Централизованная экономика




Централизация планирования, управления экономикой, распределение экономических ресурсов и благ. Все крупные решения принимаются центральным органом власти. Централизованная экономика – это система, в которой решения о том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства.

Центральный банк

Первичная валютная власть страны. Центральный банк наделен правом: монопольной эмиссии платежных средств; регулирования денежного обращения, кредита, валютного курса; хранения официальных золото-валютных резервов страны. Центральный банк контролирует деятельность других банков и финансово-кредитных институтов и выполняет по отношению к ним роль банка, выдающего ссуды и хранящего резервы. Центральный банк– государственный банк, обеспечивающий стабильность функционирования банковской и денежной системы своей страны.

ЦЕНТРАЛИЗМ — система организации власти, управления, основанная на принципе безусловного подчинения первичных, местных, периферийных органов власти и учреждений вышестоящим, центральным органам власти и учреждениям, расположенным в одном центре.

ЦЕНТРИЗМ — политическая позиция, промежуточное, срединное положение политических организаций, партий между крайними (левыми и правыми) поли­тическими позициями, платформами, идеологиями.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ — понятие, не имеющее четкого, од­нозначного определения. Особенно сложным явля­ется взаимоотношение понятий «цивилизация» и «культура». Часто цивилизация выступает синонимом термина «культура» или обозначает особый этап в развитии культуры. В современной культурологии, исторической и социальной науке, все большее при­знание получает трактовка цивилизации как социокультурного феномена, ограниченного временными и пространственными параметрами (социокультурная самобытная общность людей), в основе которого лежит менталъность и культура. Такое смысловое значение вкладывается, например, в понятия «европейская цивилизация», «цивилизация Востока», «античная цивилизация», «древнекитайская цивили­зация», «природные цивилизации» и т. д. В этом случае ученые выделяют следующие цивилизационные факторы: географическая (природная) среда, система ведения хозяйства, социальная организация, религия, духовные ценности, политико-правовая система, ментальность. Иначе говоря, цивилизации свойственно единое пространство, единая система ценностей и тип нормативной регуляции, а также оп­ределенный архетип, т. е. совокупность осознаваемых и неосознаваемых установок и стереотипов индивиду­ального и коллективного поведения. Стадиально-технологический подход формирует пред­ставление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия. В этом случае цивилизация воплощает в себе технико-технологический аспект культуры, аспект удовлетво­рения непрерывно растущих материальных потреб­ностей и возможностей человека (собирательная, присваивающая цивилизация; аграрная, промышленная (индустриальная, техногенная), постиндустриаль­ная (информационная, антропогенная) цивилиза­ции).

Россию в силу ее евразийского развития, в силу мно­жественности ее ментально-религиозных центров и дисбаланса в общекультурном развитии отнести к какому-либо известному типу цивилизаций весьма затруднительно (культурно-историческая целостность российской цивилизации многими учеными ставится под сомнение). Очевидно, что в процессе гармониза­ции общественных сфер деятельности, внутрисоциальных связей и связей с другими странами и наро­дами цивилизационная определенность и самоиден­тификация России будут возрастать.

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государ­ственный) — совокупность своеобразных проявлений матери­альной, социальной и духовной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе их развития. Являясь одной из категорий современной исторической науки и культурологии, понятие «цивилизация» выходит за пределы географических и национальных границ. Любая из цивилизаций представляет со­бой сочетание специфических социально-экономических отно­шений и культурных, нравственных основ общества. Каждой цивилизации присущи определенные общественно значимые ценности, уникальное восприятие окружающего мира, истори­чески сложившийся образ жизни. Эти принципы объединяют людей одной цивилизации, обеспечивают ее самобытность на протяжении всей ее истории.

Часто понятие «цивилизация» употребляется в узком смыс­ле — как синоним понятия «культура».

Цивилизация — 1) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству»; 2) высший этап развития человечества; 3) культурно-географическое образование (например, во­сточная, западная, российская цивилизация); 4) глобаль­ная цивилизация, охватывающая всю планету.

Циклическая безработица

Безработица, причиной которой выступает рецессия (спад) в экономике.

Целеполагание. Осознанное определение цели деятельности (см. Деятельность), одно из основных отличий преобразовательной дея­тельности человека от приспособительной активности животных.

