1.Внимательно прочитайте задание
2.Выясните что требуется идентифицировать: сам источник или описываемое в нем событие (объект атрибуции)
3.Выяснить какой признак должен быть установлен (предмет атрибуции)
4. В соответствии с предметом атрибуции выделить в тексте источника слова и выражения (ключевые слова) которые помогут при узнавании события, датировке документа. Потом проанализировать и обобщить их.
5. Сформулировать краткий ответ или выбрать его из предложенных в тексте-задании. Убедиться что ни одно из ключевых слов не противоречит ему.
В заданиях, где нужно установить характеристики самого источника, кроме ключевых слов подсказками являются:
l Вид документа (официальное правительственное заявление или статья в газете)
l Авторский стиль изложения (непримиримо-политический тон В.И. Ленина или величаво-торжественный слог Николая I)
l Деление на «своих» и «чужих» (наши союзники, иностранные города и т.п.)
l Особые слова и выражения, связанные с конкретной личностью или его эпохой (слова-историзмы).
Задание 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ
А) «После того как Иван умертвил или потерял своего сына, он стал предаваться жестокостям ещё больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей ещё не довелось слышать; говорят, он впал в отчаяние после смерти сына своего Ивана, так что, казалось, им руководили сами фурии. Когда он надевал красное — он проливал кровь, чёрное — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом —повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам. Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь всё слабее и слабее, он впал в тяжкую болезнь, хотя опасности ещё не было заметно; и, говорят, один из вельмож, Богдан Вельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом питьё, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному Богу, верно только то, что вскоре царь умер».
Б) «Захваченный всецело сначала идеей ниспровержения европейского тирана Наполеона, а затем ловко увлеченный Меттернихом мыслью искоренить в Европе революционные идеи, [император] надолго увлекается ролью европейского арбитра, навсегда отвлекаясь от своих прежних светлых идеалов в деле перестройки собственного государства. Бремя внутреннего правления становилось при этих условиях для него все тяжелее и невыносимее. Явилась необходимость часть этого бремени переложить на доверенного и ближайшего своего помощника <...>.
Таким избранником оказался граф Аракчеев, ставший к концу царствования [императора] неограниченным, бесконтрольным правителем всего государства, единственным докладчиком по всем делам правления <...>».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Правитель, речь о котором идет в документе носил титул императора.
2) Правитель, речь о котором идет в документе был последним представителем этой династии на российском престоле.
3) Правитель, речь о котором идет в документе противодействовал введению в стране военных поселений.
4) При данном правителе в состав России вошли Казань и Астрахань.
5) Этот правитель привлек к проведению реформ М.М. Сперанского.
6) В начале его правления большую роль играл кружок единомышленников – Избранная Рада.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Алгоритм:
Прочитайте документы, выделяя слова- маркеры-имена собственные, географические названия, даты, титулы.
2.Определите эпохи и события, о которых идет речь.
3.Каждуюхарактеристику соотнесите с эпохой и дайте ответ.
СОВЕТ! Можно делать ромашки –схемы, паучки-схемы, завершая тему.
Подсказка: текст нужен, чтобы определить эпоху. Характеристики даются не по тексту, а по эпохе.
РАССУЖДАЙТЕ:
1.Слова маркеры документа А: царь, тирания, Иван-эпоха Ивана Грозного
2.Слова- маркеры документа Б- -Аракчеев, император, Наполеон- понято, что это эпоха Александра 1.
3.Втексте Б прописано, что Александр 1-император.Грозный завершил династию- нет, был еще его сын Федор, военные поселения –детище Аракчеева и Александр 1 их поддерживал- неверно,,Сперанский –друг Александра верно, 2-текст Избранная Рада- законосовещательный орган при Иване Грозном, текст1.
Ответ:
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Закрепи навык!!!
Задание 6.
ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ.
А) «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила – за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
6. Б) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, назыжем их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему. Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) после Олега правил Русью князь Святослав
2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией
3) указанные события относятся к концу IX в.
4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава
5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира
6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
9. Карта. Задания 13-16. Здесь исходным материалом для проверки является карта с изображением некоего события в истории. Проверяют опять же даты, имена и понятия, а также характеристики исторических процессов и явлений.
9. Иллюстрации. Проверяется узнаваемость изображения, дата появления, автор, события, которым посвящено изображение. Задание 17
8.Проблемные вопросы истории. Есть исторические факты, спорить с которыми бессмысленно. Ордынское нашествие было и иго тоже было. Но вот масштабы влияния ига на русское государство и общество можно оценивать по разному. Разные точки зрения есть, например, на итоги политики военного коммунизма. Знание точек зрения проверяется в задании 24.
9. Историческое сочинение. Задание 25. Вам дается на выбор три периода, который необходимо описать. Один период будет взят из 9-17 вв. Другой из 18-19 и третий посвящен 20 веку. Опять необходимо знать даты, имена и понятия, характеристики исторических процессов и явлений, причинно-следственные связи и давать им всем оценку. Можно сказать, что задание 25 суммирует все предшествующие. Разве что картинок нет.