Централизация планирования, управления экономикой, распределение экономических ресурсов и благ. Все крупные решения принимаются центральным органом власти. Централизованная экономика – это система, в которой решения о том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства.
Центральный банк
Первичная валютная власть страны. Центральный банк наделен правом: монопольной эмиссии платежных средств; регулирования денежного обращения, кредита, валютного курса; хранения официальных золото-валютных резервов страны. Центральный банк контролирует деятельность других банков и финансово-кредитных институтов и выполняет по отношению к ним роль банка, выдающего ссуды и хранящего резервы. Центральный банк– государственный банк, обеспечивающий стабильность функционирования банковской и денежной системы своей страны.
ЦЕНТРАЛИЗМ — система организации власти, управления, основанная на принципе безусловного подчинения первичных, местных, периферийных органов власти и учреждений вышестоящим, центральным органам власти и учреждениям, расположенным в одном центре.
ЦЕНТРИЗМ — политическая позиция, промежуточное, срединное положение политических организаций, партий между крайними (левыми и правыми) политическими позициями, платформами, идеологиями.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ — понятие, не имеющее четкого, однозначного определения. Особенно сложным является взаимоотношение понятий «цивилизация» и «культура». Часто цивилизация выступает синонимом термина «культура» или обозначает особый этап в развитии культуры. В современной культурологии, исторической и социальной науке, все большее признание получает трактовка цивилизации как социокультурного феномена, ограниченного временными и пространственными параметрами (социокультурная самобытная общность людей), в основе которого лежит менталъность и культура. Такое смысловое значение вкладывается, например, в понятия «европейская цивилизация», «цивилизация Востока», «античная цивилизация», «древнекитайская цивилизация», «природные цивилизации» и т. д. В этом случае ученые выделяют следующие цивилизационные факторы: географическая (природная) среда, система ведения хозяйства, социальная организация, религия, духовные ценности, политико-правовая система, ментальность. Иначе говоря, цивилизации свойственно единое пространство, единая система ценностей и тип нормативной регуляции, а также определенный архетип, т. е. совокупность осознаваемых и неосознаваемых установок и стереотипов индивидуального и коллективного поведения. Стадиально-технологический подход формирует представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия. В этом случае цивилизация воплощает в себе технико-технологический аспект культуры, аспект удовлетворения непрерывно растущих материальных потребностей и возможностей человека (собирательная, присваивающая цивилизация; аграрная, промышленная (индустриальная, техногенная), постиндустриальная (информационная, антропогенная) цивилизации).
Россию в силу ее евразийского развития, в силу множественности ее ментально-религиозных центров и дисбаланса в общекультурном развитии отнести к какому-либо известному типу цивилизаций весьма затруднительно (культурно-историческая целостность российской цивилизации многими учеными ставится под сомнение). Очевидно, что в процессе гармонизации общественных сфер деятельности, внутрисоциальных связей и связей с другими странами и народами цивилизационная определенность и самоидентификация России будут возрастать.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — совокупность своеобразных проявлений материальной, социальной и духовной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе их развития. Являясь одной из категорий современной исторической науки и культурологии, понятие «цивилизация» выходит за пределы географических и национальных границ. Любая из цивилизаций представляет собой сочетание специфических социально-экономических отношений и культурных, нравственных основ общества. Каждой цивилизации присущи определенные общественно значимые ценности, уникальное восприятие окружающего мира, исторически сложившийся образ жизни. Эти принципы объединяют людей одной цивилизации, обеспечивают ее самобытность на протяжении всей ее истории.
Часто понятие «цивилизация» употребляется в узком смысле — как синоним понятия «культура».
Цивилизация — 1) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству»; 2) высший этап развития человечества; 3) культурно-географическое образование (например, восточная, западная, российская цивилизация); 4) глобальная цивилизация, охватывающая всю планету.
Циклическая безработица
Безработица, причиной которой выступает рецессия (спад) в экономике.