Цель. Осознанный образ результата, на достижение которого на­правлена деятельность.

Цена. В экономике — денежное выражение стоимости (см. Стоимость). Формируется в соответствии с законом стоимости (см. Закон стоимости). На рынке формируются две цены: цена спроса — минимальная цена, по которой производитель готов продать товар, и цена предложения — максимальная цена, по которой покупатель со­гласен купить товар.

Ценз (лат. census). Условия, ограничивающие участие человека в осуществлении тех или иных прав, например избирательных. Виды цензов: имущественный (требование иметь в собственности опреде­ленное имущество или получать определенные доходы); образова­тельный (требование определенного уровня образования); возрас­тной; ценз оседлости (требование проживания в течение определенного срока в данной стране или местности); ценз граждан­ства (требование состоять в гражданстве данного государства).

Ценности. В социологии — идеальные представления, высшие принципы, определяющие нормы поведения людей и их цели.

Ценные бумаги. В гражданском праве — документы определен­ной законом формы, удостоверяющие имущественные права: обли­гации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы.

Центризм (греч. kentron острие, средоточие). Политическое те­чение, занимающее промежуточное положение в расстановке партий, политических групп и группировок в стране. Центризм призван стабилизировать общественно-политическую жизнь, избегая крайно­стей, присущих правым и левым партиям. Влиятельные центристские силы обычно присутствуют в странах с устойчивой многопартийной системой.

Церковь. 1) Тип религиозной организации последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. 2) Хри­стианский храм.

Цивилизация (лат. clvxlis гражданский). В узком смысле — сту­пень развития общества, следующая за дикостью и варварством. В широком смысле — совокупность уникальных проявлений общест­венных порядков, присущих определенной исторической общности; качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, соци­альной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этап развития. Понятие «цивилизация» является дискуссионным в современном обществознании. Ср. Формация.

 

Ч

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - форма юридического закрепления за гражданином (семьей) исключитель­ных прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом (чаще всего средствами производс­тва и результатами труда), которое он использует не только для удовлетворения личных потребностей (для этих целей используется личная собственность), но и для извлечения доходов.

Частное право — часть системы действующего права (суперотрасль), включающая отрасли, которые обеспечивают ча­стный интерес отдельной личности, коллективов людей. Част­ноправовые отношения в отличие от публично-правовых осно­ваны на свободе договоров и юридическом равенстве участни­ков — частных лиц или объединений. Государство в сфере частного права тоже действует, но уже как частное лицо.

Ядром частного права является гражданское право; за­крепленные в нем гражданские права приобретают характер ис­ходных (базисных) частноправовых норм (принципов): равенство субъектов, неприкосновенность собственности, недопусти­мость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечение восстановления нарушенных прав и пр. В этой связи понятия «частное право» и «гражданское право» нередко упот­ребляются как синонимы.

Исторически гражданское право (лат. gusoivlle — цивиль­ное право, или право граждан) возникло в Древнем Риме, отож­дествлялось с частным («склоняющимся к пользе отдельных лиц») и противопоставлялось публичному праву. В настоящее время частное право, помимо гражданского права, включает се­мейное, международное, частное, торговое (в странах, где име­ется эта отрасль права).

Ряд отраслей находятся на стыке между публичным и част­ным правом. Например, в трудовом праве сочетаются элементы частного права (заключение договора и его расторжение по инициативе работника) и публичного права (расторжение дого­вора по инициативе администрации, наложение дисциплинар­ных взысканий).

Частное право — непременный элемент современного гражданского общества и его фундамента — рыночного хо­зяйства (см. Рыночная экономика).

«ЧЕЛНОЧЕСТВО » — разновидность малого бизнеса в России; массовая основа нового предприниматель­ского класса, его нижний этаж. По оценкам ученых, «челночный» импорт уже к концу 90-х гг. составлял свыше 50 % всего отечественного импорта. Из 73 млн человек экономически активного населения страны в «челночном» бизнесе и сформировавшей­ся вокруг него инфраструктуре (водители, охранни­ки, продавцы и т. д.) в то же время было занято свыше 32 млн.

