Основной специально уполномоченный республиканский орган государственного управления в данной области - Госкомимущество. Его главными задачами являются проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности РБ), ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров, а также государственное регулирование топографо-геодезической деятельности и землеустройства, создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данные виды экономической деятельности (Положение о Госкомимущества, утвержденное Постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006. № 958).
Госкомимущество координирует деятельность всех иных республиканских органов государственного управления и организаций, подчиненных Правительству в этих областях. К таким органам относятся:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, которое осуществляет государственное регулирование и управление в области охраны земель в рамках своих полномочий. В частности, Минприроды координирует работу по организации и проведению мероприятий по предупреждению деградации и загрязнения земель СОЗ; вносит в местные исполнительные комитеты представления об установлении охранных зон вокруг пунктов гидрометеорологических наблюдений и требований по их охране; вносит представления об объявлении и прекращении функционирования ООПТ, о резервировании под них территорий.
Министерство архитектуры и строительства РБ, которое обеспечивает разработку и реализацию государственной схемы комплексной территориальной организации РБ и административно-территориальных единиц; осуществляет контроль за использованием территорий, принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, организует их выполнение.
Некоторые республиканские органы уполномочены на выполнение отдельных функций государственного регулирования и управления в области охраны и использования земель. Так, Министерство культуры РБ проводит согласование научно-проектной документации, касающейся зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей. Министерство лесного хозяйства РБ обеспечивает рациональное использование земель лесного фонда. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ обеспечивает рациональное использование земель сельскохозяйственными организациями. Министерство транспорта и коммуникаций определяет порядок прокладки инженерных коммуникаций в пределах полосы отвода и на придорожных полосах республиканских автомобильных дорог; обеспечивает согласование строительства объектов в пределах приаэродромной территории аэродромов гражданской авиации; осуществляет координацию деятельности органов государственного управления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по размещению объектов придорожного сервиса.
Система специальных органов по управлению землями в нашей стране стала складываться в процессе проведения земельной реформы. Первым шагом в этом направлении стало создание в 1991 году Комитета по земельной реформе и землеустройству при Совете Министров РБ, которому была передана землеустроительная служба. Постановлением Верховного Совета РБ от 18 февраля 1991 года «О проведении земельной реформы в республике» на Комитет были возложены специальные функции по управлению землями при проведении земельной реформы: землеустроительная, организационная, контрольная и консультационная. Создание такого органа впервые позволило разграничить ведомственное и специальное управление землями. Впоследствии правовое положение органов по земельным ресурсам менялось в сторону расширения их компетенции в области регулирования земельных отношений.
С момента создания специальный орган по управлению землями неоднократно менял свой статус (Комитет по земельным ресурсам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Госкомитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь, Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь).
Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» был создан Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь путем присоединения фонда государственного имущества Министерства экономики к Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. Такая реорганизация была связана с упорядочением государственного регулирования в части имущественных отношений.
Статья 26 КЗ определяет
Компетенция Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь в области использования и охраны земель. Государственный комитет по имуществу РБ в области использования и охраны земель:
-проводит единую государственную политику;
-устанавливает порядок проведения работ по установлению (восст.) и закреплению границ земельных участков;
-обеспечивает разработку проектов региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц;
-устанавливает порядок проведения землеустройства, организует его проведение;
-устанавливает порядок информационного обеспечения и автоматизации землеустройства, в том числе средствами земельно-информационной системы;
-обеспечивает проведение мониторинга земель;
-обеспечивает ведение государственного земельного кадастра, в том числе кадастр. оценки земель, земельных участков;
-устанавливает порядок ведения единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земельных участков и реестра земельных ресурсов Республики Беларусь;
-устанавливает содержание, порядок ведения и хранения землеустроительной, земельно-кадастровой документации;
-осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и (или) через подчиненные ему организации.
Помимо полномочий, определенных 26 статьей КЗ, Госкомимущество в области использования земель выполняет еще ряд функций, определенных Положением о Госкомимущества (Пост. 2006):
· обеспечивает проведение мероприятий по эффективному использованию земель;
· обеспечивает государственные органы и иные организации, физических лиц геодезическими, картографическими, земельно-кадастровыми материалами и данными;
· устанавливает порядок регистрации и учета, ведения единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц РБ;
· организует работы по инвентаризации и почвенно-геоботаническим обследованиям земель, анализу состояния и использования земельных ресурсов, зонированию, районированию и группировке земель;
· организует проведение экспертизы, согласование и утверждение технических проектов на проведение землеустроительных, геодезических и картографических работ;
· организует работы по оценке земель;
· осуществляет изучение и анализ рынка земли, разрабатывает предложения о его развитии;
· осуществляет контроль за поступлением и освоением средств в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;
· формирует Государственный картографо-геодезический фонд Республики Беларусь
Госкомимущества имеет право в пределах своей компетенции, а в необходимых случаях совместно с другими республиканскими органами управления принимать и согласовывать нормативные правовые акты, а также привлекать к ответственности за нарушение законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Госкомимущества.
Госкомимущества возглавляет Председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РБ, принимающий решения и несущий персональную ответственность за выполнение возложенных на Госкомимущество задач и функций.
Постановлением Совмина-958 2006 г. одновременно с Положением о Госкомимущества утверждено Положение о фонде гос. имущества, а также перечень госорганизаций, подчиненных Комитету. Среди них: Белгипрозем, БелПСХАГИ (Республиканское сельскохозяйственное аэрофотогеодезическое предприятие), Республиканское предприятие "Информационный центр земельно-кадастровых данных и мониторинга земель", Научно-исследовательское республиканское предприятие по землеустройству, геодезии и картографии "БелНИЦзем", Борисовское республиканское предприятие "Землемер", Государственный центр картографо-геодезических материалов и данных ", "Белаэрокосмогеодезия", топографо-геодезическое республиканское предприятие "Белгеодезия", "Белкартография", "Национальное кадастровое агентство", Республиканский «Институт недвижимости и оценки», а также областные агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.