Целеполагание. Осознанное определение цели деятельности (см. Деятельность), одно из основных отличий преобразовательной деятельности человека от приспособительной активности животных.
Цель. Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность.
Цена. В экономике — денежное выражение стоимости (см. Стоимость). Формируется в соответствии с законом стоимости (см. Закон стоимости). На рынке формируются две цены: цена спроса — минимальная цена, по которой производитель готов продать товар, и цена предложения — максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар.
Ценз (лат. census). Условия, ограничивающие участие человека в осуществлении тех или иных прав, например избирательных. Виды цензов: имущественный (требование иметь в собственности определенное имущество или получать определенные доходы); образовательный (требование определенного уровня образования); возрастной; ценз оседлости (требование проживания в течение определенного срока в данной стране или местности); ценз гражданства (требование состоять в гражданстве данного государства).
Ценности. В социологии — идеальные представления, высшие принципы, определяющие нормы поведения людей и их цели.
Ценные бумаги. В гражданском праве — документы определенной законом формы, удостоверяющие имущественные права: облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы.
Центризм (греч. kentron острие, средоточие). Политическое течение, занимающее промежуточное положение в расстановке партий, политических групп и группировок в стране. Центризм призван стабилизировать общественно-политическую жизнь, избегая крайностей, присущих правым и левым партиям. Влиятельные центристские силы обычно присутствуют в странах с устойчивой многопартийной системой.
Церковь. 1) Тип религиозной организации последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. 2) Христианский храм.
Цивилизация (лат. clvxlis гражданский). В узком смысле — ступень развития общества, следующая за дикостью и варварством. В широком смысле — совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности; качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этап развития. Понятие «цивилизация» является дискуссионным в современном обществознании. Ср. Формация.
Ч
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - форма юридического закрепления за гражданином (семьей) исключительных прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом (чаще всего средствами производства и результатами труда), которое он использует не только для удовлетворения личных потребностей (для этих целей используется личная собственность), но и для извлечения доходов.
Частное право — часть системы действующего права (суперотрасль), включающая отрасли, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей. Частноправовые отношения в отличие от публично-правовых основаны на свободе договоров и юридическом равенстве участников — частных лиц или объединений. Государство в сфере частного права тоже действует, но уже как частное лицо.
Ядром частного права является гражданское право; закрепленные в нем гражданские права приобретают характер исходных (базисных) частноправовых норм (принципов): равенство субъектов, неприкосновенность собственности, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечение восстановления нарушенных прав и пр. В этой связи понятия «частное право» и «гражданское право» нередко употребляются как синонимы.
Исторически гражданское право (лат. gusoivlle — цивильное право, или право граждан) возникло в Древнем Риме, отождествлялось с частным («склоняющимся к пользе отдельных лиц») и противопоставлялось публичному праву. В настоящее время частное право, помимо гражданского права, включает семейное, международное, частное, торговое (в странах, где имеется эта отрасль права).
Ряд отраслей находятся на стыке между публичным и частным правом. Например, в трудовом праве сочетаются элементы частного права (заключение договора и его расторжение по инициативе работника) и публичного права (расторжение договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий).
Частное право — непременный элемент современного гражданского общества и его фундамента — рыночного хозяйства (см. Рыночная экономика).
«ЧЕЛНОЧЕСТВО » — разновидность малого бизнеса в России; массовая основа нового предпринимательского класса, его нижний этаж. По оценкам ученых, «челночный» импорт уже к концу 90-х гг. составлял свыше 50 % всего отечественного импорта. Из 73 млн человек экономически активного населения страны в «челночном» бизнесе и сформировавшейся вокруг него инфраструктуре (водители, охранники, продавцы и т. д.) в то же время было занято свыше 32 млн.