Работа «челноков» — это не профессия, а, скорее, образ жизни, поскольку это инженеры, рабочие, учи­теля, врачи, отставные офицеры, домохозяйки и многие другие, кого экономическая реформа либо сделала безработными, либо поставила на край вы­живания. В «челночной» среде уже сформировалась своя элита, крупные дельцы, у которых в распоряже­нии сотни, даже миллионы тысяч долларов, деятель­ность которых простирается далеко за пределами собственно «челночного» бизнеса.

ЧЕЛОВЕК — высшая ступень развития живых организ­мов на Земле; объект, результат и субъект (активный участник) общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек — это биосоциальное существо, обладающее приобретенным даром речи, мышления, творчества, фантазии, стремлением к свободе, способностью создавать орудия труда и целенаправленно пользо­ваться ими для воздействия на окружающий мир. Человек биологически существует потому, что земной и космической природой создана сама возможность его бытия; он становится человеком в полном смыс­ле слова тогда, когда в обществе, отдельном социуме для этого создаются определенные социальные, ма­териальные и духовные условия. Человек вышел из животного мира и никогда не ос­вободится от качеств, присущих наиболее развитым представителям приматов. Однако только в обществе человеческое дитя приобретает дар речи, умение мыслить, вступать в общение с себе подобными, ус­ваивает трудовые навыки и культурные ценности. Таким образом, человек — существо и биологическое, и социальное, и духовное одновременно. Происхождение и развитие человека объясняют раз­личные натуралистические, рационалистические, биологические, диалектико-материалистические, ро­мантические и религиозные теории и учения. Но ни­какое из них не может претендовать на законченность и всесторонность. Проблема человека, проблема со­хранения его как вида, развитие его как социальной и духовной сущности особенно актуализируется в XXI в. в связи с обострением глобальных проблем.

Человек — целостное биопсихосоциальное существо. Од­новременно организм в ряду других организмов (представитель вида Homo sapiens), создатель и носитель культуры человечес­кого общества, главный участник исторического процесса.

Биологически человек связан с другими формами жизни, с миром природы. По мнению одних, он выделился из природы благодаря способности производить орудия труда. Другие счи­тают его сотворенным существом, являющимся принципиаль­ной новизной в природе. И в том и в другом случае сущность человека нельзя понять без понимания его связи с обществен­ными условиями жизни. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его со­знательной деятельности и общения. Если предпосылкой раз­вития человека называют наследственность, то источником его развития считают социальную среду (см. Индивид, Индивидуальность, Личность).

Отличительная особенность человека — способность воздействовать на окружающий мир, создавать то, чего в природе не существует, — строить так называемую вторую природу, создавать материальную и духовную культуру общества.

В современной философии определены основные черты, отражающие своеобразие человека: его бытие социально; у него есть разум, воля и ценности; ему присуща общительность; он постоянно развивается.

Человек многолик. Он не укладывается в однозначный об­раз. Каждый человек — это целый бесконечный мир, он отли­чается своеобразием, является уникальным. Нельзя представ­лять застывшими, раз и навсегда данными разум, характер, волю, способности, идеалы, нравственно-этические качества. В про­цессе жизни человека они изменяются, на смену одним могут приходить другие.

Изучая человеческую природу, современная наука прово­дит эксперименты чрезвычайной значимости. Перспективы ген­ной инженерии, совершенствование средств искусственного производства потомства, трансплантация органов, изобретение препаратов, изменяющих личность, — все это разрушает тра­диционные представления о природе человека. И вместе с тент современные научные исследования, как никогда ранее, пока­зывают чрезвычайную сложность человеческого существа, от­крывают все новые тайны человека как феномена. Многие про­явления человеческой психики, его духовного мира трудно под­даются объяснению и все еще, остаются загадкой для ученых.

Человеческие ресурсы

Обозначение суммарной ценности так называемого "сырого" труда (величина которого определяется в основном количеством людей, составляющих трудовые ресурсы страны) и человеческого капитала, которым обладают эти люди.

Человеческий капитал

Способность людей к участию в процессе производства, их знания, опыт, трудовые навыки. Инвестициями в человеческий капитал считаются затраты на здравоохранение, образование, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности людей.

Чистые риски

Риски, приносящие только ущерб.

Чувственное познание — одна из ступеней познава­тельной деятельности: она характеризуется получением инфор­мации о предметах и явлениях окружающего мира на основе органов чувств и проявляется в трех формах — ощущениях, восприятии и представлении.

