения материала[8]. Таким образом, данный процесс не должен являться простым пересказом. Он должен носить характер дальнейшего углубления в изучаемый материал, раскрывать в нем новые стороны и связи. Всякий раз воспроизведение должно включать в себя приемы, позволяющие подходить к осмыслению изучаемого с разных сторон.
На репродуктивном уровне рекомендуется начинать повторение с категорий из основного перечня терминов по актуальным проблемам теории государства и права (см. приложение 2), а далее постепенно добавлять к этому списку иные понятия, уделяя при этом внимание сущность и взаимной связи и осуществляя их типологическую характеристику.
На творческом уровне воспроизведение должно включать в себя приемы, позволяющие учащимся подходить к осмыслению изучаемого с разных сторон. В качестве таких приемов могут выступать вопросы «продуктивного» характера, выполнение заданий на применение теоретических знаний на практике, формулирование собственных выводов, свободный пересказ, конспектирование прочитанного, подготовка доклада на семинаре и т. д.
Весьма полезным для учебного процесса является тематическое повторение, которое проводится после изучения определенной учебной темы или нескольких взаимосвязанных разделов. Этот вид повторения позволяет систематизировать полученные знания. Можно рекомендовать при данном виде повторения представление учебной информации в сжатом виде и потом осуществлять краткое повторение. Сжимать информацию можно различными способами:
- представив ее в виде таблицы;
- представив ее в виде рисунка или схемы;
- представив ее в виде опорных конспектов (см. приложение 4);
- представив ее в виде структурно-логической схемы (см. приложение 3).
Существенное значение имеет также повторение материала при подготовке к экзамену, которое имеет ряд особенностей.
Во-первых, при подготовке к экзамену не стоит повторять материал по экзаменационным билетам, так как это разрушает сформированную систему знаний. Повторение следует проводить по вопросам, составленным в соответствии с логикой содержания предмета.
Во-вторых, не стоит пытаться подготовиться к экзамену за короткий срок. Данный способ, учитывая специфику актуальных проблем теории государства и права, не позволит зафиксировать в памяти большое количество информации, которая во многом носит абстрактный характер. Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, освещенный критическим анализом, связанный ассоциациями с другими событиями и фактами и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные знания. Еще Л. Н. Толстой говорил о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью[9].
Вместе с тем, не следует уменьшать значимость необходимости закрепления изученного материала, то есть использования полученных знаний, так как существует зависимость – чем меньше материал закреплен, тем быстрее он забывается[10]. Закрепление осуществляется различными способами, но для курсантов вузов МВД России более эффективными будут приемы использования данных юридической практики в процессе подготовки к семинарам и к экзамену. Например, при изучении норм права анализировать их структуру конструктивно на примерах из профессиональной деятельности. При анализе специфики правоотношений следует исходить из тех из них, в которые курсант вступает в процессе повседневной жизни.
Таким образом, применение на практике полученных знаний ведет не только к их сохранению, но и к их более глубокому усвоению.
Тем не менее, не стоит останавливаться на достигнутом. Как отмечал Р. Ф. Иеринг в своем труде «Юридическая техника»: причина, почему для не-юриста при развитом праве становится невозможным знание и применение его, заключается не столько в том, в чем именно профан будет искать ее – в обилии материала, сколько в его качестве и вызванной этим своеобразной трудности владения им и применении. Право не есть простая масса законов, а нечто совершенно иное. Законы может не-юрист также хорошо заучить, как юрист, но чтобы понимать и применять право, для этого недостаточно одного здравого разума, а необходимы еще:
1) Приобретаемая лишь многолетними усилиями и упражнениями своеобразная способность воспринимания, особая искусность отвлеченного мышления, юридическая интуиция воображение;
2) Умелость в обращении с юридическими понятиями, способность легкого перевода понятий из области отвлеченного в область конкретного, верный глаз, безошибочность при раскрытии правового понятия в данном правовом казусе, словом – юридическое искусство. Как отмечает Р.Иеринг, оба эти условия мы обнимаем выражением ю р и д и ч е с к о е о б р а з о в а н и е[11].
Обращаясь к современным ученым, следует подчеркнуть ряд высказываний. Как отмечается в литературе, юрист любого ранга — это государственный служащий, призванный блюсти законы, соблюдать и проводить в жизнь требования государственных и региональных нормативно-правовых актов. Специфика органов правоохранительной деятельности, где подавляющее большинство работников — юристы, обязывает их поддерживать порядок в обществе, охранять жизнь каждого гражданина своего Отечества.
Подлинным юристом, — пишет юрист-философ А.П. Опусов, — не является тот, кто обеспокоен только пунктуальным исполнением правовых норм, фетишизирует государство и закон и рассматривает их в качестве конечной цели своей профессиональной деятельности. Юрист, который желает соответствовать своему высокому званию, подобен врачу, в первую очередь озабоченному состоянием здоровья больного, стремится оказать правовую помощь в рамках и на основе закона каждому человеку, будь то преступник, лицо, предрасположенное к правонарушению или же правопослушный гражданин[12].
Задача системы юридического образования состоит в том, чтобы обучающиеся не только приобрели глубокие знания юриспруденции, но и стали настоящими юристами, людьми с разносторонними интересами, высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами. Общественные перемены, произошедшие в России в последнее десятилетие, определили главную задачу — построение в стране демократического общества и правового государства. Эти обстоятельства потребовали повышенного внимания к формированию личности современного юриста. Новый государственный строй нуждается в высокообразованных и целеустремленных специалистах юридической профессии, способных эффективно решать задачи создания и укрепления законодательной и правовой базы нашего общества. Сегодня стране нужен новый профессионал правоохранительных органов[13].