Работа «челноков» — это не профессия, а, скорее, образ жизни, поскольку это инженеры, рабочие, учителя, врачи, отставные офицеры, домохозяйки и многие другие, кого экономическая реформа либо сделала безработными, либо поставила на край выживания. В «челночной» среде уже сформировалась своя элита, крупные дельцы, у которых в распоряжении сотни, даже миллионы тысяч долларов, деятельность которых простирается далеко за пределами собственно «челночного» бизнеса.
ЧЕЛОВЕК — высшая ступень развития живых организмов на Земле; объект, результат и субъект (активный участник) общественно-исторической деятельности и культуры.
Человек — это биосоциальное существо, обладающее приобретенным даром речи, мышления, творчества, фантазии, стремлением к свободе, способностью создавать орудия труда и целенаправленно пользоваться ими для воздействия на окружающий мир. Человек биологически существует потому, что земной и космической природой создана сама возможность его бытия; он становится человеком в полном смысле слова тогда, когда в обществе, отдельном социуме для этого создаются определенные социальные, материальные и духовные условия. Человек вышел из животного мира и никогда не освободится от качеств, присущих наиболее развитым представителям приматов. Однако только в обществе человеческое дитя приобретает дар речи, умение мыслить, вступать в общение с себе подобными, усваивает трудовые навыки и культурные ценности. Таким образом, человек — существо и биологическое, и социальное, и духовное одновременно. Происхождение и развитие человека объясняют различные натуралистические, рационалистические, биологические, диалектико-материалистические, романтические и религиозные теории и учения. Но никакое из них не может претендовать на законченность и всесторонность. Проблема человека, проблема сохранения его как вида, развитие его как социальной и духовной сущности особенно актуализируется в XXI в. в связи с обострением глобальных проблем.
Человек — целостное биопсихосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель вида Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса.
Биологически человек связан с другими формами жизни, с миром природы. По мнению одних, он выделился из природы благодаря способности производить орудия труда. Другие считают его сотворенным существом, являющимся принципиальной новизной в природе. И в том и в другом случае сущность человека нельзя понять без понимания его связи с общественными условиями жизни. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его сознательной деятельности и общения. Если предпосылкой развития человека называют наследственность, то источником его развития считают социальную среду (см. Индивид, Индивидуальность, Личность).
Отличительная особенность человека — способность воздействовать на окружающий мир, создавать то, чего в природе не существует, — строить так называемую вторую природу, создавать материальную и духовную культуру общества.
В современной философии определены основные черты, отражающие своеобразие человека: его бытие социально; у него есть разум, воля и ценности; ему присуща общительность; он постоянно развивается.
Человек многолик. Он не укладывается в однозначный образ. Каждый человек — это целый бесконечный мир, он отличается своеобразием, является уникальным. Нельзя представлять застывшими, раз и навсегда данными разум, характер, волю, способности, идеалы, нравственно-этические качества. В процессе жизни человека они изменяются, на смену одним могут приходить другие.
Изучая человеческую природу, современная наука проводит эксперименты чрезвычайной значимости. Перспективы генной инженерии, совершенствование средств искусственного производства потомства, трансплантация органов, изобретение препаратов, изменяющих личность, — все это разрушает традиционные представления о природе человека. И вместе с тент современные научные исследования, как никогда ранее, показывают чрезвычайную сложность человеческого существа, открывают все новые тайны человека как феномена. Многие проявления человеческой психики, его духовного мира трудно поддаются объяснению и все еще, остаются загадкой для ученых.
Человеческие ресурсы
Обозначение суммарной ценности так называемого "сырого" труда (величина которого определяется в основном количеством людей, составляющих трудовые ресурсы страны) и человеческого капитала, которым обладают эти люди.
Человеческий капитал
Способность людей к участию в процессе производства, их знания, опыт, трудовые навыки. Инвестициями в человеческий капитал считаются затраты на здравоохранение, образование, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности людей.
Чистые риски
Риски, приносящие только ущерб.