Ощущения (зрительные, слуховые, осязательные, вку­совые и др.) представляют собой отражение в сознании чело­века отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воз­действующих на органы чувств.

Восприятие — это целостный образ предмета, непо­средственно складывающийся в живом созерцании совокупнос­ти всех его сторон; этот образ часто создается данными различ­ных ощущений.

Представление — это обобщенный чувственно-нагляд­ный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в про­шлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Чувственное познание — исходный пункт освоения и пости­жения действительности. Однако это далеко не всегда обеспе­чивает истинность и достоверность получаемого знания. Ощу­щения, восприятия, представления нередко искажают действи­тельность, дают неточную информацию о ней. Чувственное по­знание бессильно в социальной сфере — при столкновении с такими явлениями, как социальная общность, власть, совесть и др. Углубление знаний, достигнутых на чувственном этапе познавательной деятельности, обеспечивает рациональное по­знание; иногда последнее называют логическим мышлением.

Частное право. Отрасли права, которые регулируют отношения, обеспечивающие частные процессы, автономию и инициативу инди­видуальных собственников и коммерческих объединений в их имуще­ственной деятельности и в личных отношениях. См. Публичное право.

Чувственное познание. Ступень познания, на которой человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление. См. Познание, Рациональное познание.

 

Ш

ШАPИAT — свод религиозно-правовых норм, состав­ленных на основе Корана и сунн, содержащих нор­мы государственного, имущественного, уголовного, брачно-семейного права (в противоположность обыч­ному, неписаному праву— адату). В шариате содер­жатся также предписания о хадже и газавате (джи­хаде), регламентируется молитва, пост и т. д. Инте­ресно, что шариат объявляет божественным установ­лением частную собственность и этим в основном защищает интересы зажиточных слоев мусульман­ского общества.

ШОВИНИЗМ — крайняя, агрессивная форма националь­ной или социальной нетерпимости; проповедь наци­ональной или социальной исключительности; резкое противопоставление интересов одной нации или клас­са интересам других. Термин произошел от фамилии капрала наполеоновской армии Н. Шовена, фанатичного патриота, безгранично преданного Наполеону Бона­парту и его завоевательной политике, пропагандировавшего превосходство французов над другими народами. Разновидность шовинизма — великодержавный шовинизм — идеология и политика высших представителей титульной нации, господствующих слоев общества, стремящихся путем разжигания ненависти к инородцам, малым социальным группам добиться популярности, упрочить свое политическое положение. Однако в истории нередко приходится сталкиваться и с шовинизмом малых народов.

Шовинизм (франц. chauvinism — от имени персонажа пьесы Т. и Н. Коньяров Н. Шовена). Крайняя агрессивная форма нацио­нализма (см. Национализм). Шовинизм проповедует националь­ную и расовую исключительность, разжигает национальную враж­ду и ненависть.

Шоковая терапия (франц. choc удар, толчок; греч. therapeia за­бота, уход, лечение). Название, закрепившееся за комплексом мер призванных обеспечить быстрый переход от командной экономики (см. Административно-командная система) к рыночной.

Штат (лат. status состояние, положение). Постоянный состав со­трудников учреждения, организации.

 

 

э

Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — сино­ним развития; процессы, протекающие в живой и неживой при­роде, в социальных системах; постепенные количественные и качественные изменения.

Значительная часть современных ученых (отечественных и зарубежных) отмечает преимущества эволюционного развития общества в сравнении с революционным путем социальных перемен.

Одним из примеров эволюционного общественного разви­тия может служить эволюция и крах авторитарного режима в Испании в 70-х гг. XX в., где установление демократических порядков проходило постепенно, без революционных потря­сений.

ЭВРИСТИКА— искусство изобретения; методология нахождения всего нового. В эвристике широко ис­пользуются гипотезы, фантазийные образы, примеры и контрпримеры, сочетания «несочетаемого» (т. е. принципы кентавристики), наводящие вопросы, ало­гизмы, коллективные решения проблем («мозговые штурмы»), интуитивно-дискурсивный и интуитивно-художественный поиск и т. д.

ЭВТАНАЗИЯ — помощь при умирании, помощь в смер­ти; искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить ее, чтобы избавить умирающего от мук.