Чувственное познание — одна из ступеней познавательной деятельности: она характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира на основе органов чувств и проявляется в трех формах — ощущениях, восприятии и представлении.
Ощущения (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др.) представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно складывающийся в живом созерцании совокупности всех его сторон; этот образ часто создается данными различных ощущений.
Представление — это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.
Чувственное познание — исходный пункт освоения и постижения действительности. Однако это далеко не всегда обеспечивает истинность и достоверность получаемого знания. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, дают неточную информацию о ней. Чувственное познание бессильно в социальной сфере — при столкновении с такими явлениями, как социальная общность, власть, совесть и др. Углубление знаний, достигнутых на чувственном этапе познавательной деятельности, обеспечивает рациональное познание; иногда последнее называют логическим мышлением.
Частное право. Отрасли права, которые регулируют отношения, обеспечивающие частные процессы, автономию и инициативу индивидуальных собственников и коммерческих объединений в их имущественной деятельности и в личных отношениях. См. Публичное право.
Чувственное познание. Ступень познания, на которой человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление. См. Познание, Рациональное познание.
Ш
ШАPИAT — свод религиозно-правовых норм, составленных на основе Корана и сунн, содержащих нормы государственного, имущественного, уголовного, брачно-семейного права (в противоположность обычному, неписаному праву— адату). В шариате содержатся также предписания о хадже и газавате (джихаде), регламентируется молитва, пост и т. д. Интересно, что шариат объявляет божественным установлением частную собственность и этим в основном защищает интересы зажиточных слоев мусульманского общества.
ШОВИНИЗМ — крайняя, агрессивная форма национальной или социальной нетерпимости; проповедь национальной или социальной исключительности; резкое противопоставление интересов одной нации или класса интересам других. Термин произошел от фамилии капрала наполеоновской армии Н. Шовена, фанатичного патриота, безгранично преданного Наполеону Бонапарту и его завоевательной политике, пропагандировавшего превосходство французов над другими народами. Разновидность шовинизма — великодержавный шовинизм — идеология и политика высших представителей титульной нации, господствующих слоев общества, стремящихся путем разжигания ненависти к инородцам, малым социальным группам добиться популярности, упрочить свое политическое положение. Однако в истории нередко приходится сталкиваться и с шовинизмом малых народов.
Шовинизм (франц. chauvinism — от имени персонажа пьесы Т. и Н. Коньяров Н. Шовена). Крайняя агрессивная форма национализма (см. Национализм). Шовинизм проповедует национальную и расовую исключительность, разжигает национальную вражду и ненависть.
Шоковая терапия (франц. choc удар, толчок; греч. therapeia забота, уход, лечение). Название, закрепившееся за комплексом мер призванных обеспечить быстрый переход от командной экономики (см. Административно-командная система) к рыночной.
Штат (лат. status состояние, положение). Постоянный состав сотрудников учреждения, организации.
э
Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — синоним развития; процессы, протекающие в живой и неживой природе, в социальных системах; постепенные количественные и качественные изменения.
Значительная часть современных ученых (отечественных и зарубежных) отмечает преимущества эволюционного развития общества в сравнении с революционным путем социальных перемен.
Одним из примеров эволюционного общественного развития может служить эволюция и крах авторитарного режима в Испании в 70-х гг. XX в., где установление демократических порядков проходило постепенно, без революционных потрясений.
ЭВРИСТИКА— искусство изобретения; методология нахождения всего нового. В эвристике широко используются гипотезы, фантазийные образы, примеры и контрпримеры, сочетания «несочетаемого» (т. е. принципы кентавристики), наводящие вопросы, алогизмы, коллективные решения проблем («мозговые штурмы»), интуитивно-дискурсивный и интуитивно-художественный поиск и т. д.
ЭВТАНАЗИЯ — помощь при умирании, помощь в смерти; искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить ее, чтобы избавить умирающего от мук.