Допустимость или недопустимость эвтаназии в насто­ящее время оживленно обсуждается с точки зрения этики, религии и юриспруденции.

ЭГАЛИТАРИЗМ — утопическая общественно-полити­ческая теория, проповедующая всеобщую уравнитель­ность как принцип организации общества. В частном случае — тенденция к уравнительному распределению материальных благ.

ЭГОИЗМ — себялюбие; принцип жизненной ориентации, основывающийся на заботе прежде всего о собственном «Я», об удовлетворении прежде всего своих потребностей, соблюдении своих интересов, о достижении собственного успеха. Противоположен альтруизму.

В либеральном мировоззрении эгоизм в известных пределах признается качеством, вполне естественным и необходимым человеку для осознания и реализации своих способностей, доведения их до высокой степе­ни совершенства и социальной значимости. В неогуманизме утверждается эгоизм «просвещенный, разумный и ответственный», в котором осознание собственного «Я», своих возможностей и интересов происходит через осознание гармоничности взаимо­действия социальных и природных факторов само­осуществления этого «Я».

ЭГОЦЕНТРИЗМ — крайняя, вульгарная форма инди­видуального, группового, даже государственного эгоизма. В этом случае постоянно обнаруживаются попытки любую ситуацию, любые средства исполь­зовать в интересах собственной материальной, поли­тической и пр. выгоды.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — «философия существования», одно из направлений философско-художественного осмысления действительности и внутреннего мира человека, возникшее в конце XIX — начале XX в. (Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Пруст, А. Жид и др.). В дальнейшем вследствие многих социальных потрясе­ний первой половины XX в. и послевоенного духов­ного кризиса стал одной из влиятельных западных философий второй половины XXв. (Э.Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А.Камю, Г. Марсель, М. Бубер и др.).

Ключевое понятие экзистенциализма — «экзистенция» — подлинное существование человека. Экзистенции противопоставляется «бытие» как обезличенное прозябание «массового», «двумерного» человека в комфортных условиях предельно технизированного и бездушного мира.

Подлинное существование относится к внутреннему миру человека, к его индивидуальному «Я», бытие — к окружающему социальному миру, нивелирующему это «Я», превращающее его в обезличенное «man», среднестатистический символ.

Переход от комфортного, но обезличенного состояния «man» в некомфортное, даже трагическое, но свобод­ное состояние «Я», в котором человек реализуется в высшей степени, — главная проблема экзистенциализма.

ЭКЛЕКТИКА— философская, художественная, идеоло­гическая система, создаваемая не как нечто оригиналь­ное, отличное от других систем, но собранная из их отдельных фрагментов, очищенных, как правило, от крайностей. Цель эклектического творчества — добить­ся полноты отражения человеческого бытия, преодо­леть односторонность, фрагментарность взглядов, впечатлений способом соединения разнородных идей, принципов, теорий, жанров, художественных приемов и т. д., вызвать появление новых ощущений, пережи­ваний, смыслов в точках соприкосновения фрагментов разнородных частей. В этом смысле эклектика далеко не всегда бывала «пустой и бесплодной», но вызывала к жизни иные направления философского, научного и художественного творчества. «Пустой и бесплодной» ей приходилось быть, когда она не вписывалась ни в одну из противоборствующих систем.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО - комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокуп­ность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Выделение экологического пра­ва в самостоятельную отрасль произошло в конце 80-х — начале 90-х гг. XX столетия.

ЭКОЛОГИЯ — наука о взаимосвязях, взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания. Потребность в такой науке появилась в XX в. в связи с нарушением естественных процессов в биосфере в ре­зультате техногенной деятельности человека, соответс­твенно и в связи с необходимостью установления жестких допустимых границ воздействия на природу. Кроме чисто технических и технологических задач, экология решает и социально-педагогические задачи, напоминая человеку, что он есть часть природы, созна­тельный элемент единой равновесной системы, дефор­мация которой, казалось бы в пользу человека, может грозить ему гибелью. Цель экологии — формировать экологическое сознание, мышление, мировоззрение, являющееся составной частью неогуманистического мировоззрения. Одно из основных требований эколо­гического мышления — учет и подбор средств, необхо­димых не только для дальнейшего освоения природы, но и для ее охраны и восстановления; подчинение хо­зяйственных процессов критериям не одной лишь прибыльности, но и экологической обоснованности. Экологический фактор в настоящее время является одним из важнейших факторов модернизирующегося производства.