Допустимость или недопустимость эвтаназии в настоящее время оживленно обсуждается с точки зрения этики, религии и юриспруденции.
ЭГАЛИТАРИЗМ — утопическая общественно-политическая теория, проповедующая всеобщую уравнительность как принцип организации общества. В частном случае — тенденция к уравнительному распределению материальных благ.
ЭГОИЗМ — себялюбие; принцип жизненной ориентации, основывающийся на заботе прежде всего о собственном «Я», об удовлетворении прежде всего своих потребностей, соблюдении своих интересов, о достижении собственного успеха. Противоположен альтруизму.
В либеральном мировоззрении эгоизм в известных пределах признается качеством, вполне естественным и необходимым человеку для осознания и реализации своих способностей, доведения их до высокой степени совершенства и социальной значимости. В неогуманизме утверждается эгоизм «просвещенный, разумный и ответственный», в котором осознание собственного «Я», своих возможностей и интересов происходит через осознание гармоничности взаимодействия социальных и природных факторов самоосуществления этого «Я».
ЭГОЦЕНТРИЗМ — крайняя, вульгарная форма индивидуального, группового, даже государственного эгоизма. В этом случае постоянно обнаруживаются попытки любую ситуацию, любые средства использовать в интересах собственной материальной, политической и пр. выгоды.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — «философия существования», одно из направлений философско-художественного осмысления действительности и внутреннего мира человека, возникшее в конце XIX — начале XX в. (Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Пруст, А. Жид и др.). В дальнейшем вследствие многих социальных потрясений первой половины XX в. и послевоенного духовного кризиса стал одной из влиятельных западных философий второй половины XXв. (Э.Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А.Камю, Г. Марсель, М. Бубер и др.).
Ключевое понятие экзистенциализма — «экзистенция» — подлинное существование человека. Экзистенции противопоставляется «бытие» как обезличенное прозябание «массового», «двумерного» человека в комфортных условиях предельно технизированного и бездушного мира.
Подлинное существование относится к внутреннему миру человека, к его индивидуальному «Я», бытие — к окружающему социальному миру, нивелирующему это «Я», превращающее его в обезличенное «man», среднестатистический символ.
Переход от комфортного, но обезличенного состояния «man» в некомфортное, даже трагическое, но свободное состояние «Я», в котором человек реализуется в высшей степени, — главная проблема экзистенциализма.
ЭКЛЕКТИКА— философская, художественная, идеологическая система, создаваемая не как нечто оригинальное, отличное от других систем, но собранная из их отдельных фрагментов, очищенных, как правило, от крайностей. Цель эклектического творчества — добиться полноты отражения человеческого бытия, преодолеть односторонность, фрагментарность взглядов, впечатлений способом соединения разнородных идей, принципов, теорий, жанров, художественных приемов и т. д., вызвать появление новых ощущений, переживаний, смыслов в точках соприкосновения фрагментов разнородных частей. В этом смысле эклектика далеко не всегда бывала «пустой и бесплодной», но вызывала к жизни иные направления философского, научного и художественного творчества. «Пустой и бесплодной» ей приходилось быть, когда она не вписывалась ни в одну из противоборствующих систем.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО - комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Выделение экологического права в самостоятельную отрасль произошло в конце 80-х — начале 90-х гг. XX столетия.
ЭКОЛОГИЯ — наука о взаимосвязях, взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания. Потребность в такой науке появилась в XX в. в связи с нарушением естественных процессов в биосфере в результате техногенной деятельности человека, соответственно и в связи с необходимостью установления жестких допустимых границ воздействия на природу. Кроме чисто технических и технологических задач, экология решает и социально-педагогические задачи, напоминая человеку, что он есть часть природы, сознательный элемент единой равновесной системы, деформация которой, казалось бы в пользу человека, может грозить ему гибелью. Цель экологии — формировать экологическое сознание, мышление, мировоззрение, являющееся составной частью неогуманистического мировоззрения. Одно из основных требований экологического мышления — учет и подбор средств, необходимых не только для дальнейшего освоения природы, но и для ее охраны и восстановления; подчинение хозяйственных процессов критериям не одной лишь прибыльности, но и экологической обоснованности. Экологический фактор в настоящее время является одним из важнейших факторов модернизирующегося производства.
Экономика (от греч. oikos — дом, хозяйство и nomos — правило, закон) — 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального производства, обеспечивающие обществу материальные возможности существования и развития; 3) наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.
Экономика
Система производства и распределения благ, основанная на определенных методах решения проблем, что, как и для кого производить в условиях ограниченных ресурсов;
Наука, которая изучает, каким образом в обществе, располагающем ограниченными ресурсами, решаются проблемы, что, как и для кого надо производить, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности людей.
ЭКОНОМИКА — единый хозяйственный комплекс страны в целом или его какая-то часть (отрасль, вид производства); совокупность производственных отношений, складывающихся в сфере производства, распределения, обмена и потребления продуктов труда на определенной ступени общественного развития, экономический базис общества; отрасль науки, изучающая, исследующая систему хозяйствования и закономерности ее развития, систему организации хозяйственных процессов, закономерности развития экономических отношений между людьми. Экономикой также называют и способы использования ограниченных материальных ресурсов для удовлетворения все возрастающих потребностей людей в материальных благах.
Экономике как системе рационального ведения хозяйства столько же лет, сколько и самому обществу — 30-40 тыс. Экономика как наука зародилась 250-300 лет назад. Экономика как практика, соединенная с наукой, существовала и будет существовать постольку, поскольку, с одной стороны, человек имеет дело с ограниченными материальными жизненными ресурсами, с другой — его потребности постоянно растут. Из этого фундаментального противоречия вытекают и так наз. основные вопросы экономики: Что производить? Как и чем производить? В каком количестве и для кого производить? Каким образом распределять произведенное? В зависимости от того, какие ответы находит общество на эти вопросы, как подходит к проблеме преодоления противоречий между ограниченностью ресурсов и возрастающими человеческими потребностями, различают: а) традиционную (замкнутую, натуральную) экономику; б) командную (директивно-плановую, государственно-организованную) экономику; в) рыночную и смешанную экономические системы.
Экономическая деятельность — многообразные виды хозяйственной деятельности людей, направленные на удовлетворение их потребностей и обеспечение материальных условий для жизни.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - часть общей культуры общества и личности, проявляющаяся как в процессе хозяйствования (в рамках фирмы, региона, страны), так и в экономических отношениях между людьми и в экономическом мышлении. Главная составляющая ЭК — процесс гуманизации, гармонизации связей общества и природы, обращение к человеку. Экономическая гуманизация как стержень ЭК предполагает наиболее полное удовлетворение растущих потребностей и интересов людей в рамках тех ограничений, которые призваны сохранить природу и общество в целом.
В пространстве ЭК человек рассматривается как источник, субъект не только физиологических, материальных,, но и социальных, высоких духовных потребностей, которые он удовлетворяет как в экономической сфере, так и вне ее.
Требования социального и экономического развития очень часто образуют два основных несовпадающих вектора исторического прогресса. Часто социальные и экономические интересы выступают конкурентами, т. к. удовлетворяются из единого фонда рабочего времени и отношений собственности. Это противоречие как раз и сглаживается экономической культурой, большую роль в которой играет мораль и право. Экономика в конечном итоге призвана способствовать социальному развитию.