Экономика (от греч. oikos — дом, хозяйство и nomos — правило, закон) — 1) хозяйство страны; 2) сфера обществен­ной жизни, включающая отношения в процессе материально­го производства, обеспечивающие обществу материальные воз­можности существования и развития; 3) наука, изучающая спо­собы распределения обществом ограниченных ресурсов для наи­более полного удовлетворения потребностей людей.

Экономика

Система производства и распределения благ, основанная на определенных методах решения проблем, что, как и для кого производить в условиях ограниченных ресурсов;
Наука, которая изучает, каким образом в обществе, располагающем ограниченными ресурсами, решаются проблемы, что, как и для кого надо производить, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности людей.

ЭКОНОМИКАединый хозяйственный комплекс страны в целом или его какая-то часть (отрасль, вид произ­водства); совокупность производственных отношений, складывающихся в сфере производства, распределе­ния, обмена и потребления продуктов труда на опре­деленной ступени общественного развития, экономи­ческий базис общества; отрасль науки, изучающая, исследующая систему хозяйствования и закономер­ности ее развития, систему организации хозяйствен­ных процессов, закономерности развития экономи­ческих отношений между людьми. Экономикой также называют и способы использования ограниченных материальных ресурсов для удовлетворения все воз­растающих потребностей людей в материальных благах.

Экономике как системе рационального ведения хо­зяйства столько же лет, сколько и самому обществу — 30-40 тыс. Экономика как наука зародилась 250-300 лет назад. Экономика как практика, соединенная с наукой, существовала и будет существовать постоль­ку, поскольку, с одной стороны, человек имеет дело с ограниченными материальными жизненными ре­сурсами, с другой — его потребности постоянно растут. Из этого фундаментального противоречия вытекают и так наз. основные вопросы экономики: Что производить? Как и чем производить? В каком количестве и для кого производить? Каким образом распределять произведенное? В зависимости от того, какие ответы находит общество на эти вопросы, как подходит к проблеме преодоления противоречий между ограниченностью ресурсов и возрастающими человеческими потребностями, различают: а) традиционную (замкнутую, натуральную) экономику; б) командную (директивно-плановую, государствен­но-организованную) экономику; в) рыночную и смешанную экономические системы.

Экономическая деятельность — многообразные виды хозяйственной деятельности людей, направленные на удовлет­ворение их потребностей и обеспечение материальных усло­вий для жизни.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - часть общей культу­ры общества и личности, проявляющаяся как в про­цессе хозяйствования (в рамках фирмы, региона, страны), так и в экономических отношениях между людьми и в экономическом мышлении. Главная составляющая ЭК — процесс гуманизации, гармонизации связей общества и природы, обращение к человеку. Экономическая гуманизация как стержень ЭК предполагает наиболее полное удовлетворение растущих потребностей и интересов людей в рамках тех ограничений, которые призваны сохранить при­роду и общество в целом.

В пространстве ЭК человек рассматривается как ис­точник, субъект не только физиологических, матери­альных,, но и социальных, высоких духовных потреб­ностей, которые он удовлетворяет как в экономиче­ской сфере, так и вне ее.

Требования социального и экономического развития очень часто образуют два основных несовпадающих вектора исторического прогресса. Часто социальные и экономические интересы выступают конкурентами, т. к. удовлетворяются из единого фонда рабочего времени и отношений собственности. Это противо­речие как раз и сглаживается экономической культу­рой, большую роль в которой играет мораль и право. Экономика в конечном итоге призвана способствовать социальному развитию.