Чем больше человек в рамках экономической системы получает свободы распоряжаться капиталами, имуществом, своими трудовыми и интеллектуальными ресурсами, плодами своего труда, тем большую социальную ответственность он несет перед обществом и перед будущими поколениями. Свобода и ответственность — критерии экономической культуры. К составляющим элементам ЭК относятся:
- уважение к отношениям собственности;
- строгое следование договорной (контрактной) основе тех или иных экономических отношений;
- готовность решать конфликтные вопросы исключительно на правовой основе, на основе предпринимательской, трудовой, потребительской этики;
- эффективное управление хозяйственным процессом, ориентирующееся на глубокое знание социально-психологических качеств человека;
- эстетика и высокая экологичность производства и его результатов;
- безупречная юридическая основа производства и предпринимательства;
- гибкость системы материального и морального поощрения работников;
- постоянная творческая деятельность руководителя и организатора производства;
- наукоемкость производства, его насыщенность информационными системами и технологиями;
меценатство как способ соучастия в развитии культуры социальной среды и способ духовного самовыражения предпринимателя, фирмы, как способ выражения своего процветания
Экономическая культура — система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности; уровень и качество экономических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения. Экономическая культура включает в себя экономическое мышление, экономическую психологию и соответствующее экономическое поведение. Современный экономический склад мышления опирается на научные представления об экономике, ее законы. Он побуждает к разумному управлению своими экономическими действиями. Экономическая психология включает положительное отношение к любой форме собственности, неприятие Настроений уравниловки, создание и развитие благоприятной среды для предпринимательства и т. п. Это психология активных, деловых людей, уважающих любой вид полезной трудовой деятельности. Иногда выделяют такие аспекты экономической культуры, как «культура производителя», «культура потребления», «культура предпринимательской деятельности», «культура управления», «культура труда», «культура торговли».
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - общие объективные, устойчивые причинно-следственные связи, стихийно регулирующие экономические отношения между людьми, предприятиями, фирмами, государствами, выступающие как тенденции, закономерности, опосредованные активной хозяйственной деятельностью огромного количества субъектов рынка. К экономическим законам относятся: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон убывающей доходности, закон убывающей предельной полезности, закон возвышения потребностей, закон воспроизводства рабочей силы, закон денежного обращения, закон преимущественного роста производительности труда, закон возрастания роли личностных, человеческих, духовных факторов производства, закон гуманизации производства и т. д.
Экономическая политика — система государственных мер воздействия на экономические процессы.
Целью экономической политики могут быть экономический рост, экономическая свобода, полная занятость и др. Реализация экономической политики предполагает использование государством различных механизмов регулирования и влияния на экономические процессы: бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика, содействие конкуренции и ограничение монополий, производство общественных благ и др. Выбор этих методов определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, опорой на те или иные теоретические воззрения, на процесс регулирования экономики.
Экономическая система — организационные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
Конечная цель любой экономической системы — удовлетворение потребностей общества. Потребности общества безграничны, а ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, ограниченны. С расходованием ресурсов связаны главные проблемы экономического развития. Как использовать ограниченные ресурсы, чтобы получить наибольшее количество товаров и услуг? Какой способ регулирования деятельности производителя выбрать? Что, как и для кого производить?
Разные подходы к решению этих вопросов позволяют выделить следующие типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную), рыночную. В традиционной эти проблемы решаются на основе традиций и обычаев, в централизованной — с помощью государственного плана, в рыночной — на основе личных интересов свободных производителей в целях получения прибыли.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - системы, характеризующиеся определенным способом организации хозяйственной жизни общества, характером и типом взаимодействия производительных сил и производственных отношений, представляющие собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ.
В зависимости от ответа на главные вопросы экономики, от преобладания тех или иных форм собственности и принципов распределения материальных и нематериальных благ выделяют 4 основных типа экономических систем: традиционную, командную (централизованно регулируемую), рыночную и смешанную.
Традиционная ЭС — система, соответствующая аграр-; ному обществу, основанная на традициях, обычаях, доминирующей роли сельского хозяйства, натуральном и замкнутом хозяйственном укладе и общинно-коллективной собственности на землю. Для данной системы характерно коллективное владение основными ресурсами, сословно-кастовый принцип распределен