Чем больше человек в рамках экономической сис­темы получает свободы распоряжаться капиталами, имуществом, своими трудовыми и интеллектуаль­ными ресурсами, плодами своего труда, тем боль­шую социальную ответственность он несет перед обществом и перед будущими поколениями. Свобо­да и ответственностькритерии экономической культуры. К составляющим элементам ЭК относятся:

- уважение к отношениям собственности;

- строгое следование договорной (контрактной) основе тех или иных экономических отношений;

- готовность решать конфликтные вопросы исключи­тельно на правовой основе, на основе предпринима­тельской, трудовой, потребительской этики;

- эффективное управление хозяйственным процессом, ориентирующееся на глубокое знание социально-психологических качеств человека;

- эстетика и высокая экологичность производства и его результатов;

- безупречная юридическая основа производства и предпринимательства;

- гибкость системы материального и морального по­ощрения работников;

- постоянная творческая деятельность руководителя и организатора производства;

- наукоемкость производства, его насыщенность ин­формационными системами и технологиями;

меценатство как способ соучастия в развитии культу­ры социальной среды и способ духовного самовыра­жения предпринимателя, фирмы, как способ выра­жения своего процветания

Экономическая культурасистема ценностей и мо­тивов хозяйственной деятельности; уровень и качество эконо­мических знаний, оценок и действий граждан, а также содер­жание традиций и норм, регулирующих экономические отноше­ния. Экономическая культура включает в себя экономичес­кое мышление, экономическую психологию и со­ответствующее экономическое поведение. Современ­ный экономический склад мышления опирается на на­учные представления об экономике, ее законы. Он побуждает к разумному управлению своими экономическими действиями. Экономическая психология включает положительное отношение к любой форме собственности, неприятие Настроений уравниловки, создание и развитие благоприятной среды для предпринимательства и т. п. Это психология активных, де­ловых людей, уважающих любой вид полезной трудовой дея­тельности. Иногда выделяют такие аспекты экономической куль­туры, как «культура производителя», «культура потребления», «культура предпринимательской деятельности», «культура уп­равления», «культура труда», «культура торговли».

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - общие объективные, устойчивые причинно-следственные связи, стихийно регулирующие экономические отношения между людьми, предприятиями, фирмами, государствами, выступа­ющие как тенденции, закономерности, опосредован­ные активной хозяйственной деятельностью огром­ного количества субъектов рынка. К экономическим законам относятся: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон убывающей доходности, закон убывающей предельной полезности, закон возвыше­ния потребностей, закон воспроизводства рабочей силы, закон денежного обращения, закон преимущес­твенного роста производительности труда, закон возрастания роли личностных, человеческих, духов­ных факторов производства, закон гуманизации производства и т. д.

Экономическая политикасистема государствен­ных мер воздействия на экономические процессы.

Целью экономической политики могут быть экономический рост, экономическая свобода, полная занятость и др. Реализа­ция экономической политики предполагает использование го­сударством различных механизмов регулирования и влияния на экономические процессы: бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика, содействие конкуренции и ограничение мо­нополий, производство общественных благ и др. Выбор этих ме­тодов определяется состоянием национальной экономики, при­оритетным направлением экономической политики, опорой на те или иные теоретические воззрения, на процесс регулирова­ния экономики.

Экономическая система — организационные спосо­бы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресур­сов для удовлетворения потребностей людей.

Конечная цель любой экономической системы — удовлет­ворение потребностей общества. Потребности общества без­граничны, а ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, ограниченны. С расходованием ресурсов связаны главные проблемы экономического развития. Как использовать ограни­ченные ресурсы, чтобы получить наибольшее количество това­ров и услуг? Какой способ регулирования деятельности произ­водителя выбрать? Что, как и для кого производить?

Разные подходы к решению этих вопросов позволяют выде­лить следующие типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную), рыночную. В традицион­ной эти проблемы решаются на основе традиций и обычаев, в централизованной — с помощью государственного плана, в рыночной — на основе личных интересов свободных производителей в целях получения прибыли.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - системы, характе­ризующиеся определенным способом организации хозяйственной жизни общества, характером и типом взаимодействия производительных сил и производс­твенных отношений, представляющие собой совокуп­ность упорядоченных взаимосвязей между произво­дителями и потребителями материальных и немате­риальных благ.

В зависимости от ответа на главные вопросы экономики, от преобладания тех или иных форм собственности и принципов распределения материальных и нематериальных благ выделяют 4 основных типа экономических систем: традиционную, командную (централизованно регулируемую), рыночную и смешанную.

Традиционная ЭС — система, соответствующая аграр-; ному обществу, основанная на традициях, обычаях, доминирующей роли сельского хозяйства, натураль­ном и замкнутом хозяйственном укладе и общинно-коллективной собственности на землю. Для данной системы характерно коллективное владение основны­ми ресурсами, сословно-кастовый принцип распреде­лен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: